Работа сопровождается презентацией.
Цель работы: Выяснить почему у моркови родятся уродливые, т.е. из одного основания растет более двух верхушек (корешков). Изучить на конкретном примере особенности учебно-опытного участка как экосистемы; выявить взаимосвязь компонентов окружающей среды.
1. Введение:
В настоящее время происходят глобальные влияния человека на биосферу. Проблемы экологии волнуют все человечество. Главная задача — убедить в недопустимости дальнейшего развития человечества по пути истощения природных богатств и загрязнения окружающей среды, улучшить экологическую ситуацию. Экономическая жизнь определяется взаимоотношениями в сфере производства и обмена товаров. Товар должен иметь не только определенные вкусовые качества, сроки хранения, но и внешний вид, безвредность для употребления в пищу человеком, т. е. экологически чистым. Поэтому я решил выяснить причину «нетоварного» вида овощей на примере моркови.
2. Описание участка:
Участок расположен вблизи школы, в центре села, граничит с участками жилых домов. Расстояние до внутрирайонной автодороги около 500 м, магазин находится на расстоянии 150 м, мельница 300 м, механические мастерские, животноводческие фермы более 500 м. Проезд транспорта мимо школьного участка ограничен, возможен только с южной стороны, что составляет около 1 автотехники в час.
3. Направления проведенной работы:
● влияние почвы: посадки проводились на различных местах учебно-опытного участка, в результате чего выяснилось, что морковь не любит кислые почвы, предпочитает глубокие рыхлые перегнойные почвы (наиболее подходящие супесчаные, легкие суглинистые с достаточным содержанием органических и питательных веществ, хуже растет на тяжелых глинистых почвах – получаются деформированные, уродливые, разветвленные корнеплоды). При внесении неразложившего органического удобрения, особенно навоза, в почве образуется много соломистых остатков, которые травмируют нежные растительные корешки, которые изгибаются и искривляются. Также при разложении органических остатков в почве повышается содержание углекислого газа, который приводит к повреждению корешка – повышенной ветвистости. При внесении органических удобрений у растений затягивается вегетация, что ведет к искривлению и загниванию корнеплодов. Наличие в почве «мусора» - строительных остатков, камешков, неразрыхленных комков заставляет морковь исполнять «танец на раскаленной сковородке».
● влияние климата: пониженная температура способствует аккумулированию нитратов, а высокая влажность наоборот приводит к понижению нитратов в овощах. Низкие урожаи, невысокое качество плодов получается во времена дождливых сезонов.
● влияние лунного календаря: астрономы утверждают, что на жизнь земных растений влияет фаза Луны и прохождение ее среди звезд. Растения, посаженные когда Луна находится в знаках Тельца, Рака, Весов, Скорпиона, Козерога, Рыб хорошо всходят, растут, приживаются при пересадке, дают хороший урожай. В дни новолуния не следует ничего сеять сажать, сажать, рыхлить почву.
● влияние ухода за посевами: морковь нужно сеять как можно раньше, при запаздывании семена попадают в сухую землю — отсюда не только изреженные всходы, но и уродливость корнеплодов. При недостатке влаги корнеплоды вырастают жесткими «деревянистыми», при избытке растрескиваются. Особенно необходима влага при посеве наклеенных семян на туалетную бумагу, для ее размачивания требуется дополнительная влага. При нехватке в почве воздуха корни принимают уродливую, бородавчатую форму. При прореживании, прополке, выдергивая одни ростки, там где задевали другие - соседние и обрывали кончики корешков и вместо одной головки вырастают несколько. Загущенные посадки также приводили к искривлению, переплетению корней, поэтому требуется, чтобы расстояния между растениями были около 6-15 см (в зависимости от сорта). Не качественные семена (старые, вырожденные маточники) также приводят к уродливости моркови и образованию цветоноса.
● влияние вредителей сельскохозяйственных культур: при прореживании там, где оставлены остатки, морковь загнивала, видимо появляется морковный запах, который привлекает морковную муху, поэтому необходимо удалить выдернутые растения и зарыть их в компостной куче. Личинки проволочника также портят корнеплоды, выедая в них свои ходы, чего не наблюдалось там, где проводилось известкование почвы и ли внесение золы.
ИТОГИ РАБОТЫ: Корнеплоды моркови хорошо развиваются только в рыхлых почвах. Требовательна она и к свету. Необходимо соблюдать все агротехнические приемы: проводить отбор семян, (промывая их в 3-процентном растворе поваренной соли); высаживать нужно после таких предшественников как капуста, огурцы; тщательно перекапывать почву, очищая ее от растительных остатков и камней. Посев проводить во влажную почву, ранние сроки. Регулярно проводить обработку посевов (рыхление и прополку), соблюдая определенные меры осторожности. В изреженных посевах корни моркови перерастают, грубеют и растрескиваются, а в загущенных — не достигают нормальной величины и получаются уродливыми. Основная причина уродливости корнеплодов — состояние почвы.Цель проекта: Выяснить почему у моркови родятся уродливые, т.е. из одного основания растет более двух верхушек (корешков). Изучить на конкретном примере особенности учебно-опытного участка как экосистемы; выявить взаимосвязь компонентов окружающей среды.
Метод: Изучение специальной литературы; проведение исследований, с последующим анализом и обобщением полученных данных.
Общее содержание:
1. Введение.
2. Описание участка.
3. Работа с научно-познавательной литературой.
4. Основные направления проведенной работы.
5. Экосистемный анализ.
6. Выводы. Заключение.
4. Введение:
В настоящее время происходят глобальные влияния человека на биосферу. Проблемы экологии волнуют все человечество. Главная задача — убедить в недопустимости дальнейшего развития человечества по пути истощения природных богатств и загрязнения окружающей среды, улучшить экологическую ситуацию. Экономическая жизнь определяется взаимоотношениями в сфере производства и обмена товаров. Товар должен иметь не только определенные вкусовые качества, сроки хранения, но и внешний вид, безвредность для употребления в пищу человеком, т. е. экологически чистым. Поэтому я решил выяснить причину «нетоварного» вида овощей на примере моркови.
5. Описание участка:
Участок расположен вблизи школы, в центре села, граничит с участками жилых домов. Расстояние до внутрирайонной автодороги около 500 м, магазин находится на расстоянии 150 м, мельница 300 м, механические мастерские, животноводческие фермы более 500 м. Проезд транспорта мимо школьного участка ограничен, возможен только с южной стороны, что составляет около 1 автотехники в час.
6. Изучение научно-познавательной литературы:
- Акимова Т.А., Хаскин В.В. Основы экоразвития. - М., 1994.
- Банников А.Г., Вакулин А.А., Рустамов А.К. Основы экологии и охрана окружающей среды. - М., 2000.
- Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. 1989.
- Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере.
- Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. - М.:Гранд, 1999.
7. Направления проведенной работы:
● влияние почвы: посадки проводились на различных местах учебно-опытного участка, в результате чего выяснилось, что морковь не любит кислые почвы, предпочитает глубокие рыхлые перегнойные почвы (наиболее подходящие супесчаные, легкие суглинистые с достаточным содержанием органических и питательных веществ, хуже растет на тяжелых глинистых почвах – получаются деформированные, уродливые, разветвленные корнеплоды). При внесении неразложившего органического удобрения, особенно навоза, в почве образуется много соломистых остатков, которые травмируют нежные растительные корешки, которые изгибаются и искривляются. Также при разложении органических остатков в почве повышается содержание углекислого газа, который приводит к повреждению корешка – повышенной ветвитстости. При внесении органических удобрений у растений затягивается вегетация. что ведет к искривлению и загниванию корнеплодов. Наличие в почве «мусора» - строительных остатков, камешков, неразрыхленных комков заставляет морковь исполнять «танец на раскаленной сковородке».
● влияние климата: пониженная температура способствует аккумулированию нитратов, а высокая влажность наоборот приводит к понижению нитратов в овощах. Низкие урожаи, невысокое качество плодов получается во времена дождливых сезонов.
● влияние лунного календаря: астрономы утверждают, что на жизнь земных растений влияет фаза Луны и прохождение ее среди звезд. Растения посаженные когда Луна находится в знаках Тельца, Рака, Весов, Скорпиона, Козерога, Рыб хорошо всходят, растут, приживаются при пересадке, дают хороший урожай. В дни новолуния не следует ничего сеять сажать, сажать, рыхлить почву.
● влияние ухода за посевами: морковь нужно сеять как можно раньше, при запаздывании семена попадают в сухую землю — отсюда не только изреженные всходы, но и уродливость корнеплодов. При недостатке влаги корнеплоды вырастают жесткими «деревянистыми», при избытке растрескиваются. Особенно необходима влага при посеве наклеенных семян на туалетную бумагу, для ее размачивания требуется дополнительная влага. При нехватке в почве воздуха корни принимают уродливую, бородавчатую форму. При прореживании, прополке, выдергивая одни ростки, там где задевали другие - соседние и обрывали кончики корешков и вместо одной головки вырастают несколько. Загущенные посадки также приводили к искривлению, переплетению корней, поэтому требуется, чтобы расстояния между растениями были около 6-15 см (в зависимости от сорта). Не качественные семена (старые, вырожденные маточники) также приводят к уродливости моркови и образованию цветоноса.
● влияние вредителей сельскохозяйственных культур: при прореживании там, где оставлены остатки, морковь загнивала, видимо появляется морковный запах, который привлекает морковную муху, поэтому необходимо удалить выдернутые растения и зарыть их в компостной куче. Личинки проволочника также портят корнеплоды, выедая в них свои ходы, чего не наблюдалось там где проводилось известкование почвы и ли внесение золы.
8. Экосиситемный анализ пришкольного участка:
- растительность: на участке есть территории занятые культурными растениями, интродуцированными, залущенные злаками. Культурные виды – это плодово-ягодные растения (кустарники), травянистые однолетние и многолетние культуры (овощи), деревья. Их состав остается довольно постоянным. По всему участку растут сорняки, с которыми мы боремся в основном вручную. Состав сорняков зависит от мер, которые принимаются в борьбе с ними и от вносимого в почву навоза. Например, после внесения перегноя на грядках в большом количестве появились новые сорные виды – одуванчик, молочай и др. На участке представлены разные жизненные формы растений: деревья (береза – 30 растений, ели – 2, яблони - 5, груша - 5, слива - 5, вишня – 10, около одного дерева на ученика), кустарники (смородина, малина), травы (данные растения, расположенные по всему участку, способны задержать на листовой поверхности около одной тонны пыли!).
В растительном сообществе пришкольного участка можно выделить ярусы, что создает условия для проживания здесь самых разных животных (жуки-навозники, дождевые черви, слизни, бабочки, пчелы, мыши, тля, воробьи, скворцы, ежи, жабы, пауки, стрекозы, божья коровка и т.д.). Кроме того, существование на участке разнообразных видов
растений, тоже способствует разнообразию животного мира. Растительность участка это и место обитания и пища для животных.
- животный мир: поскольку участок небольшой, оседлых животных здесь мало. Исключения составляют насекомые, улитки и почвенные животные. Наибольшее количество видов представлено насекомыми. Разнообразие птиц довольно широкое, но не очень велико. Например, появляются хищные птицы (совы, сычи).
Почему на участке преобладают насекомые? Вероятно, это связано с большим количеством разных растений. К тому же многие культурные виды менее устойчивы по отношению к насекомым, чем дикорастущие. Вот уже несколько лет на участке используются ядохимикаты, т.е. ведем борьбу с нежелательными насекомыми. Количество колорадского жука с каждым годом увеличивается, так как он быстро привыкает к ядохимикатам.
Важную роль в поддержании равновесия в экосистеме играют птицы. Они гнездятся, но в малом количестве. По-видимому, им мешает шум, обработка растений ядохимикатами. Прилетающих птиц больше, они едят семена, плоды растений и насекомых. Насекомоядных птиц стараемся привлекать – делаем кормушки и скворечники. На влажных участках можно встретить жаб, лягушек.
9. Характеристика пришкольного участка:
Экосистема – это совокупность живых организмов с неживыми компонентами среды. Мы уже рассмотрели растительный и животный мир участка. Они тесно связаны с компонентами неживой природы: почвой, влагой и состоянием атмосферного воздуха. Основным источником энергии является солнечная энергия. Дополнительных источников энергии нет.
Почвы на территории – чернозёмы. На участке имеется почвенный срез до 1 метра. Участок очень засорен строительным материалом, оставленным при строительстве школы. Ежегодно его приходится удалять, выносить (стекло, кирпич) до 200 кг. Таким образом приходится расплачиваться за экологическую безграмотность строителей. Используется севооборот, ежегодно вносятся органические удобрения (минеральные не используются) – при анализе корнеплодов пять лет назад было обнаружено излишество нитратов.
На участке кроме естественных осадков используется искусственный полив. В основном в нашем районе осадки бывают нейтральные и слабокислые. Была взята проба снега на содержание пыли и других примесей, когда воду отфильтровали, в нем оказалось присутствие пыли и органических веществ. Использование ядохимикатов, удобрений загрязняет окружающую среду, попадая в почву, растения, в грунтовые воды. Не даром в овощах особенно в свекле и обнаружены соединения азота больше, чем норма.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: запыленность воздуха над участком низкая (10 – 15 кг в сутки), зеленые насаждения способны защищать в значительной мере от пыли и шума; необходимо использовать биологические способы борьбы с вредными насекомыми т.к. ядохимикаты убивают не только животных-вредителей, но и птиц, отравляют почву и подземные воды, верхний слой которых располагается близко к поверхности. Сжигая растительные отходы, загрязняет воздух, поэтому необходимо делать компосты. Это поможет вырастить хороший безопасные для здоровья урожай. Компост это отличное удобрение и прекрасный способ безотходного производства. Не беспокоить животных участка, оставлять им уголки естественных условий, это поможет привлечь птиц, они, уничтожая большое количество насекомых, не нарушают экологического равновесия на участке.
10. Рекомендации:
- Не сжигать растительные отходы (уничтожаются полезные животные), делать из них компосты.
- Не пользоваться ядохимикатами. Они отравляют почву, подземные воды, уничтожают полезных животных (использовать биологические способ борьбы с вредителями, настои пахучих растений).
- Высаживать на участке растения, отпугивающие вредителей своим запахом, фитонцидами.
- Привлекать на участок птиц: они уничтожают вредных насекомых (не шуметь на участке, не включать музыку и т.д.).
- Сохранять жаб и лягушек: они помогают бороться с вредителями участка.
- Беречь дождевых червей: они рыхлят почву, улучшают её качество, перерабатывают растительные остатки.
- Создание муравейников (уничтожают гусениц, бабочек, личинок жуков – вредителей культурных растений).
- Соблюдать нормы внесения удобрений (это отразится на урожае).
Биологические особенности культуры:
Двулетнее растение семейства зонтичные.
Первый год - розетка листьев и утолщенный корень, второй год - цветоносный побег и семена. Холодостойкое растение. Прорастает медленно. При раннем посеве всходы появляются лишь через 20 дней. Вначале листья растут медленно (растет корень), засухоустойчивая культура, наиболее требовательна к влажности почвы сразу после посева и в первый период вегетации. Корнеплоды хорошо разрастаются только в рыхлой почве. Лучшие предшественники моркови - ранняя капуста, ранний картофель, многолетняя трава; предъявляет повышенные требования к обработке почвы и засоренности сорняками (почва должна быть чистой).
Морковь заслуженно стала одним из любимейших овощей. Считается, что наши предки выращивали ее еще во II тысячелетии до н. э. В древнюю Русь морковь пришла в VII-IX веках. По содержанию каротина (провитамина А) она лишь немного уступает сладкому перцу и превосходит все другие овощи. Кроме того в ней содержатся витамины группы В, РР, С, Е и другие. В ней прекрасный набор полезных минеральных солей, которые благотворно действуют при сердечно-сосудистых заболеваниях. Богата она сахарами, эфирными маслами.
Корнеплоды хорошо развиваются только в рыхлых почвах. Требовательна она и к свету. Проводить отбор семян, промывая их в 3-процентном растворе поваренной соли). Высаживать нужно после таких предшественников как капуста, огурцы. Тщательно перекапывать почву, очищая ее от растительных остатков и камней. Посев проводить во влажную почву, ранние сроки. Регулярно проводить обработку посевов (рыхление и прополку), соблюдая меры осторожности.
В изреженных посевах корни моркови перерастают, грубеют и растрескиваются, а в загущенных — не достигают нормальной величины и получаются уродливыми.
ИТОГ:
1. Возможно удобряя свежим птичьим навозом попала соломенная подстилка, которая выделяет углекислый газ и травмирует точку роста моркови.
2. Возможно при продергивании выдергивая одни ростки, задевали другие - соседние и обрываются кончики корешков и вместо одной головки вырастают несколько.
3. Не сажайте морковь одного сорта
Скачать