Цель урока: способствовать формированию представлений о происхождении понятия "гражданин", его современном значении, конституционных правах и обязанностях гражданина РФ.
Задачи:
Оборудование: иллюстрации, раздаточный материал.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, вы пришли сегодня с хорошим настроением! Давайте поприветствуем друг друга!
- А для начала, я предлагаю вам прослушать музыкальную композицию.
Звучит песня "Я гражданин России"
- Ребята, о чем эта песня? Какие чувства она у вас вызывает? (Ответы детей)
- Как вы уже догадались, говорить мы с вами сегодня будем о таком понятии, как "гражданин".
- Итак, кто же такой гражданин? Можем ли мы сказать, что человек и гражданин это одно и то же?
- Давайте с вами сегодня постараемся ответить на эти вопросы.
- "Каждый из нас – человек, но не каждый человек является гражданином". Согласны ли вы с этим высказыванием?
- Тогда разберемся в происхождении слова "Гражданин".
- Происхождение слова гражданин обязано старославянскому языку, в котором оно имело смысл как "житель за ограждением, за оградой, в граде". В отличие от родного для русского языка слова горожанин оно использовалось в смысле горожанина, имеющего какие-то права.
- В Российской империи слово "гражданин" использовали в текстах для обозначения "городского обывателя", в смысле человека, проживающего в городе, горожанина, для отличия его от крестьянина, имеющего место жительства в деревне".
- А каково значение понятия "гражданин" в настоящее время? Изменилось ли оно с тех пор?
- Ответить на эти вопросы нам помогут карточки, которые находятся у вас на столах.
- На них написаны три определения понятия "гражданин" согласно толковому словарю Даля, Ожегова и Ушакова. Ваша задача - выбрать одно, которое наиболее точно передает смысл понятия "гражданин" в настоящее время?
Дети читают, обсуждают и поднимают руку для ответа.
Учитель: Итак, выслушаем ребят, у которых уже готов ответ! Все согласны? У кого есть другое мнение по этому вопросу? (Заслушать 3-x учеников, но все предложенные варианты в карточках прочитать и обсудить, почему подходит / не подходит)
- Тема человека и гражданина всегда являлась одной из приоритетных в общественной мысли любого государства
- В нашей стране ученые, мыслители и деятели искусства не боялись говорить о ней, открыто выражая свою гражданскую позицию.
- Одним из таких людей был известный русский поэт Николай Алексеевич Некрасов.
- Знакомо вам имя данного поэта? А какие его произведения знаете? (Изображение Н.А. Некрасова (портрет), а также демонстрация книг с поэмами автора: "Кому на Руси жить хорошо", "Школьник" и др.)
- Ребята, давайте прослушаем отрывок из произведения Николая Алексеевича, которое как нельзя, кстати, перекликается с темой нашего мероприятия, несмотря на то, что написано оно было в 1856 году…
Прослушивание аудиозаписи: Н.А. Некрасов "Поэт и гражданин"
- Давайте выделим наиболее важное…
1 группа
Не очень лестный приговор.
Но твой ли он? тобой ли сказан?
Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
2 группа
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
Но где ж они? Кто не сенатор,
Не сочинитель, не герой,
Не предводитель, не плантатор,
Кто гражданин страны родной?
Где ты? откликнись! Нет ответа.
3 группа
И даже чужд душе поэта
Его могучий идеал!
Но если есть он между нами,
Какими плачет он слезами!
Ему тяжелый жребий пал,
Но доли лучшей он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
- На какие вопросы ищет ответ в этом стихотворении Н.А. Некрасов? Найдем на них ответы.
Понятие гражданин вошло в современную речь как синоним слова "патриот" - человек, болеющий за интересы родного народа, готовый идти на жертвы во имя государства (отчизны, родины)
- Ребята, а как вы думаете, какие права имеют граждане? Есть ли у граждан обязанности?
- Давайте подумаем, права человека и гражданина одинаковые или разные?
Задание для групп
- Обратите внимание на изображение. (Демонстрация изображения памятника К. Минину и Д. Пожарскому)
- Что вы видите? Что вам известно об этих людях? (Ответы учащихся)
- Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский изгнали из Москвы в эпоху Смутного времени интервентов (врагов) поляков.
- За спасение Отечества благодарные потомки поставили памятник в Москве с надписью "Гражданину Минину и Пожарскому благодарная Россия".
- Именно им мы благодарны за спасение Отечества, за способность подняться над личными интересами и подчинить себя служению интересам общенародным.
- Слово "Гражданин" с давних времен используется в значении звания для уважаемых людей отдельного города, населенного места или даже целого государства.
- Звание почетный гражданин могут даже присвоить человеку, не являющемуся гражданином страны, но сделавшему много полезного для жителей данного города или всего государства.
- Давайте вспомним из истории прошлого или современности достойных граждан своего Отечества. (Демонстрация изображений выдающихся личностей / почетных граждан своего региона)
- Ребята, вам знакомы эти граждане? Что вам о них известно?
- А вокруг вас, в повседневной жизни есть граждане?
- А учителя, которые вас обучают и воспитывают быть достойными гражданами своего Отечества, а врачи, которые спасают людей в нелегкое время, а полицейские, которые находятся на страже порядка?
- Вы хотите вырасти достойными гражданами своего Отечества? Что для этого нужно?
- Итак, подведем итог! Я предлагаю вам составить синквейн со словом "Гражданин". (Прослушать несколько вариантов синквейна)
- Ребята, вы отлично справились! Я думаю, что вы вырастите достойными гражданами своего Отечества!
- Всем спасибо за работу!