Урок посвящен творчеству советского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. На уроке учащиеся знакомятся с "Ленинградской" симфонией, выполняют задания на рабочем листе.
Цель урока: показать, что музыка может рассказать об исторических событиях.
Учитель музыки: Ребята, перед вами рабочий лист. Разгадайте анаграммы. Из полученных слов составьте тему урока.
- Как вы думаете, что мы можем узнать сегодня на уроке? (ответы учащихся)
- Каких русских композиторов мы с вами знаем? (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Глинка и др.)
- Знакомы ли с композитором Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем?
- Хотите познакомиться с ним и его музыкой?
- Перед вами два портрета Шостаковича: первый - фотография молодого, уверенного в себе человека, второй - фотография уже довольно зрелого человека.
- Можете вы предположить, глядя на эти портреты, какую жизнь прожил композитор - спокойную, безмятежную или полную страданий?
- Резко очерченный овал лица с острым подбородком, недоверчивый взгляд, голова, как будто упрятанная в плечи, - все это дает нам основание предположить, что перед нами личность незаурядная и трагическая. Давайте попробуем найти факты, которые подтвердят наши догадки.
- Рабочий лист, задание № 2 поможет нам проследить, какие очень важные для России события пережил вместе со своим народом Д.Д. Шостакович.
- Для заполнения свободных граф таблицы используйте слова для справок.
- Посмотрим, что получилось.
- В каком году родился композитор?
- Какое историческое событие произошло в 1917 году? (Февральская и Октябрьская революции)
- В 1922? В 1941-1945 годах?
- В каком году композитора не стало?
- Обратите внимание, что, когда свершилась революция 1917 года Шостаковичу было всего 11 лет, он был еще слишком молод, чтобы глубоко и серьезно написать о ней. В какие же годы композитор вернулся к этой теме?
- Когда началась Великая Отечественная война, композитору 35 лет. Это уже взрослый человек, который все понимает и может об этих событиях рассказать с помощью музыки. Какое произведение было написано в годы войны?
- После окончания войны страна восстанавливала разрушенные и созидала новые города, покрывала обожженную землю спасительными лесами. Каким произведением откликнулся композитор на эти события?
- Вы прокомментировали важные события, с которыми была связана жизнь Шостаковича. Скажите, можно ли назвать композитора летописцем эпохи, и если "да", то почему? Какие темы становятся важными для Шостаковича. При ответе используйте информацию из рабочего листа.
- С каким произведением Шостаковича вы бы хотели сегодня познакомиться?
- Найдите информацию в рабочем листе, что такое симфония?
- Эту музыку композитор писал в блокадном Ленинграде.
- Вспомним, что это было за страшное время.
1 ученик: Блокада Ленинграда продлилась почти 3 года, каждый из которых был невероятно тяжелым. Основной проблемой для жителей стал недостаток продовольствия и топлива.
- К концу блокады в большинстве домов не осталось мебели, а в скверах и парках вырубили множество деревьев. Все пошло в печки, чтобы как- то обогреться.
2 ученик: Единственным путем сообщения с блокадным Ленинградом было Ладожское озеро. Несмотря на то, что путь был смертельно опасен, в ходе блокады по нему было эвакуировано 1,5 миллиона человек - примерно половина ленинградского населения.
- Маршрут по замерзшему озеру называли "Дорогой жизни": в Ленинград доставляли продовольствие, а обратно вывозили людей.
3 ученик: Ежедневный паек хлеба во время блокады Ленинграда несколько раз урезался, чтобы хоть как-то разделить запасы между всеми жителями. Минимум он составлял 125 граммов.
4 ученик: Несмотря на постоянные обстрелы и угрозу голодной смерти, ленинградцы всеми силами старались поддерживать нормальную жизнь. В городе даже работал театр.
Учитель музыки: Вернемся к Д.Д. Шостаковичу. В начале войны композитор несколько раз писал заявление с просьбой отправить его на фронт, он хотел сражаться за Родину, но его не взяли по причине плохого зрения. Тогда он решил, что будет писать музыку и так помогать своей стране.
- Послушаем наиболее известный фрагмент из Симфонии № 7 и вспомните, слышали ли вы его раньше и при каких обстоятельствах. Как бы вы назвали этот эпизод?
- Эту музыку блокадный Ленинград услышал 9 августа 1942 года. Симфонию исполнял Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета.
- Некоторых музыкантов, особенно истощенных, перед началом репетиций пришлось положить в больницу, чтобы они окрепли.
- Дата 9 августа была выбрана не случайно- именно на этот день был запланирован парад фашистских войск по центральным улицам сломленного Ленинграда. Вместо парада была исполнена гениальная музыка, которая показала врагам, что народ жив и борется.
Фрагмент из фильма
- Вот уже 81 год "Ленинградская симфония" символ стойкости, мужества, символ мира.
Работа над песней "Аист на крыше"
Домашнее задание на рабочем листе.