Олимпиада по математике состоит из 5 задач с ответами и критериями оценивания.
Общее максимальное количество баллов - 35 (по 7 б. за каждое задание).
Задание № 1
Можно ли число 1000 выразить восемью одинаковыми цифрами? При этом, кроме цифр, разрешается пользоваться также знаками действий.
Задание № 2
В королевстве 1001 город. Король приказал проложить между городами дороги так, чтобы из каждого города выходило ровно 7 дорог. Смогут ли подданные справиться с приказом короля?
Задание № 3
Из девяти монет одна фальшивая: она легче остальных. Как за два взвешивания на чашечных весах без гирь определить, какая именно фальшивая?
Задание № 4
Ковер-самолет имеет форму прямоугольника со сторонами 10 м и 11 м. Докажите, что Старик Хоттабыч и Волька сумеют разрезать его на шесть квадратных ковриков.
Задание № 5
В летний лагерь приехали отдыхать три друга: Миша, Володя и Петя. Известно, что каждый из них имеет одну из следующих фамилий: Иванов, Семенов, Герасимов. Миша — не Герасимов. Отец Володи — инженер. Володя учится в 6 классе. Герасимов учится в 5 классе. Отец Иванова — учитель. Какая фамилия у каждого из трех друзей?
Задание № 1
Можно ли число 1000 выразить восемью одинаковыми цифрами? При этом, кроме цифр, разрешается пользоваться также знаками действий.
Решение:
1 решение 888+88+8+8+8=1000
2 решение (2222 – 222) / 2 = 1000
Во втором решении цифру 2 можно заменить на любую другую (разумеется, кроме нуля).
Ответ: можно.
Баллы |
Критерии оценивания задания № 1 |
7 |
Полное верное решение или приведены два и более способа решения |
6 |
Приведен один пример |
4 |
Решение в целом верное. Однако оно содержит ошибки, но может стать правильным после небольших исправлений или дополнений |
0 |
Решение неверное, продвижения отсутствуют ИЛИ решение отсутствует, записан только номер задания |
Задание № 2
В королевстве 1001 город. Король приказал проложить между городами дороги так, чтобы из каждого города выходило ровно 7 дорог. Смогут ли подданные справиться с приказом короля?
Решение: 1001х7=7007 – всего должно выходить дорог, но мы посчитали каждую дорогу дважды. Значит, на самом деле должно быть проложено 7007:2=3503,5 дорог, чего сделать не получится.
Ответ: не смогут.
Баллы |
Критерии оценивания задания № 2 |
7 |
Полное верное решение. |
6 |
Решение верное. Имеются недочеты, в целом не влияющие на решение.
Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение. ИЛИ верное решение, но не записан ответ. |
5 |
Решение и идея решения задания в целом верные. Однако в одном из действий допущена ошибка. Решение может стать правильным после небольших исправлений или дополнений |
3 |
Приведены верные рассуждения, но допущена логическая ошибка. Решение может стать правильным после исправлений или дополнений |
2 |
Найдена идея решения, но оно не доведено до конца. |
1 |
Верно указан ответ при отсутствии решения |
0 |
Решение неверное, продвижения отсутствуют ИЛИ решение отсутствует, записан только номер задания. |
Задание № 3
Из девяти монет одна фальшивая: она легче остальных. Как за два взвешивания на чашечных весах без гирь определить, какая именно?
Решение:
Разобьем монеты на 3 кучки по 3 монеты и проведем взвешивания.
1 взвешивание: положим по 3 монеты на каждую чашку весов.
Возможны два случая:
1. Равновесие, значит, на весах только настоящие монеты, а фальшивая среди тех монет, которые не взвешивались.
2. Одна из кучек легче, в ней фальшивая монета.
2 взвешивание: теперь требуется найти фальшивую среди трех монет (по методу первого взвешивания).
Баллы |
Критерии оценивания задания № 3 |
7 |
Полное верное решение |
6 |
Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение. Полное верное решение, но не записан ответ |
5 |
Решение в целом верное. Однако оно содержит ошибки, но может стать правильным после небольших исправлений или дополнений |
4 |
Решение в целом верное. Однако оно содержит пропуск отдельных случаев, но может стать правильным после исправлений или дополнений |
3 |
Задача решена «наполовину», ход решения правильный, есть прогресс в решении, но полное решение требует дополнительных существенных идей |
2 |
Найдена идея решения, но оно не доведено до конца |
1 |
Записан верный ответ при отсутствии решения (или при ошибочном решении) |
0 |
Решение неверное, продвижения отсутствуют. ИЛИ Решение отсутствует, записан только номер задания |
Задание № 4
Ковер-самолет имеет форму прямоугольника со сторонами 10 м и 11 м. Докажите, что Старик Хоттабыч и Волька сумеют разрезать его на шесть квадратных ковриков.
Решение:
1 способ (словесный)
Квадраты могут быть разного размера.
Пусть по горизонтали 11 м, а по вертикали 10 м.
Получили6 квадратов: 6х6 м - 1 штука, 5х5 м - 2 штуки, 4х4 м - 1 штука, 2х2 м - 2 штуки.
Проверяем: 6*6 + 2*5*5 + 4*4 + 2*2*2 = 36 + 50 +16 + 8 = 110 = 10*11.
2 способ (наглядный, с указанием размеров).
Баллы |
Критерии оценивания задания № 4 |
7 |
Полное верное решение. Приведено словесное описание или наглядное |
6 |
Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение |
5 |
Решение в целом верное. Однако оно содержит ряд ошибок, но может стать правильным после небольших исправлений или дополнений |
4 |
Решение и идея решения задания в целом верные. Однако в одном из действий допущена ошибка. Например, указан неверный способ разрезания фигуры. Решение может стать правильным после небольших исправлений или дополнений. |
3 |
Рассуждения в целом верное. Однако оно содержит ряд ошибок, либо пропуск отдельных случаев, но может стать правильным после небольших исправлений или дополнений. |
2 |
Найдена идея решения, но оно не доведено до конца |
1 |
Записан (показан) размер только одного квадрата. |
0 |
Решение неверное, продвижения отсутствуют ИЛИ Решение отсутствует, записан только номер задания |
Задание № 5
В летний лагерь приехали отдыхать три друга: Миша, Володя и Петя. Известно, что каждый из них имеет одну из следующих фамилий: Иванов, Семенов, Герасимов. Миша — не Герасимов. Отец Володи — инженер. Володя учится в 6 классе. Герасимов учится в 5 классе. Отец Иванова — учитель. Какая фамилия у каждого из трех друзей?
Решение:
Так как Володя учится в 6 классе, а Герасимов в 5 классе, то Володя — не Герасимов. Так как отец Иванова — учитель, отец Володи — инженер, то Володя — не Иванов. Тогда Володя — Семенов, Миша — Иванов, а Петя — Герасимов.
Можно для наглядности применить графы или таблицы.
Ответ: Миша – Иванов, Володя – Семенов, Петя – Герасимов.
Баллы |
Критерии оценивания задания № 5 |
7 |
Ход решения верный, все шаги его выполнены, получен верный ответ |
6 |
Ход решения верный, все шаги его выполнены. Имеются недочеты (даны неполные объяснения), в целом не влияющие на решение. ИЛИ полное верное решение, но не записан ответ |
5 |
Решение содержит незначительные ошибки в рассуждениях, пробелы в обоснованиях, но в целом верно и может стать полностью правильным после небольших исправлений или дополнений |
4 |
Решение в целом верное и полное. Однако оно содержит ряд ошибок, либо пропуск отдельных случаев, но может стать правильным после небольших исправлений или дополнений |
3 |
Решение начато правильно, не доведено до конца |
2 |
Записан верный ответ при отсутствии рассуждения (или при ошибочном рассуждении) |
0 |
Задание не решено (неверное решение) |