Сценарий урока по литературе родного края на тему "Владимир Сосюра – "донецкий соловей"

Цель:

- познакомить с жизненным и творческим путями поэта, показать обучающимся красоту поэтического слова, показать, как душевно и мастерски воспел поэт красоту донецкой земли;

- формировать умение замечать поэтическую деталь, видеть прекрасное в жизни и природе, улучшать умение выразительно читать стихотворения;
воспитывать любовь к родному краю, литературе Донетчины, чувство патриотизма.

Оборудование: выставка портретов В. Сосюры, репродукции картин с пейзажами, аудиозапись стихотворения, презентации к стихотворениям, музыкальное сопровождение, проектор (или компьютер).

Ход мероприятия

Афирмация Учитель. Ребята, в начале мероприя, чтоб справиться с переживаниями, мы проведем афирмацию – позитивный настрой.
Я умная, творческая личность.
Я учусь, потому что хочу многое знать.

Закройте глаза и подумайте: Я всё умею, я всё знаю, я всё смогу!
Надеюсь, что такой настой поможет вам настроиться на работу и продемонстрировать всё, что вы знаете и умеете.

Блиц-опрос

Учитель. Пожалуйста, продолжите неполное предложение. Это поможет нам определить ваш багаж знаний по биографии и творчеству поэта.

  • Родился Сосюра в городе… (Дебальцево Донецкой области).
  • Поэт был из рода… (французов – со стороны отца и сербов – матери).
  • Дар к искусству получил от… (отца – рисовал, писал стихотворения; матери – любила петь).
  • Отец нашего земляка писал… (сатирические поэзии).
  • В 11 лет начинает работать…(в бондарной мастерской Донецкого содового завода)
  • Оставил обучение… (из-за смерти отца).
  • Зарабатывает на хлеб тем, что… (возит щебень тачками, работает коногоном в шахте).
  • Первый сборник стихотворений … ("Поэзии"), вышел в (1921 г.).
  • Автобиографический роман Сосюры называется… ("Третья Рота").
  • В 1963 году получил премию (имени Т. Г. Шевченко).

Учитель. Молодцы! Хорошее начало. Прошу вас занять места по группам, к которым вы относитесь. Слово предоставляется биографам.
- Приветствуем всех в литературной гостинной нашего земляка Владимира Сосюры. А результат своей работы мы решили представить немного необычно.
- Талантливый поэт-лирик, певец борьбы и любви, непревзойденный мастер волшебного слова.

Сосюра – певец суровых осенних ветров и тяжелых лет, мечтательный живописец рассветов, журавлиных перелетов и голубых далей. Поэт был нежным, как песня соловьиная, и тревожным, словно грозы революции. Сила его поэзии – в эмоциональности. Слово литературоведам.

(Литературоведы выступают со стихотворениями автора и об авторе)

Вірш "Васильки у полі..."
- К нам приехал поэт собственной персоной.

В. Сосюра. Мне почти 30 лет. У меня есть два сына, и один из них очень похож на меня. Я смотрю на него... и непереможно у меня возникает желание еще раз прожить, хоть в воспоминаниях свою жизнь над золотым Донцем, в шуме тихих верб и осин, в янтарном колоколе акаций и колоколов...

Об этом читаем в автобиографическом романе "Третья Рота". Так называлось село, где прошли детские годы поэта. Слова искренней любви звучат в честь Донбасса.

Вірш "Як не любить той край"
- Родная земля стала Музой для Владимира Николаевича Сосюры, которая вдохновляла поэта к творчеству. Запах и цвета Донетчины принес с собой в литературу поэт, со всеми особенностями своей истории, этнографии, фольклора. Через изображение пейзажных рисунков родного края автор вдохновенно выражает свою любовь к Донбассу.

Немов душею п’ю твого труда весну я
у радості степів, у гомоні дібров,
і музику гудків твоїх я знову чую,
Донеччино моя, життя мого любов!

- Опоэтизировав сказочный мир своего детства, он воспел красоту Донецкого края:
Дебальцеве моє, колиско днів моїх,
Це ти мені дала співучу ніжну вдачу!

- Поэзии его наполнены не только восхищением красотами родной земли, не просто восторженными возгласами по поводу ее рассветов и вечерних звезд, а будто слышим горячее сердцебиение того, кто собственным трудом утверждает красоту родного Донбасса, красоту и величие родной земли. И особенно это ощущаем мы - его земляки.

Донеччино моя, моя ти батьківщина,
тобі любов моя і всі мої чуття!

В. Сосюра. В своей памяти я сохранил волнующие впечатления о годах учебы в поселке Третья Рота, про своего учителя, который открыл нам, школьникам, дорогу в увлекательный мир знаний. Василий Мефодиевич завоевал искреннюю любовь и уважение у своих воспитанников добротой, лаской, теплом своей души.

Вірш "Учитель"
- В. Н. Сосюра – талант лирический, и в литературе известен как один из наилучших лириков. У поэта тонкая, чувствительная душа. Внимательный к настроению людей, к изменениям в природе, Сосюра умел свои наблюдения обобщить и создать удивительные поэтические образы.

Вірш "Весна"
В. Сосюра. Я очень любил книги. Они тот мир давали мне, который не дала судьба. Я плавал с капитаном Немо на подводной лодке, был пленником на воздушном корабле сумасшедшего ученого, гонялся за преступниками с Натом Пинкертоном, был под землей и в звездных мирах... Я очень любил читать о приключениях и совсем не любил поэзии. В школе был первым учеником, хотя никогда не учил уроки. Просто такая у меня была память... После смерти 37-летнего отца был вынужден оставить учебу и устроился работать на завод.

Вірш "Як я люблю тебе, мій краю вугляний"
- Невероятно повезло поэту: жена Мария Гавриловна стала вдохновенной музой нежной лирики его, "синеглазым счастьем и горем, которое полюбил на всю жизнь".

Якби помножити любов усіх людей.
Ту, що була, що є й що потім буде,
То буде ніч. Моя ж любов – як день,
Не знають ще чуття такого люди.

Якби зібрати з неба всі зірки
І всі сонця з усіх небес на світі,-
Моя любов горітиме яркіш
За всі сонця на тисячі століттів.

- Письма к любимой невероятно трогательные.

В. Сосюра. "Солнышко мое заветное! Свет мое бесконечное! У меня так много для тебя слов-алмазов, слов-цветов. Мне хочется засыпать ими тебя, зацеловать ними тебя, и чтобы ты вечно жила в моих песнях, чтобы люди брали пример с нашей любви...
Моя жизнь, когда тебя нет со мной, бесцветное, серенькое и скучное. Без тебя – нет меня... Душа моя родная, навеки любимая! Без тебя мои мысли, как голые деревья, как прошлогодние листья под снегом..."

Вірш "Васильки"

Режиссеры выступают с презентацией "Пейзажная и интимная лирика В. Сосюры"

Музыковеды. Даже ранняя поэзия отличалась особой мелодичностью. Поэт-песенник – еще одна творческая грань В. Сосюры. На его слова написаны песни, романсы. Композитор Б.Весоловский написал музыку к стихотворениям: "И ты пришла", "Не забудь", "Подсолнух", "Спи, моя любимая" и других. Поэма "Красная зима" положена в основу одноименной кантаты Т.Кравцовой.

Сам автор писал: "Мне больше нравятся те стихи, которые можно напевать. Читаешь и чувствуешь, как в строй строкам соответствуют струны собственного сердца".

Предлагаем вашему вниманию песню, которая принадлежит к раннему творчеству поэта, хоть и приобрела статус народной (аудиозапись, звучит стихотворение в исполнении автора)

Режиссеры представляют проект "Коли потяг у даль загуркоче…"

- Андрей Малышко сказал: "Він усе життя виліплював образ ліричного героя, закоханого в землю, в кольори осені і неба, з чутливою душею…"
- Поэтесса Валентина Черная в своём стихотворении "Ти живеш, наш поете!" с восхищением писала:

Як кожного року буває весна
І літо, і осінь й зима
Так вічна пам'ять поетам в сердцях
Ніколи в житті не вмирала.

Твої вірші ніхто не забуде,
Вони в серці синів і батьків
Ім'я Сосюри в історії буде,
Проживе вого безліч років.

Ти не вмер, ти живеш, наш поете,
Хоч тебе серед нас і нема
Твої вірші не можуть померти,
Ти надав їм краси і життя.

Рефлексия

Представитель от каждой группы должен дать ответ на следующие вопросы: "Что вас больше всего поразило? Что заставило задуматься? Чему вы научились?"

Думаю, что чудесный мир поэта не оставил вас равнодушными. Надеюсь, что еще не раз вы обратитесь к его творчеству. Хочу выразить благодарность всем участникам каждой группы. Все ответы заслуживают самых высоких оценок.

Автор: Маркина Людмила Владимировна, учитель русского/украинского языка и литературы Новоазовская общеобразовательная школа I-III ступеней № 2 г. Новоазовск
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, литература