Конспект урока: Значение песни в жизни человека. 8 класс

Цель: Выявить значение песни в жизни человека.

Развить художественный вкус

Воспитать любовь к искусству.

I. Вступительное слово учителя.  

Вспомнить основные музыкальные жанры.

Подвести к пониманию учащихся, что песня, танец, марш привели к многообразию музыкальных жанров.

II. Учитель предлагает учащимся вспомнить и исполнить песню О. Митяева «Изгиб гитары желтой»

III. Беседа «История появления жанра песни»

Когда человек начал петь?

Предполагаемый ответ: в древности. Человек издавал различные звуки перед стихией природы, при опасности появления дикого зверя, при общении с ребенком и т. д.

Какие чувства испытывал древний человек? (ответы учащихся)

Учитель делает обобщение в ходе беседы с учащимися: древний человек проявлял интерес к окружающему миру и собственному развитию. Именно, это, прежде всего,  отразилось в искусстве, связанном с  деятельностью древнего человека. 

Какие действия совершал древний человек, чтобы выжить в суровых условия?

- ритуал начала охоты;

- после охоты

- преклонение перед стихией природы

(можно с учащимися изобразить движения и издания звуков, выкриков перечисленных действий древнего человека)

Учитель делает вывод: таким образом, человек издавна стремился выразить свое отношение к миру, земле, солнцу через музыкальные  звуки, жесты. Он был частицей  вселенной, управляемой могучими, неведомыми силами. Он поклонялся им, просил, заклинал их даровать тепло, свет, удачу.

Какую роль сыграла вера древнего человека в божественную силу? (Она помогла древнему человеку создать древние языческие обряды, праздников, игр)

Чем сопровождались эти обряды? (сопровождались плясками, музыкой. Слова заклинаний в обрядах не только произносились, но и пелись)

Учитель добавляет: так появились обрядовые песни, и предлагает разучить всем классом р.н.п. «А мы сечу сеяли»

Разучивание песни «А мы сечу сеяли, сеяли»

Учитель предлагает проанализировать песню.

Дайте музыкальную характеристику мелодии песни? (узкий диапазон, однообразная мелодия с постоянным возвращением к сходному звуку)

Какую геометрическую фигуру образует мелодия? - круг.

Учитель: таким образом, древняя обрядовая музыка проста и лаконична. Передаваясь из уст в уста, она веками шлифовалась; в ней сохранились лишь самые яркие попевки, мелодические обороты, интонации.

С ходом исторического времени внутренний мир человека стал шире и многограннее. И это все отразилось, прежде всего, в песне.

Кто сочинял песни на Руси? (народ)

Давайте мы с вами не будем забывать о том, что композиторы, тоже проявляли большой интерес к песенному творчеству.

Давайте мы с вами послушаем две песни.

Какая из прозвучавших песен народная, а какая авторская?

Учащиеся слушают р.н.п. «Матушка, матушка, что во поле пыльно» и Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.

- сравнение песен, раскрытие тематики, мелодий, исполнение, название песен.

Таким образом, песня стала зеркалом самой жизни человека.

Какие события стали отражаться в песне? (Защита Отечества, любовь к природе, человеку)

Приведите примеры песен и их композиторов? (класс приводит  примеры названия песен)

Исполнение известных песен классом по усмотрению учителя

IV. Подведение итогов.

Какую роль играет песня в наши дни?

Учащиеся самостоятельно делают вывод.

Звучит песня А.Розембаума «Мы живы»

V. Домашнее задание.

Вспомнить любимые песни и выписать в тетрадь. Найти в интернете информацию об их создании.

Размер:
31.5 Kb
Скачали:
131

Метки к статье: музыка, конспект урока, 8 класс