Сценарий литературного мероприятия "Музыкальная поэзия А.С. Пушкина"

Цель мероприятия:

  • духовное и патриотическое воспитание молодого поколения посредством приобщения к музыкальному и литературному наследию А.С. Пушкина;
  • популяризация русской классической культуры XIX века, являющейся национальным достоянием и неотъемлемой частью мировой культуры.

Задачи:

  • приобщение обучающихся к культурным ценностям;
  • пропаганда всемирного значения наследия творчества А.С. Пушкина;
  • показать связь двух видов искусства: литературы и музыки;
  • содействие развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка;
  • воспитание любви к творчеству, красоте, искусству.

Форма проведения: устный журнал.

Наглядное оформление: презентация "Музыкальная поэзия Пушкина".

Ход мероприятия

На экране портрет Александра Сергеевича Пушкина.

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята!
Ребята, а вы знаете, кто изображен на этом портрете? (Ответы учащихся)
Да, это великий русский поэт - Александр Сергеевич Пушкин.

В этом году исполняется 225 лет со дня его рождения. Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году 6 июня, в городе Москве.

Звучит "Вальс" Георгия Свиридова из музыкальных иллюстраций к драме Александра Сергеевича Пушкина "Метель". На фоне музыки идет рассказ ведущего.

Ведущий: Литературное творчество великого русского поэта сопровождает нас на протяжении всей жизни. Его произведения объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей, переводятся на десятки языков мира.

Сегодня мы с вами поговорим о творчестве великого русского поэта – Александре Сергеевиче Пушкине. И постараемся понять, что связывает его с музыкой.
В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось бы в музыке, как творчество Пушкина. Музыкальны и певучи его поэтические строки, и так близки они многим поколениям.

Своим творчеством великий поэт вдохновил многих композиторов на создание прекрасных сочинений. Свыше 1000 композиторов обращались к творчеству Пушкина! Более 500 произведений поэта легли в основу 3000 музыкальных произведений. Сюда входят оперы и романсы, симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты и народные песни.

Слово Пушкина по-особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи. Освоение пушкинской поэзии в музыке началось с романса.

Романс - (исп. romance) - камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением

Так, например, десять романсов Михаила Глинки на стихи Александра Пушкина - это поистине десять драгоценных жемчужин. (На экране слайд: Название десяти романсов Михаила Глинки на стихи Александра Пушкина)

Вот их название: "Грузинская песня", "Ночной зефир", "Я здесь, Инезилья", "Роза", "В крови горит огонь желанья", "Признание", "Адель", "К Мери", "Здравствуй кубок" и, наконец, "Я помню чудное мгновенье" - романс самый совершенный, прекраснейший из десяти.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…

Мир этих строк идеален. Знаменитый гимн высокому и светлому чувству - любви! С появлением на свет этого романса связаны имена двух женщин - матери и дочери. (Слайд: Портрет Анны Петровны Керн и Екатерины Ермолаевны Керн)

Пушкин посвятил стихотворение Анне Петровне Керн. Он познакомился с Анной в Петербурге после окончания лицея. Красота женщины поразила его. Прошло много лет, Пушкин жил в ссылке, в селе Михайловском.

И вдруг летом 1825 года, Анна Петровна приехала в Тригорское, в гости к соседям Пушкина. Появление в глуши прекрасной женщины-гения чистой красоты - взволновало поэта. Буря мыслей и чувств вылилась в прекрасные строки.
А через 15 лет композитор Михаил Глинка напишет на эти слова романс и посвятит женщине, в которую будет беззаветно влюблен, - Екатерине Керн, дочери Анны. Романс "Я помню чудное мгновенье" мы послушаем в исполнении известного российского оперного певца тенора Дмитрия Александровича Хворостовского.

Пушкин не был специалистом-музыкантом, не играл на музыкальных инструментах, не обладал певческим голосом, но это не исключает его искреннего внимания к музыке, проникновения в ее сущность.

Исследователи-пушкинисты дают нам материал, подтверждающий ту мысль, что Пушкин был одаренным любителем музыки. Музыкальные впечатления детства Пушкина – русская народная песня. Именно о ней надо говорить как о первом глубоком источнике музыкальных впечатлений и интересов поэта, его живых и непосредственных откликов на искусство звука.

Известно о том, что няня Пушкина – Арина Родионовна – вводила поэта в русский сказочный мир, подарила ему жемчужины русской речи, расцве́ченной поговорками, пословицами, меткими словечками, которые не сходили у нее с языка, а былины и песни, которых так много знала и пела она, должны были иметь и "музыкальное" воздействие на разносторонне впечатлительного и восприимчивого мальчика.

Александр Сергеевич многое унаследовал из фольклора. Будучи истинно народным поэтом, он широко использовал в своем творчестве песни разных жанров: исторические, свадебные, календарные, любовные, семейные, шуточные, разбойничьи, ямщицкие, тюремные и т.д.

В отличие от всех поэтов-песенников, своих современников, Пушкин стремился всю жизнь вести записи песен из уст народа. Используя народные песни в своих произведениях, великий поэт придает особую выразительность собственным творениям. Безусловно, песни украшают авторский текст. Но, как мы понимаем, в большей степени народные песни способствуют раскрытию идейного содержания пушкинских произведений.

Поэт не только вводил в свои произведения народные песни, но и сам сочинял подобные. В поэму "Цыганы" Пушкин поместил песню Земфиры, которую девушка слышала еще от матери. Старик говорит, что это цыганская народная песня, на самом деле ее автор - Пушкин.

Поэт наследует фольклорные традиции, создавая песню о судьбе женщины, жаждущей любви. Не боится грозного старого мужа та, чье сердце отдано другому человеку:

Старый муж, грозный муж,
Режь меня, жги меня:
Я тверда; не боюсь
Ни ножа, ни огня.

Песню "Старый муж" мы послушаем в исполнении известной советской и российской оперной певицы (меццо-сопрано) - Ирины Богачевой.

Но не только стихи поэта стали основой музыкальных произведений. Всем известная повесть "Метель" А. С. Пушкина стала основой кинофильма, а музыку к нему написал советский композитор Георгий Свиридов.

На протяжении всей творческой жизни композитор обращался к поэзии Пушкина. Цельность, гармоничность музы Пушкина, его гениальный пророческий дар, преклонение перед красотой, упоение радостью жизни – все это близко Свиридову.

Одно из самых удачных воплощений прозы Пушкина, в русской музыке XX века у Георгия Свиридова. Самое известное его произведение - музыкальные иллюстрации к повести Александра Сергеевича Пушкина "Метель", в которых композитор использовал сочиненную им ранее музыку к одноименному кинофильму.

Мы послушаем вальс из музыкальных иллюстраций к повести Александра Сергеевича Пушкина "Метель" и посмотрим видеофрагменты из художественного фильма "Метель".

Александр Сергеевич Пушкин обладал уникальным даром писать непревзойденные сочинения. Поэзия, проза и драматургия поэта неслучайно стали литературной основой для создания не менее гениальных опер и балетов.

Имена композиторов, которые обращались в своем творчестве к Пушкину:

  • Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) - опера "Русалка".
  • Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – опера "Борис Годунов".
  • Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – оперы "Сказка о царе Салтане" и "Золотой петушок".
  • Петр Ильич Чайковский (1840-1893) - оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Руслан и Людмила", "Мазепа".
  • Цезарь Антонович Кюи (1835-1918) – опера "Капитанская дочка", "Пир во время чумы".
  • Сергей Сергеевич Рахманинов (1873 - 1943) – оперы "Скупой рыцарь", "Алеко".
  • Борис Владимирович Асафьев (1884- 1949) – балеты "Бахчисарайский фонтан", "Кавказский пленник".

Все перечисленные композиторы в своем творчестве обращались к Пушкину. Это не мало известные имена, а знаменитые на всю Россию музыканты. Они стоят в музыке на том же уровне, что и Пушкин в литературе.

Всего на тему произведений А. С. Пушкина написано 20 опер и10 балетов. Балет Бориса Владимировича Асафьева "Бахчисарайский фонтан" оказался самым удачным из всех воплощений творчества Пушкина на советской балетной сцене.

В советский период истории в 1934 году балетмейстер Ростислав Владимирович Захаров, на музыку композитора Бориса Владимировича Асафьева, поставил балет на сюжет пушкинского "Бахчисарайского фонтана".

Спектакль, показанный 18 сентября 1934 года в Ленинградском академическом театре оперы и балета явился событием во многих смыслах, установил эстетические нормы балетной драмы на добрых два десятка лет, доказал, что литературный сюжет можно воплотить средствами балетной образности, не снижая ценности подлинника, а давая ему самостоятельную трактовку.

Балет "Бахчисарайский фонтан" открыл список советских балетов на пушкинские темы. Давайте посмотрим видеофрагмент балета "Бахчисарайский фонтан" Бориса Асафьева. Танцуют: Майя Плисецкая и Юрий Кондратов.

Как мы знаем, у Пушкина можно встретить в творчестве и сказку, и трагедию, и фантастику, и лирические сцены. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина и музыка Николая Андреевича Римского-Корсакова неразрывно связаны. Римский-Корсаков написал 31 произведение на стихи великого русского поэта, написал кантату "Песнь о вещем Олеге", посвященную памяти поэта.

Пушкин-сказочник отозвался в оперном творчестве Николая Римского-Корсакова. Великий музыкальный сказочник Н.А. Римский-Корсаков написал оперы "Моцарт и Сальери", "Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок".

Интересное совпадение - опера "Золотой петушок" была последней оперой композитора, так же, как и последняя сказка поэта. Сегодня мы вспомним оперу "Золой петушок". Пролог и эпилог Звездочета из оперы "Золотой петушок" мы послушаем в исполнении известного российского оперного певца тенора Юрия Николаевича Маркелова.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина оказало колоссальное воздействие на отечественную музыкальную культуру XIX–ХХI веков. Музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, звучали и звучат со сцен больших и малых театров и концертных залов не только в нашей стране, но и за рубежом.

Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Воистину был прав Александр Сергеевич Пушкин, когда написал такие стихи:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа…,

Все, что сотворил Пушкин – это его памятник. Он при жизни себе его воздвиг.

Следы исчезнут поколений –
Но жив талант, бессмертен гений!..
("К Пушкину". Федор Николаевич Глинка (1819)

Размер:
30.54 Kb
Скачали:
24

Метки к статье: литература, музыка