Цель - познакомиться с Василием Макаровичем Шукшиным не только как с писателем, но и как с режиссером и актером, а также с его экранизированными произведениями.
Тип занятия: вечер памяти.
Формы работы учащихся: групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование: портрет и книги В.М. Шукшина, проектор, раздаточный материал.
Ведущий: Добрый день, ребята! Как вы уже знаете, 2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
- Киноискусство, считаю, также неразделимо с общей культурой страны.
- Русская литература и кинематография очень тесно связаны. Огромное количество литературных произведений были экранизированы.
- А вы знаете такие произведения? Кто больше? (ответы учащихся)
- Совершенно верно, а чтобы определить тему нашего занятия, ответьте на вопросы:
- Вы отгадали 3 слова. Сформулируйте тему нашего занятия. (Один в трех лицах: писатель, актер, режиссер)
- А как вы думаете, о ком мы будем говорить? (Варианты учащихся)
- Кто был прав, узнаем, посмотрев видео. После просмотра вы должны будете ответить:
После просмотра видео выслушиваются ответы учащихся.
Ведущий: Действительно, вы правы, мы будем говорить о Василии Макаровиче Шукшине.
- Исходя из темы, поставим цель занятия. (Познакомиться с Шукшиным не только как с писателем, но и как с режиссером и актером, а также с его экранизированными произведениями)
- Он прожил всего 45 лет (1929 – 1974), но успел очень много. Он был кинорежиссером, сценаристом, актером, писателем. Шукшиным написаны 5 повестей, 2 исторических романа, пьеса, 4 оригинальных киносценария, публицистические статьи, около 125 рассказов.
- И в кино, и литературе Шукшина интересовал человек, его характер, поведение в разных ситуациях. Мы с вами уже знаем, что рассказы писателя посвящены русской деревне и сельским жителям.
- Что общего в героях рассказов Шукшина?
- Герои рассказов – обычные, "простые" люди, современники автора. Традиционный шукшинский герой – это "чудик", человек, который многим кажется странным, так как не ищет материальной выгоды, в нем совершенно отсутствует расчетливость.
- Давайте вспомним произведение В.М. Шукшина и ответим на вопрос: "Какие эпизоды рассказа доказывают, что герой не такой, как все, особенный человек, чудик?"
Просмотр мультфильма "Чудик"
Ведущий: Но по произведениям Василия Макаровича снято много фильмов, во многих из них режиссером стал сам Шукшин, ведь этот замечательный писатель по образованию режиссер. (окончил ВГИК, режиссерский факультет)
- Работы Василия Макаровича в качестве режиссера завоевали большую популярность и вошли в Золотой фонд Советского кино. Это и "Печки – лавочки", и "Ваш сын и брат", и "Странные люди".
- Сегодня мы поговорим о трех наиболее популярных фильмах по произведениям Шукшина. Чтобы больше узнать о кинолентах, поработаем в группах и заполним паспорт фильма. На столах у каждой группы лежит задание для того, чтобы вы охарактеризовали фильм. В этом вам помогут ресурсы сети Интернет. (каждая группа работает с компьютером)
- Время вышло, перед тем, как мы выслушаем командиров групп, хочу сказать, чтобы вы слушали внимательно. Любой из охарактеризованных фильмов может вас заинтересовать, и именно по данному фильму вам захочется сделать домашнее задание.
- Посмотрите один из фильмов, снятых Шукшиным и напишите эссе "О чем меня заставил задуматься Шукшин?" (Учащиеся записывают домашнее задание)
Проверка 1 группы
- Первый фильм, "Живет такой парень", снятый по мотивам четырех своих рассказов "Коленчатые валы", "Гринька Малюгин", "Классный водитель", "Внутреннее содержание". Кстати, в этом фильме Шукшин выступил в роли кого? (В роли режиссера)
- С появлением этого фильма на большом экране Шукшина ждал огромный успех.
Проверка 2 группы
- Это единственный фильм, который Шукшин снял на цветную пленку. В каких ипостасях выступает здесь Шукшин? (в роли режиссера и исполнителя главной роли)
- Этот фильм потряс зрителей и критиков. Рассказывает С. Бондарчук: "Помню один из первых просмотров фильма. Это было в Госплане СССР. Так случилось, что до последней минуты мы не знали, будем показывать фильм или нет. Все были очень напряжены, особенно Шукшин. Просмотр все-таки состоялся".
Когда фильм окончился, зрители аплодировали и на глазах у многих были слезы, Шукшин все повторял мне: "Ты видишь, им понравилось! Он ликовал".
Проверка 3 группы
- Почему в этом фильме Шукшина нет ни в качестве актера, ни в качестве режиссера? (в 1974 году Василия Макаровича Шукшина не стало)
- Но его творчество не забыто, его произведения все также будоражат чувства людей, все также вдохновляют на творчество. Огромное количество стихотворений написано в честь Шукшина. Послушаем стихотворение Сергея Кормина.
- Слушаем стихотворение Сергея Кормина наизусть подготовленным учеником.
В.М. Шукшину посвящается
Родные звали в детстве Васильком.
Ты на Алтае набирался силы.
И по судьбе летел не мотыльком,
А птицею, зовущейся Василий.
Родные Сростки помнили тебя,
Ты возвращался к землякам и дому,
И забывал, порою, про себя,
И шел по жизни, словно по излому.
В краю далеком в грусти по селу
Ты находил и силы, и сюжеты
И счастлив был, как видно, потому,
Что жил в России и творил для света.
Ты на Пикет взбирался с детских лет,
И не боялся правды и упреков.
И находил у земляков ответ
На все задачи жизненных уроков.
Хотя тебя сегодня с нами нет,
Мы на Пикете встретимся с тобою,
И вспомним, как рождал ты ясный свет
В своих твореньях силой неземною.
Ведущий: Вот и подошел к концу наш вечер памяти. Вспомним, какова же была цель нашего занятия? (познакомиться с Шукшиным не только как с писателем, но и как с режиссером и актером, а также с его экранизированными произведениями)
- Мы достигли поставленной цели? (Да)
- Надеюсь, что этот поистине великий человек, писатель, режиссер и сценарист, оставит след и в вашем сердце. Очень хочется, чтобы вы прочитали его произведения, посмотрели его фильмы.
- В конце хочется процитировать слова Валентина Распутина:
"Не было у нас за последние десятилетия такого художника, который бы столь уверенно и беспощадно врывался во всякую человеческую душу… Читателем и зрителем Василия Шукшина остается вся Россия…, его талант – это, прежде всего, голос взыскующей совести".