В поэме «Кому на Руси жить хорошо» дается эпическая картина послереформенной крестьянской Руси. В ней широко используются и переосмысляются фольклорные и художественные приемы.
Литературоведы называют это произведение «эпопеей крестьянской жизни».
Эпопея – большое стихотворное или прозаическое произведение, в котором отражается событие, имеющее общенациональное и общечеловеческое значение. Главным героем эпопеи является народ. Основу художественного видения произведения составляет народное миросозерцание.
Народ – главный герой произведения. Он появляется в массовых сценах (на ярмарке, сельском сходе, городской базарной площади, на приволжском лугу, в сцене пира на весь мир) как нечто разнородное, но цельное, не воображаемое, а действительное. В поэме создано множество характеров, обладающих яркой индивидуальностью и психологической достоверность. В центре поэмы находятся странники – обычные русские мужики, которых очень волнует вопрос о счастье народа. В конце поэмы их можно с полным правом назвать правдоискателями, поскольку вопрос о том «кому живется весело, вольготно на Руси» постепенно сменяется вопросом о том, как нужно жить, чтобы быть счастливыми. Двинувшиеся в путь некрасовские крестьяне – символ тронувшейся с места, жаждущей перемен послереформенной России.
На многих страницах поэмы изображена безрадостная, голодная жизнь народа. Реформа 1861 года не улучшила его положения. Недаром крестьяне говорят о ней:
Добра ты, царска грамота, /Да не про нас ты писана.
Но как ни страшна крестьянская жизнь, она не убила в народе лучших человеческих черт: трудолюбия, отзывчивости, сострадания, чувства собственного достоинства, ненависти к угнетателям и готовности к борьбе с ними.
В поэме много как коллективных портретов крестьян, так и ярких индивидуальных образов. С нескрываемым сочувствием Н. Некрасов относится к таким крестьянам, которые не мирятся со своим бесправным положением. Среди них Яким Нагой – обобщенный портрет типичного крестьянина, сроднившегося с землей-матушкой. В поэме созданы образы народных заступников: Ермилы Гирина и Савелия, богатыря Святорусского. Матрена Тимофеевна Корчагина олицетворяет судьбу русской женщины, являясь воплощением образа матери и образа Руси. Поэт приводит читателя к выводу, что русская женщина-крестьянка несчастна.
С любовью изображая народ, Н. Некрасов, не скрывая, показал и теневые стороны жизни крестьян: суеверие, невежество, пьянство. Не все крестьяне являются протестантами, есть и такие, которые свыклись со своим бесправным положением. Особенно много таких добровольных рабов сред дворовых. С негодованием рисует поэт крестьян-холопов: дворового князя Переметьева, слугу князя Утятина, старосту Глеба и др. Н. Некрасов с удовольствием показал, что народ сам беспощадно расправляется с предателями и шпионами из собственной среды.
Целая галерея помещиков проходит перед читателем эпопеи. На помещиков Н. Некрасов смотрит глазами крестьян.
Оболт-Оболдуев – полновластный царек в своей вотчине. Утятин жестоким деспотом-крепостником остался и после реформы. Шалашников – самодур-угнетатель, который «воинскою силою» покорял собственных крестьян. Еще больше жесток управляющий Фогель. Он «народ до нитки разорил».
В противовес угнетателям в поэме нарисован светлый и благородный образ Гриши Добросклонова. Этот герой сознательно посвящает себя служению народу. В образе Гриши поэт запечатлел черты революционеров-народников (Н. Чернышевского, Н. Добролюбова). Странники не нашли ответа на вопрос «кому на Руси жить хорошо», но читатель понимает, кто может дать счастье народу. В финале поэмы именно Григорий Добросклонов назван «воплощением счастья народного». Труден, но прекрасен путь, по которому идет Гриша.
Поэма не была закончена, однако автор успел выразить свое понимание счастья как бескорыстное и беззаветное служение людям.
Художественные особенности поэмы "Кому на Руси жить хорошо"
Н. Некрасов пишет поэму белым нерифмованным стихом. Он подобен фольклорному, создает ощущение широты, простоты повествования.
Вся поэма пронизана фольклором. Искатели счастливого собрались в количестве семи человек (магическое число), повествование начинается подобно сказке. Читатель видит скатерть-самобранку и говорящую птичку, богатыря святорусского (Савелия).
Герои хранят в памяти большое количество фольклорных текстов. Матрена Тимофеевна говорит пословицами, поговорками, легендами и притчами, поет народные песни.
Много народный песен использует поэт в последней главе поэмы «Пир на весь мир», в которой речь идет не просто о крестьянской пирушке мужиков, празднующих поминки по «крепям», – речь идет о пире духовном, о пробуждении крестьян к новой жизни.
Поэт пользуется народными изобразительно-выразительными средствами: постоянными эпитетами (сыра земля, ветры буйные), олицетворениями, сравнениями (не ветры воют буйные, не мать-земля колышется), зачинами, повторами, гиперболами.
Стих поэмы музыкален, певуч, глубоко эмоционален. Он полно выражает чувства автора, окрашенные то в тона скорби и печали, то бичующей сатиры, то легкого, лукавого юмора.