Конспект музейного урока "Что вы знаете о хлебе?"

Основная возрастная категория: 8-12 лет.

Цель:

  • развитие и укрепление у обучающихся знаний о значимости хлеба для человека и уважительного отношения к нему и человеческому труду;
  • формирование всесторонне и гармонически развитой личности подростка.

Задачи:

  • познакомить с орудиями труда, которыми пользовались люди в старину, способами получения муки, выпечкой хлеба, сравнить их с современными техническими средствами;
  • расширять представление детей о процессе выращивания хлеба через презентацию экспонатов музея;
  • воспитывать музейную культуру: бережное, уважительное отношение к историческим событиям, чувства нравственности;
  • приобщение детей к национальной культуре, воспитанию у них любви и уважения к своей малой родине.

Форма проведения занятия: музейный урок.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный видеопроектор, мультимедиа презентация, плакаты с цитатами о хлебе, музейные экспонаты.

Методы и приемы: метод "погружения в прошлое", эвристический метод, сравнения, рассказ, беседа, демонстрация, иллюстрация.

Ход занятия

Вводная часть

Педагог: Нам с раннего детства понятно слово "ХЛЕБ". Мы привыкли к нему настолько, что не замечаем и не задумываемся об этом простом и нужном продукте - создании рук человеческих. Хлеб - это жизнь (в древней Руси хлеб так и называли "жито", что означало жизнь), самое необходимое, что нужно человеку во все времена. Сейчас мы живем хорошо, сытно.

На нашем праздничном столе множество самых разнообразных и изысканных блюд- и рядом с ними всегда есть хлебушек. Без него стол пуст. Когда мы голодны, то прежде всего думаем о хлебе, а не о конфетах. И не даром гласит народная пословица "Хлеб всему голова!".

Сегодня у нас с вами необычный день, мы посетим музей хлеба и узнаем о том, какой же долгий путь он прошел, что бы появиться на нашем столе. Эти слова сказаны русским писателем Николаем Добронравовым:

"И сейчас не прожить без хлеба,
Хлеб, как прежде, основа жизни…
И сейчас не прожить без хлеба,
Как и тысячу лет назад".

Пусть они станут эпиграфом к нашему музейному уроку.

Основная часть урока

План экспозиций

  1. Из глубины веков
  2. Земля кормит человека
  3. Пекарь - это хорошо!
  4. Хлеб - ценнейший продукт питания...

Из глубины веков

Педагог: Хлеб пришел к нам из глубины веков. Изобрели его египтяне. Именно изобрели, потому, что прежде, чем они научились его выпекать, прошли тысячелетия. Им (египтянам) обязано человечество изобретением хлеба.

Сначала человек употреблял в пищу зерна диких злаков в сыром виде. А уже спустя века научились растирать зерна между камнями и смешивать их с водой.
1 ученик: "Издавна люди ели кашу. Сначала из желудей и лесных орехов, затем из зерен злаков: ржи, ячменя, пшеницы…Раз забыли снять ее с огня. Спохватились, когда каша уже превратилась в твердую лепешку.

Попробовали - понравилось. Еще напекли. Кашу для лепешек стали готовить по особым рецептам и назвали тестом. Здесь не обошлось без приключений. Это произошло 4-5 тысяч лет назад. Тесто случайно скисло и поднялось в горшке пышной шапкой. Лепешка на этот раз получилось особенно мягкой и вкусной - настоящий хлеб. И с тех пор тесто стали заквашивать. Сперва зерно толкли в ступах или растирали между камнями.

Со временем камни заменили жерновами, которые крутила лошадь по кругу. Появились водяные,ветряные, паровые мельницы и, наконец, современные, электрические, с чугунными валками вместо жерновов". Обратите внимание насколько изменились условия получения муки от прошлых времен до настоящих. Есть отличия?

Эволюция мельницЭволюция мельниц

Земля кормит человека

Педагог: Много должны потрудиться люди, чтобы поле, вместо травы, годной только для скота, дало рожь для черного хлеба, пшеницу для булки, гречу и просо для каши. Это сейчас на полях работают огромные и умные трактора и комбайны, а раньше крестьяне работали вручную. Тяжел и изнурителен был труд земледельца.

1 ученик: Читая строки из рассказа русского писателя К. Ушинского "Хлеб", узнаем о труде пахаря в далекую старину: "Сначала земледелец пашет поле сохою, если не нужно пахать глубоко, или плугом, если пашет новину, или такое поле, что его надо пахать глубоко.

Земледелец пашет поле плугомЗемледелец пашет поле плугом

Соха легче плуга, и в нее запрягают одну лошадку. Плуг гораздо тяжелее сохи, берет глубже, и в него впрягают несколько пар лошадей или волов(крупные быки). Поле вспахано, все оно покрылось большими глыбами земли. Но этого еще мало. Если поле новое или земля сама по себе очень жирна, то навоза не надобно; но если на ниве что-нибудь уже сеяно и она истощилась, то ее надобно удобрить навозом.

Навоз вывозят крестьяне на поле осенью или весною и разбрасывают кучками. Но в кучках навоз мало принесет пользы: надобно его запахать сохою в землю. Вот навоз перегнил; но сеять все еще нельзя. Земля лежит комьями, а для зернышка надобно мягкую постельку. Выезжают крестьяне на поле с зубчатыми боронами: боронят, пока все комья разобьются, и тогда только начинают сеять.

Сеют или весною, или осенью. Осенью сеют озимый хлеб: рожь, и озимую пшеницу. Весною сеют яровой хлеб: ячмень, овес, просо, гречиху, и яровую пшеницу. Озимь всходит еще с осени, и когда на лугах трава уже давно пожелтела, тогда озимые поля покрываются всходами, словно зеленым бархатом. Жалко смотреть, как падает снег на такое бархатное поле. Молодые листочки озими под снегом скоро вянут; но тем лучше растут корешки, кустятся и глубже идут в землю.

Всю зиму просидит озимь под снегом, а весною, когда снег сойдет и солнышко пригреет, пустит новые стебельки, новые листки, крепче, здоровее прежних. Дурно только, если начнутся морозы прежде, чем ляжет снег; тогда, пожалуй, озимь может вымерзнуть. Вот почему крестьяне боятся морозов без снега и не жалеют, а радуются, когда озимь прикрывается на зиму толстым снежным покрывалом".

Пекарь - это хорошо!

2 ученик: Именно в Древнем Египте 5-6 тысяч лет назад была создана технология хлебопекарного производства. А слово "ПЕКАРЬ" появилось позднее. Впервые оно встречается в письменных источниках, датированных 1300-1200 годами до нашей эры. Но это только отдельные упоминания, а как ремесло хлебопечение становиться признанным и почитаемым спустя 8-10 столетий. Хлебопечением занимались в основном только женщины.

И как видим, та древняя традиция сохранилась до наших дней. Сегодня в хлебопекарной отрасли трудятся тысячи женщин. И хотя слово "пекарь" мужского рода, профессия эта все-таки женская. Ведь женские руки более чуткие и привычные к хлебу. А еще и потому, что условия труда на современном производстве таковы, что здесь больше подходят женская сноровка, расторопность, чем мужская сила.

Но не всегда так было. Раньше выпечка хлеба была связана с тяжелым физическим трудом. Взять, к примеру, нашу русскую деревню. Каждая хозяйка для своей семьи пекла хлеба сама. А для этого надо было с вечера просеять муку, принести воду, замесить квашню теста, смотреть, чтобы оно вовремя подошло, а утром встать ни свет, ни заря, истопить печь дровами, разделить тесто, да удачно посадить и вынуть. И пекли ведь не булочки, а большие караваи.

Это лишь для одной семьи, а в пекарнях той поры для такой работы как раз нужна была мужская сила. Чего стоил только замес теста! Машин не было, все вручную месили.
Педагог: Вот как описывается работа пекаря в 17 веке, которые назывались тогда "хлебными избами".

3 ученик: "…Горячий воздух при входе сразу ударяет в глаза и в голову, становиться трудно дышать. В чаду и мучной пыли едва различимы около печей тысячеведерные, окованные железными обручами бочки с водой. Чуть поодаль у стен, обливаясь потом, полураздетые люди молча месят тесто в длинных деревянных корытах. Еще дальше виднеются лавки и столы, где теплую вязкую массу теста делят на куски.

Крутят из этих тестовых кусков шары для будущих караваев, разделяют сдобу, крендели и калачи. В углу два мастера, смочив руки водой, делят на части густую, приятно пахнущую закваску для ржаного хлеба. Водной из печей рабочий ловко сажает деревянной лопатой ватрушки и пироги.

Маленькие окошки, затянутые бычьим пузырем, почти не пропускают свет. А мастера все видят, все замечают. Знают, когда посадить хлебы, когда их вынуть, когда ставить новые опары и месить на них тесто".

Тяжелым был труд пекаря в те времена,а условия работы нельзя сравнить с современными. Придворные пекари раньше назывались басманниками. Они выпекали для царского стола хлеб, который назывался басманом. Слобода в Москве, где они жили, назывался Басманной. Басманники пользовались заслуженным уважением на Руси.

Хлеб - ценнейший продукт питания

Педагог: А хлеб на Руси выпекался самый разнообразный: ситный, калачный, крупичный, а был еще решетный, овсяный, мельничный. Калач, крендель, сайка были тогда в большом спросе. Но самым первым в этом ряду стоял конечно, ржаной хлеб как основной продукт питания для большинства населения. Белый хлеб могли есть далеко не все, не дешев он был.

Веками создаваемая технология производства русского ржаного хлеба улучшила его вкусовые качества. Сегодня он пользуется спросом не только у нас в стране, но и за рубежом, а в тех странах, где хлеб не выращивается, он считается изысканным продуктом.

1 ученик: Хлеб - ценнейший продукт питания. Пшеница и рожь, из муки которых он вырабатывается, содержат значительное количество биологически активных веществ - витаминов, особенно группы В. Витамин В1 в организме человека принимает участие в процессе обмена углеводов. Витамин В2 просто необходим детям, так как способствует их росту.

А недостаток его в организме взрослого человека снижает интенсивность процессов тканевого дыхания и замедляет скорость образования энергии. Витамин РР – регулятор окислительных процессов в организме человека. С его недостатком связаны быстрая утомляемость, раздражительность, слабость, заболевания кожи. В зародыше пшеничного зерна содержатся также витамины группы Е. Хлеб - это источник белков и углеводов.

Он дает организму человека и необходимые минеральные вещества- соли кальция, фосфора, калия, железа и других микро- и макроэлементов. Эти вещества играют значительную роль в формировании мышечных и костных тканей, деятельности сердечно-сосудистой системы, нормализации химического состава крови и других процессов.
Поэтому хлеб не только восполняет энергозатраты, но и обеспечивает нас большинством незаменимых пищевых веществ, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность организма человека.

Заключительная часть

Педагог: В заключение хотелось бы напомнить замечательные стихи о хлебе:

"Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, тёплый, золотистый,
В каждый дом, на каждый стол»
К нам «пожаловал, пришел". 

"Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!"

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!