Конспект урока физики в 7 классе на тему: Расчет массы и объема тела по его плотности

Цели деятельности учителя: cоздать условия для вывода формул для расчета массы и объема тела по его плотности, формирования экспериментальных навыков, совершенствовать у учащихся умение решать физические задачи.

Цели деятельности учеников: повторить плотность тела, уметь определять массу и объём тела по заданной плотности, научиться решать задачи, применяя эти формулы, применять полученные знания в новой ситуации;

Термины и понятия: плотность, масса, объем.

Ресурсы: рабочая тетрадь, проектор, компьютер, комплекты лабораторного оборудования на столах учащихся (мензурка с водой и металлический алюминиевый цилиндр; алюминиевый цилиндр и ученические рычажные весы с разновесами; алюминиевый цилиндр и ученическая линейка).

Ход урока

Организационный момент 

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Содействовать установлению позитивного рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству

Приветствует присутствующих. Обращает внимание на эпиграф урока (дату рождения и дату проведения урока)

«При изучении природы основным источником знаний считаю опыт»

М.В. Ломоносов (19.11.1711 - 15.04.1765 гг) 

Мотивирование:

1. план урока на доске;

2. карточка самооценки;

3. наличие рабочей тетради на данный урок.

 

 Актуализация опорных знаний учащихся с первичным восприятием и усвоением нового теоретического учебного материала

Цель:

- обеспечить осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке; подвести детей к постановке учебных целей и задач урока

 

Систематизировать
теоретические знания

1. отмечает особенности проведения предыдущих лабораторных работ: использованное физическое оборудование, определение физической величины, оставшиеся учебные проблемы;

2. организует фронтальную работу по повторению правил использования рычажных весов, мензурки:

3. формирует анализ математической формулы вычисления плотности тела с внешним произношением понятия основного свойства пропорции и нахождения неизвестного при решении простого линейного уравнения).

4. организует самостоятельную работу по переводу единиц измерения физических величин (массы и объема) с последующей проверкой.

5. организует работу в парах по использованию треугольника вычисления плотности, массы, объема (с внешним проговариванием в парах). 

Отвечают фронтально,

с элементами обсуждения;

произносят учебные цель и задачу урока; записывают тему урока «Расчет массы и объема тела по его плотности»,

выполняют сам раб с самопроверкой через слайд и выставляют сете оценку в карточку самооценки;

проговаривание в парах правил использования треугольника

 

 

Применение теоретических положений в условиях решения расчетных и экспериментальных задач 

Выявить уровень сформированности применения формул вычисления массы и объема, выполнение требований к оформлению задач по физике;

 

Выявить уровень сформированности практических навыков учащихся

1. Первичное закрепление в знакомой ситуации 

1. организует работу учеников с таблицей плотностей стр. 63 учебника Физика 7.

2. проводит сам раб уч-ся по переводу значения плотности в систему СИ.

3. организует деятельность учащихся по использованию треульника формул  при решении задач, с применением алгоритма решения расчетных задач по физике.      

Алгоритм решения задачи по физике

1. Осознано прочитать и понять условие задачи

2. Записать краткое условие задачи (Дано:)

3. При необходимости оформить колонку СИ

 

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)                    Экспериментальные задания:

 

1. Вычислите массу металлического цилиндра, не пользуясь весами

2. Вычислите объем металлического цилиндра, не пользуясь мензуркой.

3. Вычислить массу цилиндра, не пользуясь ни весами, ни мензуркой.

Удачи!!

4. В колонке Решение

- записать рабочую формулу

- используя рабочую формулу,оформить  в квадратных скобках проверку единиц измерения искомой физической величины

- используя рабочую формулу,оформить  вычисление

- искомой физической величины( единицы измерения в круглых скобках)

5. Записать      

Ответ: (единицы измерения  без  скобок)               

произносят расшифровку СИ, выполняют сам работу по переводу значения плотности в г/см3 в СИ кг/м3 с последующей проверкой и самоконтролем, выполняют требования к оформлению задач по физике

 

Учащиеся самостоятельно выполняют экспериментальные задания. Проверяют на практике формулы, к которым они   пришли путём логических размышлений. Сравнивают полученные результаты.

 

Работают в группах с разделением обязанностей , оформляют результат в соответствии с алгоритмом,

 

Итоги урока. Рефлексия

Подведение итогов урока

В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов.

1. Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?  

- делало её более эффективной;

- тормозило выполнение задания;

- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе.

2. Какие трудности вы испытывали при выполнении задания?  

- недостаток информации;

- недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.);

- трудности в общении.

3. Какой стиль общения преобладал в работе?  

- ориентированный на человека;

- ориентированный на выполнение задания, с правом получения совета и помощи/

4. Кто или что сыграло решающую роль в работе группы?    

- руководитель группы;

- нежелание принимать участие большинства участников группы;

- задания было интересно выполнять;

- задания оказались неинтересными, трудными.

Учащиеся отвечают:

- свободно, скованно, уютно  

- в полной мере, мог бы лучше, не смог проявить себя до конца

 

Домашнее задание

 

Учитель просит открыть параграф 23 учебника и комментирует домашнюю работу: прочитать текст параграфа 23 и решить расчетные задачи №4, 5  из упр. 8

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, физика, 7 класс