Цель: Приобщение школьников к музыкальному фольклору как к носителю культуры и духовности народа.
Задачи:
- Выявить жанровое многообразие музыкальных форм, бытующих в народе.
- Познакомиться с историей освоения Амурской области, Тындинского района и посёлка Могот выходцами из различных регионов России и ближнего зарубежья.
- Проследить тенденции смешения разных культур на данной территории.
- Развитие музыкальных способностей учащихся в процессе исполнения знакомых произведений музыкального фольклора и современных авторов.
Оборудование: Синтезатор «Yamaha», Музыкальный центр; Аудиокассеты: «Фонохрестоматия музыкального материала» 3,8, классы, «От барыни до сиртаки»; Книги с иллюстрациями: «Русский музыкальный фольклор» учебник для 1 класса, М.И. Глинка, журналы «Народное творчество», иллюстрированные сборники народных песен.
На доске написаны названия песенных жанров: трудовые (календарные), семейные; величальные, корильные, колыбельные, потешки, пестушки, заклички, лирические, хороводные, рекрутские, плясовые, игровые, частушки.
Ход урока:
1. Звучит народная музыка в исполнении оркестра русских народных инструментов имени Осипова.
2. Музыкальное приветствие.
3. Учитель. В течение учебного года мы много говорили о народной культуре, традициях. Сегодня мы постараемся ответить на вопрос о том, какие народные музыкальные жанры сохранились до наших дней, как смешались эти традиции разных народов на территории Амурской области и посёлка Могот. Как вы знаете, территория, на которой мы проживаем ранее была заселена эвенками. О традициях этого народа нам расскажет Сорокина Лера
4. Сообщение учащегося. Религией эвенков был шаманизм. Шаман должен был уметь петь заклинания, играть на бубне, сам изготавливать костюм, бубен и другие ритуальные предметы. Предметы культа украшались рисунками, вышивкой и т д. Разделения на разные виды искусства в те времена не было. Шаман обязан был знать и уметь всё. Поэтому соплеменники считали его колдуном, боялись и уважали. В некоторых ритуалах участвовали и другие члены племени. Простейшие песни-заклинания должны были помочь в охоте, лечении больных.
5. Учитель. Мы не можем исполнить те заклинания, которые пел эвенкийский шаман, но у нас в репертуаре есть песня «У шамана 3 руки»
6. Исполнение учащимися песни из репертуара группы «Пикник»
7. Учитель. Песня сопровождала человека любого племени с самого рождения – мама пела ребёнку колыбельную, взрослея, он играл со сверстниками, исполняя заклички и игровые песни. В народе не принято было делиться на артистов и зрителей, каждый участник обряда исполнял свою роль по мере своих возможностей. Некоторые ритуалы исполняли только мужчины, другие – только женщины. (Например погребальный обряд сопровождался плачами и причетами плакальщиц – специально нанятых пожилых женщин) Существовали специальные детские песенные жанры. Приведите, пожалуйста, примеры известных вам колыбельных, закличек, частушек и других малых форм песенного фольклора.
8. Учащиеся напевают колыбельные, заклички, потешки, частушки, колядки.
9. Учитель. Композиторы всегда изучали народное музыкаоьное творчество и использовали в своих произведениях. Сейчас мы послушаем фрагмент оперы «Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского-Корсакова.
10. Слушание. «Колядные песни»
11. Учитель. Какой жанр народной песни использовал Римский-Корсаков?
Ученики – Колядки.
Учитель. Какому народному празднику присущи колядки?
Ученики – Рождеству, святкам.
Учитель. Рождество это христианский праздник, а какой языческий народный праздник дошёл до наших дней?
Ученики – Масленица.
Учитель. Маслица праздновалась неделю. Каждый день имел своё название и свои традиции. В один из дней зять приходил к тёще на блины, потом тёща приходила к зятю в гости. Обряды сопровождались песнями. Какую масленичную песню вы знаете?
Ученики – «По зелёной роще»
12. Исполняется песня «По зелёной роще» с разыгрыванием сюжета.
13. Учитель. Мы уже упоминали на уроке о том, что праздники в русском народе сохранились и языческие, и христианские. И те , и другие сопровождались пением. Издревле считалось, что спетая молитва дойдёт до бога быстрее. Сейчас мы послушаем народное песнопение «Величание святому равноапостольному Александру Невскому»
14. Слушание музыкального фрагмента.
15. Учитель. С принятием христианства большая часть ритуальных песен утратила своё первоначальное значение. Многие были забыты. Песни- заклинания календарного цикла очень долго сопровождали труд крестьян даже в христианские времена. Церковь боролась с пережитками язычества, а заодно и с народной музыкой. Некоторые ритуальные песни, утратив первоначальное значение, стали игровыми.
16. Исполняется игра «Селезень и утка» Игра повторяется по количеству участников.
17. Учитель. Как вы думаете, частью какого обряда в древности была эта песня?
Ученики – Возможно, частью ритуала «на удачную охоту», чтобы приманить утку и селезня, и ещё 7 утят.
18. Учитель. На территории Амурской области проживают не только русские, но и другие национальности. О том кто и когда пришёл в Амурскую область подготовил сообщение ……..
19. Сообщение учащегося. Амурская область заселялась очень активно во времена Столыпинского переселения выходцами из Украины, Белоруссии. Очень много было Читинских казаков. В 70 годы 20 века, когда строился БАМ, на территорию Тындинского района приехали строители со всего Советского Союза. У нас в посёлке проживают русские, украинцы, азербайджанцы, армяне и другие национальности.
20. Учитель. В 2006 году Амурский государственный университет опубликовал результаты исследований фольклорной экспедиции в сборнике «Амурские узоры» Из этого сборника я взяла вашу любимую песню «Варенички». Мы можем исполнить её как свою родную песню, хотя и не понимаем некоторые слова.
21. Исполняется песня «Варенички»
22. Учитель. Подводя итог сегодняшнего урока, мы можем сделать вывод; разные жанры песенного музыкального фольклора сопровождали человека с момента рождения и провожали в последний путь. Менялись обряды, религии, изменялся первоначальный смысл некоторых песен, но главное – народная песня, какой бы народ её не сочинил, дошла до наших дней и сегодня помогает человеку трудиться и отдыхать.
23. Звучит запись народной танцевальной музыки в исполнении народного ансамбля.