Цель: Выявить значение песни в жизни человека.
Развить художественный вкус
Воспитать любовь к искусству.
I. Вступительное слово учителя.
Вспомнить основные музыкальные жанры.
Подвести к пониманию учащихся, что песня, танец, марш привели к многообразию музыкальных жанров.
II. Учитель предлагает учащимся вспомнить и исполнить песню О. Митяева «Изгиб гитары желтой»
III. Беседа «История появления жанра песни»
Когда человек начал петь?
Предполагаемый ответ: в древности. Человек издавал различные звуки перед стихией природы, при опасности появления дикого зверя, при общении с ребенком и т. д.
Какие чувства испытывал древний человек? (ответы учащихся)
Учитель делает обобщение в ходе беседы с учащимися: древний человек проявлял интерес к окружающему миру и собственному развитию. Именно, это, прежде всего, отразилось в искусстве, связанном с деятельностью древнего человека.
Какие действия совершал древний человек, чтобы выжить в суровых условия?
- ритуал начала охоты;
- после охоты
- преклонение перед стихией природы
(можно с учащимися изобразить движения и издания звуков, выкриков перечисленных действий древнего человека)
Учитель делает вывод: таким образом, человек издавна стремился выразить свое отношение к миру, земле, солнцу через музыкальные звуки, жесты. Он был частицей вселенной, управляемой могучими, неведомыми силами. Он поклонялся им, просил, заклинал их даровать тепло, свет, удачу.
Какую роль сыграла вера древнего человека в божественную силу? (Она помогла древнему человеку создать древние языческие обряды, праздников, игр)
Чем сопровождались эти обряды? (сопровождались плясками, музыкой. Слова заклинаний в обрядах не только произносились, но и пелись)
Учитель добавляет: так появились обрядовые песни, и предлагает разучить всем классом р.н.п. «А мы сечу сеяли»
Разучивание песни «А мы сечу сеяли, сеяли»
Учитель предлагает проанализировать песню.
Дайте музыкальную характеристику мелодии песни? (узкий диапазон, однообразная мелодия с постоянным возвращением к сходному звуку)
Какую геометрическую фигуру образует мелодия? - круг.
Учитель: таким образом, древняя обрядовая музыка проста и лаконична. Передаваясь из уст в уста, она веками шлифовалась; в ней сохранились лишь самые яркие попевки, мелодические обороты, интонации.
С ходом исторического времени внутренний мир человека стал шире и многограннее. И это все отразилось, прежде всего, в песне.
Кто сочинял песни на Руси? (народ)
Давайте мы с вами не будем забывать о том, что композиторы, тоже проявляли большой интерес к песенному творчеству.
Давайте мы с вами послушаем две песни.
Какая из прозвучавших песен народная, а какая авторская?
Учащиеся слушают р.н.п. «Матушка, матушка, что во поле пыльно» и Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.
- сравнение песен, раскрытие тематики, мелодий, исполнение, название песен.
Таким образом, песня стала зеркалом самой жизни человека.
Какие события стали отражаться в песне? (Защита Отечества, любовь к природе, человеку)
Приведите примеры песен и их композиторов? (класс приводит примеры названия песен)
Исполнение известных песен классом по усмотрению учителя
IV. Подведение итогов.
Какую роль играет песня в наши дни?
Учащиеся самостоятельно делают вывод.
Звучит песня А.Розембаума «Мы живы»
V. Домашнее задание.
Вспомнить любимые песни и выписать в тетрадь. Найти в интернете информацию об их создании.