Конспект внеурочного занятия "Финансовая грамотность – это важно"

Цель занятия: формирование у учащихся основ финансовой грамотности, развитие навыков управления личными финансами и повышение осведомленности о важности разумного подхода к деньгам.

Задачи:

  • дать учащимся базовые знания о финансовых понятиях: доходы, расходы, сбережения, инвестиции, бюджет;
  • развить умение планировать бюджет, отслеживать расходы и определять финансовые цели;
  • привлечь внимание к личной ответственности за управление финансами.

Оборудование: презентация, листы бумаги и ручки для выполнения практических заданий.

Ход занятия

Приветствие и постановка целей

Учитель приветствует учащихся и объявляет тему занятия.
- Сегодня мы поговорим о деньгах - не только о том, как их заработать, но и как правильно распоряжаться.
- Тема нашего занятия - "Финансовая грамотность - это важно". После занятия вы будете лучше понимать, как управлять своими финансами.
- Мы узнаем, что такое финансовая грамотность, почему важно составлять бюджет, и как можно накопить на свои мечты.

Актуализация темы

Учитель задает ученикам вопросы:
- Как вы распоряжаетесь своими деньгами? (Ответы учащихся)

- Что для вас важнее - потратить деньги сразу или отложить их на будущее?
- Знаете ли вы, что такое бюджет или сбережения?

Учащиеся делятся своим мнением. Учитель может помочь им, приводя примеры из жизни. Например: если вы получите 500 рублей карманных денег, на что вы их потратите? Какой выбор вы бы сделали - купить новую игру или отложить часть на покупку чего-то большего?

После обсуждения учитель делает вывод: "Финансовая грамотность помогает вам контролировать свои деньги, избегать ненужных трат и достигать важных целей".

Основная часть

Основные финансовые понятия

Учитель представляет презентацию, раскрывающую базовые финансовые понятия, сопровождая их примерами из жизни учащихся.

Доходы и расходы

Объяснение, что доходы - это все деньги, которые вы получаете (карманные деньги, подарки, заработок), а расходы - это траты на покупки и услуги. Например, как расходы на сладости или компьютерные игры.

Бюджет

Учитель показывает, как важно планировать доходы и расходы. Сравнивает бюджет с планом, который помогает не растратить деньги впустую.

Сбережения и инвестиции

Объяснение, что сбережения - это деньги, которые вы откладываете, чтобы использовать в будущем. Пример: "Если вы хотите купить велосипед через полгода, вам нужно начать откладывать деньги уже сейчас".

Банковские счета и кредиты

Рассказ о том, как банки могут помогать сохранять деньги в безопасности и как кредиты могут быть полезными, если использовать их с умом. Однако, важно понимать, что кредиты нужно возвращать, и на это уходит время и деньги.

Финансовые цели

Учитель подчеркивает важность постановки финансовых целей. Например, накопить деньги на смартфон, поездку или другие нужды.
Просмотр видеоролика "Что такое бюджет и как его составлять".

Групповая работа

Учащиеся делятся на небольшие группы по 3-5 человек. Каждой группе выдается карточка с практической задачей.

Задача № 1

Вы получаете карманные деньги в размере 5000 рублей в месяц. Вам нужно составить бюджет, распределив эти деньги на обязательные расходы, сбережения и развлечения. Какие статьи расходов вы включите?

Что вы купите в первую очередь? Сколько денег вы сможете отложить?

Задача № 2

Вы собираетесь на неделю в туристическую поездку с друзьями. Ваш бюджет составляет 15 000 рублей. Вам нужно спланировать свои расходы, учитывая транспорт, проживание, питание и развлечения. Как вы распределите эти средства?

Какие расходы будут приоритетными? Сможете ли вы отложить деньги на случай непредвиденных ситуаций?

Задача № 3

Вы хотите купить новый телефон, который стоит 20 000 рублей. В месяц у вас есть возможность откладывать 3 000 рублей. Рассчитайте, сколько времени вам понадобится, чтобы накопить на покупку. Есть ли другие способы ускорить накопления?

Какие дополнительные возможности для заработка вы могли бы использовать?

Задача № 4

Вы и ваши друзья планируете устроить праздничную вечеринку. У вас есть 10 000 рублей на организацию мероприятия. Вам нужно распределить бюджет на аренду помещения, покупку еды, напитков и украшений. Как вы будете распределять эти расходы?

Что является обязательными статьями затрат, а на чем можно сэкономить?

В ходе работы группы обсуждают и записывают свои предложения на листе.

Обсуждение результатов

После выполнения задания каждая группа представляет свой бюджет. Учитель задает уточняющие вопросы:

- Почему вы решили отложить именно такую сумму?
- Какие расходы вы считаете обязательными?
- Что бы вы сделали, если бы появились непредвиденные траты?

Учитель подчеркивает важность разумного распределения денег, комментирует успешные решения и указывает на ошибки, если они были.

Практическая часть

Игра "Финансовая пирамида"

Учащимся раздаются карточки с различными финансовыми ситуациями.

Примеры ситуаций:

  • Получение дохода в размере 1000 рублей.
  • Неожиданные расходы на ремонт обуви - 500 рублей.
  • Предложение купить желаемую вещь со скидкой - 2000 рублей вместо 2500.
  • Возможность получить проценты на сбережения в банке.

Задача учащихся - принять решение, как распределить свои деньги так, чтобы справиться с этими ситуациями и, по возможности, отложить средства на будущее.

По завершении игры учащиеся обсуждают свои решения. Учитель объясняет последствия принятых решений, отмечает, какие стратегии были удачными, а какие могут привести к финансовым трудностям.

Работа с личными финансовыми целями

Учащимся предлагается записать на листе бумаги свои финансовые цели на ближайший месяц, год и пять лет. Пример: "Я хочу накопить на новый велосипед за год. Для этого мне нужно откладывать по 500 рублей в месяц".

Учащиеся обсуждают свои цели с учителем и между собой. Учитель помогает сформулировать цели реалистично и объясняет, как важно планировать бюджет для достижения этих целей.

Заключительная часть. Рефлексия

Учитель предлагает учащимся по очереди поделиться своими впечатлениями от занятия.

Пример вопросов для обсуждения:

- Что нового вы узнали сегодня?
- Как вы будете применять эти знания в повседневной жизни?
- Что было самым интересным и сложным на занятии?

Учитель подводит итоги занятия, делает вывод: "Финансовая грамотность - это способность разумно распоряжаться деньгами, ставить финансовые цели и достигать их. Это важный навык, который поможет вам стать более успешными в будущем".

В конце урока можно раздать ученикам:

  • Трекер "Копилка на 31 день".
  • Памятка "Советы управления деньгами".
  • Рабочий лист "Финансовая грамотность – это важно".
Размер:
27.03 Kb
Скачали:
3

Метки к статье: внеурочная деятельность