Конспект внеурочного занятия для 9 класса "Один в трех лицах: писатель, актер, режиссер"

Цель - познакомиться с Василием Макаровичем Шукшиным не только как с писателем, но и как с режиссером и актером, а также с его экранизированными произведениями.

Тип занятия: вечер памяти.

Формы работы учащихся: групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование: портрет и книги В.М. Шукшина, проектор, раздаточный материал.

Ход занятия

Ведущий: Добрый день, ребята! Как вы уже знаете, 2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
- Киноискусство, считаю, также неразделимо с общей культурой страны.
- Русская литература и кинематография очень тесно связаны. Огромное количество литературных произведений были экранизированы.

- А вы знаете такие произведения? Кто больше? (ответы учащихся)
- Совершенно верно, а чтобы определить тему нашего занятия, ответьте на вопросы:

  1. Человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. (Писатель)
  2. Исполнитель ролей в спектакле и кино. (Актер)
  3. Человек, который управляет всеми творческими процессами в театре, кино или на телевидении. (Режиссер)

- Вы отгадали 3 слова. Сформулируйте тему нашего занятия. (Один в трех лицах: писатель, актер, режиссер)
- А как вы думаете, о ком мы будем говорить? (Варианты учащихся)
- Кто был прав, узнаем, посмотрев видео. После просмотра вы должны будете ответить:

  • О ком мы будем говорить?
  • Что нового вы узнали о жизни этого человека?

После просмотра видео выслушиваются ответы учащихся.

Ведущий: Действительно, вы правы, мы будем говорить о Василии Макаровиче Шукшине.
- Исходя из темы, поставим цель занятия. (Познакомиться с Шукшиным не только как с писателем, но и как с режиссером и актером, а также с его экранизированными произведениями)

- Он прожил всего 45 лет (1929 – 1974), но успел очень много. Он был кинорежиссером, сценаристом, актером, писателем. Шукшиным написаны 5 повестей, 2 исторических романа, пьеса, 4 оригинальных киносценария, публицистические статьи, около 125 рассказов.

Василий Макарович Шукшин (1929-1974) - советский кинорежиссер, киноактер, писательВасилий Макарович Шукшин (1929-1974) - советский кинорежиссер, киноактер, писатель

- И в кино, и литературе Шукшина интересовал человек, его характер, поведение в разных ситуациях. Мы с вами уже знаем, что рассказы писателя посвящены русской деревне и сельским жителям.

- Что общего в героях рассказов Шукшина?
- Герои рассказов – обычные, "простые" люди, современники автора. Традиционный шукшинский герой – это "чудик", человек, который многим кажется странным, так как не ищет материальной выгоды, в нем совершенно отсутствует расчетливость.

- Давайте вспомним произведение В.М. Шукшина и ответим на вопрос: "Какие эпизоды рассказа доказывают, что герой не такой, как все, особенный человек, чудик?"

Просмотр мультфильма "Чудик"

Ведущий: Но по произведениям Василия Макаровича снято много фильмов, во многих из них режиссером стал сам Шукшин, ведь этот замечательный писатель по образованию режиссер. (окончил ВГИК, режиссерский факультет)

- Работы Василия Макаровича в качестве режиссера завоевали большую популярность и вошли в Золотой фонд Советского кино. Это и "Печки – лавочки", и "Ваш сын и брат", и "Странные люди".

- Сегодня мы поговорим о трех наиболее популярных фильмах по произведениям Шукшина. Чтобы больше узнать о кинолентах, поработаем в группах и заполним паспорт фильма. На столах у каждой группы лежит задание для того, чтобы вы охарактеризовали фильм. В этом вам помогут ресурсы сети Интернет. (каждая группа работает с компьютером)

- Время вышло, перед тем, как мы выслушаем командиров групп, хочу сказать, чтобы вы слушали внимательно. Любой из охарактеризованных фильмов может вас заинтересовать, и именно по данному фильму вам захочется сделать домашнее задание.

- Посмотрите один из фильмов, снятых Шукшиным и напишите эссе "О чем меня заставил задуматься Шукшин?" (Учащиеся записывают домашнее задание)

Проверка 1 группы

Ответ 1 группыОтвет 1 группы

- Первый фильм, "Живет такой парень", снятый по мотивам четырех своих рассказов "Коленчатые валы", "Гринька Малюгин", "Классный водитель", "Внутреннее содержание". Кстати, в этом фильме Шукшин выступил в роли кого? (В роли режиссера)

- С появлением этого фильма на большом экране Шукшина ждал огромный успех.

Проверка 2 группы

Ответ 2 группыОтвет 2 группы

- Это единственный фильм, который Шукшин снял на цветную пленку. В каких ипостасях выступает здесь Шукшин? (в роли режиссера и исполнителя главной роли)

- Этот фильм потряс зрителей и критиков. Рассказывает С. Бондарчук: "Помню один из первых просмотров фильма. Это было в Госплане СССР. Так случилось, что до последней минуты мы не знали, будем показывать фильм или нет. Все были очень напряжены, особенно Шукшин. Просмотр все-таки состоялся".

Когда фильм окончился, зрители аплодировали и на глазах у многих были слезы, Шукшин все повторял мне: "Ты видишь, им понравилось! Он ликовал".

Проверка 3 группы

Ответ 3 группы учащихсяОтвет 3 группы учащихся

- Почему в этом фильме Шукшина нет ни в качестве актера, ни в качестве режиссера? (в 1974 году Василия Макаровича Шукшина не стало)

- Но его творчество не забыто, его произведения все также будоражат чувства людей, все также вдохновляют на творчество. Огромное количество стихотворений написано в честь Шукшина. Послушаем стихотворение Сергея Кормина.

- Слушаем стихотворение Сергея Кормина наизусть подготовленным учеником.

В.М. Шукшину посвящается

Родные звали в детстве Васильком.
Ты на Алтае набирался силы.
И по судьбе летел не мотыльком,
А птицею, зовущейся Василий.

Родные Сростки помнили тебя,
Ты возвращался к землякам и дому,
И забывал, порою, про себя,
И шел по жизни, словно по излому.

В краю далеком в грусти по селу
Ты находил и силы, и сюжеты
И счастлив был, как видно, потому,
Что жил в России и творил для света.

Ты на Пикет взбирался с детских лет,
И не боялся правды и упреков.
И находил у земляков ответ
На все задачи жизненных уроков.

Хотя тебя сегодня с нами нет,
Мы на Пикете встретимся с тобою,
И вспомним, как рождал ты ясный свет
В своих твореньях силой неземною.

Итог занятия

Ведущий: Вот и подошел к концу наш вечер памяти. Вспомним, какова же была цель нашего занятия? (познакомиться с Шукшиным не только как с писателем, но и как с режиссером и актером, а также с его экранизированными произведениями)
- Мы достигли поставленной цели? (Да)

- Надеюсь, что этот поистине великий человек, писатель, режиссер и сценарист, оставит след и в вашем сердце. Очень хочется, чтобы вы прочитали его произведения, посмотрели его фильмы.

- В конце хочется процитировать слова Валентина Распутина:

"Не было у нас за последние десятилетия такого художника, который бы столь уверенно и беспощадно врывался во всякую человеческую душу… Читателем и зрителем Василия Шукшина остается вся Россия…, его талант – это, прежде всего, голос взыскующей совести".

Размер:
19.81 Kb
Скачали:
19