2025 год объявлен Годом защитника Отечества, в ознаменование 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне данный конкурс востребован, подрастающее поколение должно знать о подвиге советского народа, гордиться именами героев, помнить о том, какой ценой был завоеван мир.
Цель мероприятия: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни людей в годы войны.
Задачи:
Звучит фонограмма песни "Журавли"
(выходят ведущие)
Ведущий 1: Добрый день друзья, уважаемое жюри, зрители! Сегодня мы проводим конкурс чтецов "Память пылающих лет", посвященный 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий 2: Последним мирным днем 1941 года была суббота, 22 июня. После обычной трудовой недели миллионы людей отправились отдыхать.
- Лишь продолжали работать заводы, по железным дорогам мчались поезда... Тишину теплой ночи во многих городах и селах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших свое вступление во взрослую жизнь…
- И вдруг, по радио передают страшное известие!
Ведущий 1: Когда началась война, в боевой строй встали взрослые мужчины и женщины. На защиту Родины поднялись также и тысячи мальчиков и девочек.
- Они порой делали то, что не под силу было мужчинам, и это были простые дети, которые совершали подвиг ценой своей жизни.
Ведущий 2: Годы Великой Отечественной войны не забудутся никогда. Чем больше проходит лет, тем живей и значительней встают они в нашей памяти.
Война закончилась. Но песней опаленной
Над каждым домом до сих пор кружит,
И не забыли мы, что двадцать миллионов
Ушли в бессмертие, чтоб нам с тобою жить...
Ведущий 1: Нельзя забывать и о подвиге, который в эти трудные времена совершила русская литература. На фронтах Великой Отечественной войны погибло 48 поэтов.
- Самому старшему было 49 лет, самым младшим едва исполнилось 20.
Ведущий 2: На нашем конкурсе представлены стихи поэтов, убитых фашистской пулей, поэтов, вернувшихся с войны, современников.
- Погрузитесь вместе с прекрасными поэтами, написавшими стихи, участниками, которые выступят перед вами, в размышления о жизни и смерти, о подвиге и славе, о любви и ненависти.
Ведущий 1: Оценивать мастерство участников будет жюри. Разрешите представить наше независимое жюри в составе: ...
Ведущий 2: Дорогие участники конкурса! Мы надеемся, что сегодня каждый из вас будет обязательно отмечен нашим уважаемым жюри.
- Для этого у членов жюри имеются критерии, по которым они будут оценивать выступление каждого участника. А самым лучшим исполнителям произведений будут вручены дипломы 1, 2 и 3 степени.
- Наш конкурс будет проходить по возрастным категориям: участники 5-6 классов; участники 7-8 классов; участники 9-11 классов.
- Всем желаем справиться с волнением и удачного прочтения стихотворений!
Ведущий 1: Итак, мы начинаем! Первая возрастная категория: участники 5-6 классов.
- Дети и война – понятия несовместимые. Есть поговорка: "На войне детей не бывает". Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством.
- Их детство – это, когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной.
- Мы, нынешнее поколение девчонок и мальчишек, должны быть благодарны ветеранам за то, что не знаем ужасов войны!
- Открывает наш конкурс ... со стихотворением Никиты Красникова "Я никогда не видела войны".
Ведущий 2: Вечный огонь - символ, знаменующий собой торжественную память народа о павших героях, борцах за свободу, за честь Родины. 8 мая 1967 года у Кремлевской стены на могиле Неизвестного солдата был зажжен Вечный огонь в память людей, которые пали в кровопролитной борьбе против фашизма.
Ведущий 1: С тех самых пор огонь горит непрерывно и постоянно - напоминая нам о той цене, которой наши предки дали нам свободу. И пусть сейчас рядом с нами остались десятки ветеранов - память об их подвиге будет жить вечно.
- Для выступления приглашаем ... со стихотворением "Вечный огонь". Автор – Юрий Шмидт.
Ведущий 2: Почитатели таланта Владимира Высоцкого считают это произведение одним из главных в его творчестве. По мнению исследователей, стихотворение входит в число наиболее значительных, написанных о войне.
- Для героя, от лица которого ведется повествование, жизнь разделилась на две половины - до и после того, как его друг не вернулся из боя. ... читает стихотворение Владимира Высоцкого "Он не вернулся из боя".
Ведущий 1: У Константина Симонова мальчишка на лафете стал воплощением судьбы тысяч детей, чье детство и судьба были искалечены войной. Героя стихотворения привезли из Брестской крепости, которая первая приняла удар.
- Поэт намеренно не стал уточнять детали истории мальчика, так как она была неединичной. Константин Михайлович только выделил в стихе один момент: 10 дней для мальчика стали настолько страшными, что они равносильны 10 годам жизни. У него погибла мать, он стал сиротой, и солдаты встречают его. Ребенок был полностью седой.
Стихотворение Симонова "Майор привез мальчишку на лафете…" читает ...
Ведущий 2: Военная лирика стала визитной карточкой творчества Михаила Васильевича Исаковского. В годы Великой Отечественной войны Исаковский написал одно из лучших своих произведений – стихотворение "Русской женщине", создав в нем образ верной спутницы русского солдата, великой труженицы тыла, на плечи которой легла "безмерная тяжесть".
- Героиня стихотворения предстает сильной, нежной, заботливой, любящей, умелой. Она мужественно выносит все, что выпало на ее долю: расставание с любимыми, родными людьми, одиночество, печали, труды, заботы. Ей не страшна никакая работа, все она может и умеет.
Стихотворение "Русской женщине" Михаила Исаковского читает ...
Ведущий 1: По воспоминаниям участников боев, самое страшное на войне – ожидание атаки. Тогда кажется, что все мины летят на тебя, кажется, что ты притягиваешь к себе саму смерть.
- Приглашаем следующего участника ... со стихотворением Леонида Решетникова "Перед атакой".
Ведущий 2: В произведении "Детский ботинок" Сергей Владимирович Михалков поднимает тему детства, опаленного и уничтоженного войной.
Стихотворение написано в 1944 году. Освенцим, Бухенвальд, Дахау, Аушвиц – эти слова вызывают ужас. Лагеря смерти, которые показали, до какого чудовищного абсурда может дойти человеческая жестокость.
- Михалков был потрясен увиденным в одном из освобожденных концлагерей. Склад за крематорием предназначался для обуви. Сотни тысяч пар всех размеров, включая, разумеется, крохотную детскую.
- В ребенке видели вещь, материал, а вот его ботинки ценились куда выше. Амбарные книги распухали от бесконечной переписи чужого, отнятого скарба. Детский ботинок – как история жизни, семьи, несбывшихся надежд и смерти от рук нелюдей.
Стихотворение Сергея Михалкова "Детский ботинок" читает ...
Ведущий 1: Война - это общая судьба, общее горе народа. И даже могилы во время войны становились общими. Их по-братски делили те, кто плечом к плечу сражался за родную землю.
- Владимир Семенович Высоцкий всегда называл "Братские могилы" своей первой военной песней. Сама суть групповых захоронений на местах массовых битв выражена гениальными строчками: Здесь раньше вставала земля на дыбы, А нынче - гранитные плиты.
- Мы приглашаем следующего участника – ... с произведением Владимира Высоцкого "Братские могилы".
Ведущий 2: Высшее предназначение женщины - быть матерью, а значит, давать жизнь. Воевать же - дело мужское. Но в Великую Отечественную войну женщины сражались наравне с мужчинами и смотрели смерти в лицо.
В исполнении ... звучит стихотворение "Ни звуков оркестра". Автор Иван Забуга, участник Великой Отечественной войны.
Ведущий 1: В конце войны в 1945 году Алексей Сурков написал стихотворение "Утро Победы". В этом стихотворении чувствуется глубокая искренность, умение просто и честно говорить о самых страшных вещах и самых сокровенных мыслях, верность другу и Родине, чувство причастности ко всему, что совершается в мире, и ответственность за весь мир.
Стихотворение Алексея Суркова "Утро Победы" читает ...
Ведущий 2: Поэзия Юлии Друниной на военную тематику впечатляет многих читателей своей честностью, эмоциональностью и гуманностью. Язык стихотворений достаточно прост, поэтому доступен каждому.
- Для Друниной важнее всего было донести правдивость переживаний людей во время войны, а не пытаться создать идеальные образы бесстрашных героев. Ярким примером является стихотворение "Бинты". Оно было создано уже в мирное время, много лет спустя после окончания войны.
Друнина добровольно в юности пошла на фронт в качестве санитарки, она была на передовой, в самом пекле. Работа с бинтами входила в ее обязанности. Много раз приходилось снимать уже присохшие бинты с раненых солдат.
Стихотворение Юлии Друниной "Бинты" читает ...
Ведущий 1: Для Эдуарда Асадова тема войны очень болезненная и близкая одновременно. Молодой поэт добровольцем ушел на фронт, мужественно сражался за родину. Он никогда не убегал от опасности.
- Даже после того, как вся его батарея была разбита, Эдуард решил перевезти боеприпасы своим. Этот поступок стал существенным вкладом в победу над врагом, но самого поэта навсегда лишил зрения.
- Асадов не понаслышке знал, как это хоронить друзей. Тяжкие воспоминания навсегда сохранили произведения поэта. Стихотворение "Могила неизвестного солдата", написанное в 1968 году, также относится к военной лирике Асадова.
Читает стихотворение ...
Ведущий 2: Они не вернулись с поля боя. Молодые, сильные, жизнелюбивые. Погибшие, они остались жить, незримые, они находятся в строю. Степан Щипачев написал стихотворение "Павшим" в 1948 году.
Для нас это стихотворение читают ...
Конкурс чтецов "Память пылающих лет" публикуется в сокращении. Скачать полную версию вы можете по ссылке ниже