Интегрированный музейный урок английского языка и православной культуры для 7-8 класса

Тема: выдающиеся люди моей малой Родины: митрополит Макарий Булгаков и Иван Васильевич Енохин.

Цель урока: приобщение обучающихся к изучению историко-культурного наследия родного края.

Задачи:

  • формировать духовно-нравственные качества личности на примере жизни выдающихся земляков: митрополита Макария Булгакова и лейб-медика императорского двора – И.В. Енохина;
  • способствовать возрождению национальных духовно-нравственных ценностей;
  • развивать у детей мыслительную и творческую активность;
  • развивать межкультурную коммуникацию;
  • способствовать всестороннему развитию, стимулируя познавательный
    интерес; побудить к самостоятельным поискам информации;
  • воспитывать музейную культуру: воспитывать чувство бережного отношения к историческому и духовному наследию России, родного края.

Форма проведения: музейный урок.

Оборудование: компьютер, мультимедийный видеопроектор, мультимедиа презентация, выставка книг митрополита Макария Булгакова.

Методы и приемы: метод исследовательских, поисковых заданий, погружение в прошлое, беседа, демонстрация, иллюстрация.

Ход урока

Вводная часть урока

Учитель: "Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством". Эти слова сказаны Белинским В.Г. Пусть они станут эпиграфом к нашему музейному уроку. Скажите, почему наш край называют Святым Белогорьем?

Учащиеся: Много святынь есть на нашей земле. Многие люди совершили здесь свой подвиг, защищая Родину, отстаивая православную веру в период революции. Образовался Собор новомучеников святого Белогорья.

Учитель: Правильно. Нам нужно не только изучать историю своего края, но и хранить память о прошлом. Много святынь на нашей земле: монастыри, храмы, духовное наследие предков и люди. Земля святого Белогорья богата именами многих известных исторических и церковных деятелей, оставивших глубокий след в духовной истории России.

В этом списке значится митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков), выдающийся богослов, наш земляк и Иван Васильевич Енохин - лейб-медик императорского двора.

Мы с вами находимся в школьном музее духовно-просветительского центра им. митрополита Макария Булгакова, познакомимся с его экспонатами, поговорим о человеке, именем которого назван духовно-просветительский цент.

Основная часть урока. Выдающиеся люди

Учитель: Чтобы узнать о знаменитых людях, которые родились в наших селах в 18 веке, учащиеся провели исследовательскую работу. Они изучали различные источники, беседовали с историками и узнали, что человек, именем которого назван наш духовно-просветительский цент, родился в с. Сурково. А из с. Зимовенька был родом известный врач, ставший лейб-медиком императорского двора Иван Васильевич Енохин.

Митрополит Макарий Булгаков

Ученик: На центральном стенде вы видите портрет митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), имя которого носит духовно-просветительский центр. Митрополит Макарий (Булгаков) - наш прославленный земляк, родился недалеко от нашего села 19 сентября 1816 года у священника Флоровской церкви села Суркова Новооскольского уезда Курской Губернии отца Петра Булгакова и супруги его Стефаниды Григорьевны.

Митрополит Макарий БулгаковМитрополит Макарий Булгаков

Ученик: Makari Bulgakov was the Russian theologian and an outstanding scientist of the 19th century , the Metropolitan of Moscow and Kolomna. He was born on September 19, 1816 in the family of the priest of Florovsky Church in the village of Surkovo. He was in poor health at birth, and because of this fact he was quickly baptized with the name of Michael. The family had six children. When Michael was 7 years old , his father died . The family lived in poverty.

Despite the poverty, the mother decided to give her son a good education. The initial training Michael had at the home school of his godfather, then when he became 9 years old, he entered parish religious school in Korocha. After studying here for two years, he in 1827 was transferred to the county Belgorod seminary at Kursk theological Seminary.

In his early years of learning in the parish and district schools Michael was not distinguished by any special talent, it was very sickly, constantly suffered from scrofula, but at the same time was an extraordinary hard-working.

Ученик: When Mikhail Bulgakov was studying in the district school, a remarkable case took place. This story was maintained for a long time in the Kursk diocese. It was said, that the future Metropolitan somehow was preparing lessons, alone in the woodshed, while a number of boys were playing stones. Accidentally thrown stone cut his head off, hemorrhage was happened.

Everyone expected that after this incident his pain intensified. But the opposite happened: with the healing of wounds, the boy’s illness was over. It was opened Mikhail’s extraordinary abilities, and soon Michael become one of the best students of the School. Teachers liked his efforts in the study.

In 1831 he was brilliantly graduated from the college and thanks to his excellent performance he was transferred to the Kursk Theological Seminary.
Ученик: In August 1837 he entered the Kiev Theological Academy. In February 1841, he became a monk with the name of Makari. Then he lectured on Russian church history.

In summer of 1842 he became an outstanding scientist, he was transferred to St.Petersburg Theological Academy . In 1843 he received a master's degree.
At age 28, he created and published many works on theology, the history of the Russian Church.

Then he received the rank of Archimandrite and became an inspector of the Academy. In 1847 he received a doctorate in theology. In 1850 he became a rector of the academy . Then he was a bishop in the town of Vinnitsa.

In 1879, Bishop Makari was appointed Metropolitan of Moscow and Kolomna. On June 9, he died. People loved him for his selflessness and devotion to God.

Лейб-медик императорского двора Иван Васильевич Енохин

Учитель: А 25-ю годами раньше, в семье священника Георгиевской церкви в слободе Зимовенька (которое находится рядом с с.Сурково), родился мальчик, который в последствии стал известным врачом и профессором медицины.

Лейб-медик императорского двора Иван Васильевич ЕнохинЛейб-медик императорского двора Иван Васильевич Енохин

Ученик: Ivan Enohin, Doctor of Medicine and a surgeon, a privy councilor, chief medical officer for the army, лейб-медик physician-physician, an indispensable member of the Military Medical Committee of scientist, was born June 24, 1791 in the family of a priest of George Church in Zimovenka settlement.
He received the first education at home, and then he studied at the Seminary of Kursk, which was then in Belgorod. After graduating from the course, he entered the Kiev Theological Academy.

The certificate of the Academy stated that he mastered philosophy, theological subjects, Latin and Russian eloquence, higher mathematics, history, geography with great success. He received praise from teachers. He was honest and generous.

Ученик: In 1814, after completing the course, Ivan was appointed to the Kursk seminary as a teacher of the French language, poetry and mathematics. He was a very conscientious teacher, who gave their students high-quality knowledge. He was a good example to pupils to follow.

In summer in 1817 I.V.Enohin retired and entered the Medical-Surgical Academy in St. Petersburg on a state-owned content. He was graduated from the Academy with a silver medal for "outstanding achievements in the sciences."

After finishing the Academy Ivan Vasilievich he was appointed the physician of Preobrazhensky Life Guards regiment. In 1827, Emperor Nicholas I, gathering on a trip around Russia, asked to find a young military doctor for supporting him in this trip. The choice fell on Enohin, who went with the Emperor.

In 1828, with the beginning of Russian-Turkish war, the Emperor ordered doctor Enohin to accompanied him at the time of the trip. This trip lasted about eight months. During this time Enohin was daily to the Emperor, the Emperor made it possible to evaluate the personal qualities of a young doctor.

Ученик: Как писал журнал "Медицинский вестник", "Енохин был так близок особе Государя, как ни один еще русский медик во всей нашей истории, и пользовался постоянным его благоволением, а между тем оставался простым батальонным лекарем и не искал никаких повышений.

Единственною заботою и единственным человеколюбием его было остаться достойным того высокого положения, в которое он был поставлен, и оправдать доверие, которое было ему оказано, честностью, преданностью и безграничным самоотвержением в исполнении долга. Он смотрел на свое призвание не как на счастливую случайность, а как на долг, возложенный на его совесть. И, отдавая все исполнению этого долга, он мало обращал внимания на свое личное положение".

Ученик: В 1831 году при подавлении Польского восстания И.В. Енохин по Высочайшему повелению был командирован к Главнокомандующему армии князю Варшавскому, графу Паскевичу-Эриванскому. При штурме Варшавы 25 августа делал операции под неприятельскими выстрелами, а на другой день, 26 августа, сосредоточил все свое внимание на самом Главнокомандующем, который в этот день ранен был в левую руку.

В 1836 году Иван Васильевич защитил диссертацию и получил степень доктора медицины и хирургии. В следующем году он был назначен сопровождать Государя Наследника Цесаревича (позднее - Императора Александра II) в путешествии по России и после этого причислен к штату Его Высочества. Этот высокий пост Иван Васильевич сохранял 26 лет и, состоя безотлучно при Государе Императоре Александре Николаевиче, находился в свите его во всех путешествиях по России и за границей.

Ученик: После восшествия на престол Императора Александра II Енохин был назначен лейб-медиком Высочайшего двора с производством в тайные советники. Кроме службы в Придворном ведомстве Иван Васильевич был также непременным членом Военно-медицинского ученого комитета и директором Военно-медицинского департамента.

Как писал в 1863 году журнал "Медицинский вестник", "только пять с половиной лет управлял И.В. Енохин Военно-медицинским департаментом, но эти немногие годы записаны будут блестящими чертами в русской медицинской истории и поставят имя его наряду с историческими двигателями русского медицинского образования. Ему удалось решить задачу... примирения науки со служебной деятельностью врачей чрез постепенное и беспрерывное возвышение уровня медицинского у нас образования".

Дело в том, что Иван Васильевич ввел в правило, чтобы врач, желающий совершенствовать свои знания, мог один год проучиться на российских медицинских факультетах и в академии (квота 20 человек ежегодно), а потом два года в заграничных медицинских учреждениях (квота восемь человек ежегодно), исключительно посвящая это время науке.

Выражаясь современным языком, он ввел курсы повышения квалификации. При этом вновь учащиеся врачи не только не лишались служебных преимуществ, но получали удвоенное казенное содержание, что обеспечивало "беспрерывное поступательное научное движение".

Ученик: Важно отметить, что позднее подобные правила стали нормой в российской медицине на всех уровнях. Так, в начале XX века в Корочанском земстве врачам полагалась за счет земства раз в три года трехмесячная "научная командировка" с полным сохранением жалования.

И.В. Енохин также испросил Высочайшего повеления (последовавшего 29 января 1859 года) руководствоваться при назначении врачей на высшие должности не старшинством по службе, а учеными степенями и заслугами. Эта мера первоначально была принята для Военного ведомства, а позднее введена в Морском, Горном и Гражданском ведомствах.

В 1862 году Иван Васильевич был назначен Главным медицинским инспектором армии - это была наивысшая ступень служебной карьеры, доступная русскому медику. Он заслужил многие российские ордена, а также ордена Австрии, Пруссии, Швеции, Дании, Виртенбергии, Бадена, Гессена, Саксонии, Саксен-Веймарии, Нидерландов, Сардинии, Неаполитании, Персии.

Ученик: Скончался Иван Васильевич 12 июля 1863 года, сохранив до последней минуты ясное сознание. Как было сказано в некрологе, "кто не знал лично И.В. Енохина, тому трудно представить себе, как сильно преобладали в нем добродушие и гуманность над всеми другими движениями души.

Безукоризненно честный и неизменно правдивый, он никогда не затруднялся оправдать в своих глазах никакую чужую оплошность, никакой дурной шаг, если видел в побуждениях к ним хоть капельку человечности. <...>

Он был воплощенною снисходительностью и, может быть, этому обязан был невозмутимою ясностью души, не оставлявшею его среди самых трудных обстоятельств жизни. <...> Даже в глубокой старости он оставался по-детски доверчив, одинаково ласков со всеми и не имел ни малейшей доли старческой сухости характера. <...>

Вступив в административное поприще, он никогда и ни на один час не мог и не умел сделать себя "чиновником". Он был так непостижимо ровен, то есть прост, ласков и добродушен со всеми. <...> Такого полного и безыскусственного отвращения от формализма, каким отличался И. В. Енохин, еще не бывало и, может быть, не будет в нашей медицинской администрации". Далее в некрологе говорилось, что имя сына сельского священника слободы Зимовеньки "не умрет и вечно будет символом честности, добросердечия и искренней, бескорыстной любви к ближнему".

Могила лейб-медика Ивана Васильевича Енохина (1791-1863) и его супруги Марии Викентьевны Енохиной (1824-1882) на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Саркофаг черного мрамора. На верхней поверхности саркофага лежит черный мраморный восьмиконечный крест.

Заключительная часть

Учитель: Подводя итог нашего урока, мы можем сказать, что узнали о замечательных людях нашего Святого Белогорья, жизненный путь которых является замечательным примером веры, трудолюбия, порядочности и смирения.

Хотелось бы вспомнить замечательные слова академика Д.С. Лихачева: "Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества".

Рефлексия

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!