Цель занятия: формирование у учащихся основ финансовой грамотности, развитие навыков управления личными финансами и повышение осведомленности о важности разумного подхода к деньгам.
Задачи:
Оборудование: презентация, листы бумаги и ручки для выполнения практических заданий.
Учитель приветствует учащихся и объявляет тему занятия.
- Сегодня мы поговорим о деньгах - не только о том, как их заработать, но и как правильно распоряжаться.
- Тема нашего занятия - "Финансовая грамотность - это важно". После занятия вы будете лучше понимать, как управлять своими финансами.
- Мы узнаем, что такое финансовая грамотность, почему важно составлять бюджет, и как можно накопить на свои мечты.
Учитель задает ученикам вопросы:
- Как вы распоряжаетесь своими деньгами? (Ответы учащихся)
- Что для вас важнее - потратить деньги сразу или отложить их на будущее?
- Знаете ли вы, что такое бюджет или сбережения?
Учащиеся делятся своим мнением. Учитель может помочь им, приводя примеры из жизни. Например: если вы получите 500 рублей карманных денег, на что вы их потратите? Какой выбор вы бы сделали - купить новую игру или отложить часть на покупку чего-то большего?
После обсуждения учитель делает вывод: "Финансовая грамотность помогает вам контролировать свои деньги, избегать ненужных трат и достигать важных целей".
Основные финансовые понятия
Учитель представляет презентацию, раскрывающую базовые финансовые понятия, сопровождая их примерами из жизни учащихся.
Доходы и расходы
Объяснение, что доходы - это все деньги, которые вы получаете (карманные деньги, подарки, заработок), а расходы - это траты на покупки и услуги. Например, как расходы на сладости или компьютерные игры.
Бюджет
Учитель показывает, как важно планировать доходы и расходы. Сравнивает бюджет с планом, который помогает не растратить деньги впустую.
Сбережения и инвестиции
Объяснение, что сбережения - это деньги, которые вы откладываете, чтобы использовать в будущем. Пример: "Если вы хотите купить велосипед через полгода, вам нужно начать откладывать деньги уже сейчас".
Банковские счета и кредиты
Рассказ о том, как банки могут помогать сохранять деньги в безопасности и как кредиты могут быть полезными, если использовать их с умом. Однако, важно понимать, что кредиты нужно возвращать, и на это уходит время и деньги.
Финансовые цели
Учитель подчеркивает важность постановки финансовых целей. Например, накопить деньги на смартфон, поездку или другие нужды.
Просмотр видеоролика "Что такое бюджет и как его составлять".
Учащиеся делятся на небольшие группы по 3-5 человек. Каждой группе выдается карточка с практической задачей.
Задача № 1
Вы получаете карманные деньги в размере 5000 рублей в месяц. Вам нужно составить бюджет, распределив эти деньги на обязательные расходы, сбережения и развлечения. Какие статьи расходов вы включите?
Что вы купите в первую очередь? Сколько денег вы сможете отложить?
Задача № 2
Вы собираетесь на неделю в туристическую поездку с друзьями. Ваш бюджет составляет 15 000 рублей. Вам нужно спланировать свои расходы, учитывая транспорт, проживание, питание и развлечения. Как вы распределите эти средства?
Какие расходы будут приоритетными? Сможете ли вы отложить деньги на случай непредвиденных ситуаций?
Задача № 3
Вы хотите купить новый телефон, который стоит 20 000 рублей. В месяц у вас есть возможность откладывать 3 000 рублей. Рассчитайте, сколько времени вам понадобится, чтобы накопить на покупку. Есть ли другие способы ускорить накопления?
Какие дополнительные возможности для заработка вы могли бы использовать?
Задача № 4
Вы и ваши друзья планируете устроить праздничную вечеринку. У вас есть 10 000 рублей на организацию мероприятия. Вам нужно распределить бюджет на аренду помещения, покупку еды, напитков и украшений. Как вы будете распределять эти расходы?
Что является обязательными статьями затрат, а на чем можно сэкономить?
В ходе работы группы обсуждают и записывают свои предложения на листе.
Обсуждение результатов
После выполнения задания каждая группа представляет свой бюджет. Учитель задает уточняющие вопросы:
- Почему вы решили отложить именно такую сумму?
- Какие расходы вы считаете обязательными?
- Что бы вы сделали, если бы появились непредвиденные траты?
Учитель подчеркивает важность разумного распределения денег, комментирует успешные решения и указывает на ошибки, если они были.
Игра "Финансовая пирамида"
Учащимся раздаются карточки с различными финансовыми ситуациями.
Примеры ситуаций:
Задача учащихся - принять решение, как распределить свои деньги так, чтобы справиться с этими ситуациями и, по возможности, отложить средства на будущее.
По завершении игры учащиеся обсуждают свои решения. Учитель объясняет последствия принятых решений, отмечает, какие стратегии были удачными, а какие могут привести к финансовым трудностям.
Работа с личными финансовыми целями
Учащимся предлагается записать на листе бумаги свои финансовые цели на ближайший месяц, год и пять лет. Пример: "Я хочу накопить на новый велосипед за год. Для этого мне нужно откладывать по 500 рублей в месяц".
Учащиеся обсуждают свои цели с учителем и между собой. Учитель помогает сформулировать цели реалистично и объясняет, как важно планировать бюджет для достижения этих целей.
Учитель предлагает учащимся по очереди поделиться своими впечатлениями от занятия.
Пример вопросов для обсуждения:
- Что нового вы узнали сегодня?
- Как вы будете применять эти знания в повседневной жизни?
- Что было самым интересным и сложным на занятии?
Учитель подводит итоги занятия, делает вывод: "Финансовая грамотность - это способность разумно распоряжаться деньгами, ставить финансовые цели и достигать их. Это важный навык, который поможет вам стать более успешными в будущем".
В конце урока можно раздать ученикам: