Олимпиада по математике для 8 класса состоит из 5 заданий. Общее время выполнения работы – 4 урока, 180 минут.
Общее максимальное количество баллов - 35 (по 7 баллов за каждое правильно выолненное задание).
Задание № 1
45 конфет стоят столько же рублей, сколько их можно купить на 20 рублей. Сколько конфет можно купить на 50 рублей?
Задание № 2
При каких значениях параметра р отношение корней уравнения x2 + 2px +1 = 0 равно 9?
Задание № 3
Мальчик стоит на автобусной остановке, а автобуса нет. Ему хочется пройтись до следующей остановки. Мальчик бегает вчетверо медленнее автобуса и может увидеть автобус на расстоянии 2 км. До следующей остановки ровно километр. Имеет ли смысл идти, или есть риск упустить автобус?
Задание № 4
В трапеции длина одной из диагоналей равна сумме длин оснований, а угол между диагоналями равен 60°. Докажите, что трапеция – равнобедренная.
Задание № 5
Докажите, что в любой компании найдутся два человека, имеющие равное число знакомых в этой компании (если A знаком с B, то и B знаком с A).
Решение задания № 1
Пусть x — стоимость одной конфеты в рублях. Тогда 45x = 20/x , откуда x = 2/3 . Тогда на 50 рублей можно купить 50/x = 75 конфет.
Ответ: 75 конфет.
Баллы |
Критерии оценивания задания №1 |
7 |
Приведено полное обоснованное решение и получен верный ответ. |
6 |
Верно и обосновано получено необходимое равенство, но допущена вычислительная ошибка, не повлиявшая на ответ. |
5 |
Необходимое равенство получено, но дальнейших продвижений нет. |
4 |
Приведено частное решение задачи с конкретными числами и сделан правильный вывод. |
1 |
Приведен только ответ. |
0 |
Приведено неверное решение или оно отсутствует. |
Решение задания № 2
Пусть x1 = 9x2, тогда по теореме Виета:
Баллы |
Критерии оценивания задания № 2 |
7 |
Полное верное обоснованное решение. |
6 |
Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение. Или полное верное решение, но не записан ответ. |
5 |
Верное рассуждение, но решение не доведено до конца и найден только один корень. |
2 |
Правильно найден дискриминант. Дальнейшие продвижения в решении задачи отсутствуют. |
0 |
Решение неверное, продвижения отсутствуют или решение отсутствует, записан только номер задания. |
Решение задания № 3
Пусть мальчик пробежит х км, тогда автобус проедет 4х км. Если они двигаются навстречу друг другу, до встречи с автобусом мальчик пробежит 2/5 км (из уравнения 4х+х=2). Это значит, что, отойдя от остановки не более, чем на 2/5 км, мальчик сможет успеть на автобус, побежав назад.
Если автобус догоняет мальчика, мальчик успеет пробежать 2/3 км до момента, когда автобус его догонит (из уравнения 4х-х=2). Это означает, что он сможет успеть на автобус, если до следующей остановки осталось не более 2/3 км, то есть, если он успел пройти не менее 1/3 км до момента, когда заметил автобус. Так как, 1/3 < 2/5 , то у мальчика всегда будет возможность успеть на автобус и имеет смысл идти.
Ответ: да, имеет смысл идти.
Баллы |
Критерии оценивания задания № 3 |
7 |
Полное верное решение. |
6 |
Решение верное. Имеются недочеты, в целом не влияющие на решение. |
5 |
Верное решение, но не записан ответ. |
4 |
Решение содержит пробелы в обоснованиях, но в целом верно и может стать полностью правильным после небольших исправлений или дополнений. Записан правильный ответ. |
3 |
Рассмотрены отдельные шаги решения и сделан правильный вывод. |
2 |
Решение не доведено до конца и получен неверный ответ. |
1 |
Записан ответ без объяснения. |
0 |
Задание не решено (неверное решение). |
Решение задания № 4
Пусть AD = a, BC = b, AC = a + b. Продолжим AD за точку D на расстояние DM = BC. ΔАСМ - равносторонний. Но это значит, что ΔАОD и ΔВОС - тоже равносторонние.
Отсюда следует, что ∠ АОВ = ∠ СОD, откуда имеем, что AB = CD.
Баллы |
Критерии оценивания задания № 4 |
7 |
Верное обоснованное решение задачи. |
6 |
Приведены верные рассуждения, являющиеся решением задачи, но по каким-либо причинам дан неверный ответ (например, указан угол СDО вместо угла СОD). |
5 |
Приведены в целом верные рассуждения, в которых допущены ошибки, не имеющие для сути решения принципиального характера, и дан верный ответ. |
4 |
Приведено схематичное решение задачи при отсутствии обоснований: указаны все промежуточные выводы без указания связей между ними (ссылок на теоремы или определения). |
1 |
Сделаны дополнительные построения и обозначения на чертеже, из которых ясен ход решения, дан верный ответ, но не приведены сами рассуждения. |
0 |
Задание не решено (неверное решение) или записан ответ без объяснения. |
Решение задания № 5
Пусть в компании k человек. Тогда каждый человек может иметь от нуля до (k – 1) знакомых. Предположим противное: количество знакомых у всех разное. Тогда найдется человек без знакомых, найдется человек с одним знакомым, и так далее, наконец, найдется человек, у которого (k – 1) знакомых.
Но тогда этот последний знаком со всеми, в том числе и с первым. Но тогда у первого не может быть ноль знакомых. Получили противоречие.
Баллы |
Критерии оценивания задания № 5 |
7 |
Ход решения верный, все шаги его выполнены, утверждение доказано. |
6 |
Ход решения верный, все шаги его выполнены. Имеются недочеты (даны неполные объяснения), в целом не влияющие на решение. |
4 |
Верно выполнены рассуждения, но допущена логическая ошибка. Решение может стать правильным после небольших исправлений или дополнений. |
2 |
Рассмотрены отдельные шаги решения. Указаны вариант раскрашивания доски в два цвета и количество закрашенных клеток. Или решение не доведено до конца. |
0 |
Задание не решено (неверное решение). |