Методическая разработка урока математики в 6 классе «Решение задач на нахождение числа по его дроби и дроби от числа»
Краткое описание
Данная методическая разработка содержит не только конспект, но и презентацию к уроку и самостоятельную работу.
Эссе «Каким должен быть современный урок математики»
Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В.А.Сухомлинский
Урок в нашем современном мире остается главной формой образования. Ему отводится 98% учебного времени. Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как и сотни лет назад, встречаются такие участники образовательного процесса, как учитель и ученик.
Между ними всегда море знаний и противоречий. В нашем современном образовании все больше ведут речь о компьютеризации, дистанционном обучении. Но в меняющейся сфере образования, учитель всегда будет капитаном. Как бы ни старались уравнять учителя и ученика, он как был, так и остается главным действующим лицом на уроке.
Ведь он старше, имеет огромный багаж знаний, имеет опыт по их применению. Поэтому на современном уроке математики нельзя пренебрегать огромной ролью учителя. Я хорошо понимаю, что урок не может не меняться.
Ведь столько поменялось:
1. Появились новые образовательные стандарты. Естественно необходимо менять программы и учебники.
2. Внедряются информационные технологии. За последние годы во всех школах нашего района появилась информационная техника, которая активно используется на уроках.
3. Организация основного и единого государственных экзаменов предъявляет свои требования к содержанию урока, форме оценки знаний выпускников.
По выше перечисленным факторам никто не отрицает, что урок должен быть современным. По моему мнению, современный урок- это совершенно новый урок, не теряющий связи с прошлым, актуальный (нужный), с активными методами обучения. Считаю, что необходимо перейти от традиционной формы изложения материала к организации самостоятельной деятельности учащихся, вовлечение их в проектную и групповую деятельность.
Современный урок должен быть информационно насыщен, но и в то же время соответствовать уровню развития ученика. В нашем современном мире, где все «обязаны ученику», считаю, что на уроке необходимо создавать ситуации, при решении которых у учеников приобретается опыт индивидуального и совместного решения, что повысит ответственность ученика.
Поэтому целесообразным считаю использование проблемного обучения, привлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность уже с 5 класса.
Современный урок математик и - это урок, на котором не страшно отвечать. Даже самые неуверенные ученики не должны бояться высказать свое мнение, даже если оно не верно. А вот чье предположение верно - это решат сами дети в ходе решения проблемной ситуации.
Все время пытаюсь заглянуть в будущее своей профессии. Наша жизнь бурно и стремительно меняется, а значит, будут изменения и в образовании. Как учитель, я должна реагировать на эти изменения, идти «в ногу со временем». И считаю своим правилом- не стоять на месте, нужно идти вперед, уважая старые традиции. А значит и современный урок тоже должен «двигаться вперед».
Цели и задачи урока:
Обучающие:
- обеспечить осознанное обобщении систематизацию учащимися понятия нахождения дроби от числа и числа по его дроби за счет укрупнения дидактической единицы; обеспечить осознанное сравнение задач на анхождение части от числа и числа по его частиж
- активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы;
- проверить уровень сформированности знаний по данной теме через различные формы работы.
Развивающие:
- развитие быстроты работы мысли; развитие памяти, правильной устной и письменной математической речи учащихся; развитие умения слушать, развитие логического мышления, познавательной активности, наблюдательности;
- развитие навыков самостоятельной работы, взаимопроверки и самоконтроля.
Воспитательные:
- продолжить воспитание у школьников аккуратности записей в тетради; учить детей сотрудничать, оказывать помощь друг другу в процессе решения общей задачи;
- воспитывать дружеские взаимоотношения в классе и умение работать в группе.
Планируемые результаты:
- Знать правила решения задач на нахождение части от числа и числа по его части;
- Уметь решать задачи, применять знания правил умножения и деления дробей.
УУД
Личностные: независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели.
Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения задач, выбирать пути их решения.
Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логически обоснованное рассуждение; использовать доказательную математическую речь.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать работу в паре; отстаивать свою точку зрения; приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Характеристика системы упражнений
Система упражнений |
Цель использования |
Тренажер 5/1:20/3= 3/5*15/18= 15/7*28/15= 5/9*18/5= 5/7*7/13= 3/14*7/13= 16/13*27/8= 2/5*1/4= 2/7*7/11= 8/9:4= 2/5:1/10= 10/1:5/7= |
Обобщение и актуализация знаний по теме «Умножение и деление дробей» |
- Я буду зачитывать некое математическое утверждение. Вы должны определить истинно оно или ложно. Если вы считаете, что утверждение истинное, то ставите руки на пояс и выполняете наклон вперед, а в противном случае – руки за голову и совершаете вращения туловищем вправо и влево. 1/7 - правильная дробь. 4/16 - несократимая дробь. 5/6 - несократимая дробь. 15/4 - неправильная дробь. 9/10 - сократимая дробь. 8/7 - правильная дробь. |
- Повышение познавательной активности, повторение понятий «правильная , неправильная, сократимая, несократимая дроби» |
Решение задач: 1. Предельный возраст белки 6 лет, что составляет 3/5 возраста зайца. Каков предельный возраст зайца? 2. Предельный возраст жизни медведя 50 лет. Возраст льва составляет 7/10 возраста медведя. Каков предельный возраст льва? 3. Когда Дима уплатил за покупки 3/5 своих денег, у него осталось еще 90 коп. Сколько денег было у Димы? 4. Длина дистанции трехдневной велогонки 480 км. В первый день велогонщики проехали 25% всего пути, а во второй день 55% оставшегося пути. Сколько километров проехали велогонщики в третий день? Задачи, связанные с гигиеной и здоровьем. 1. У беззаботного Мишутки два зуба сильно воспалены. Из-за этого в понедельник он плохо себя чувствовал в течение 3ч, во вторник зубы болели 5/3 от времени понедельника, а в среду 1/2 от времени понедельника и вторника вместе. В четверг его отвели к врачу, так что зуб успел поболеть только 1 ч. Сколько времени Мишутка был малопригоден для общения? 2. Из 30 человек, учащихся в 6 классе, ½ часть всего количества недосыпают регулярно 1ч в день, 1/5 часть – 2 часа в день. Какой недосып образуется у всего класса вместе только за один учебный день? 3. Задача Незнайки: Жители Солнечного города присутствуют на представлении в цирке. Фокусник хочет всех угостить мороженым. Он попросил Незнайку сосчитать, сколько всего жителей, если на представлении присутствуют 15 малышек, и это составляет всех зрителей. |
Формирование умения решать задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей, формирование навыков здорового образа жизни через решение задач со здоровьезберегающим содержанием.
|
Решение задач (устно) У нас есть две задачи. Прочитаем их. 1. В рукописи 50 страниц. За день машинистка перепечатала рукописи. Сколько страниц перепечатала машинистка? 2. За день машинистка перепечатала 20 страниц, что составило всей рукописи. Сколько страниц в рукописи? - К какому типу задач относится каждая задача? Каким действием найдем ответ? |
Формирование умения обобщать материал по темам «Нахождение дроби от числа и числа по его дроби». Развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи. |
Тест для самостоятельной работы: 1 вариант. 1. Турист прошел за два дня 20 км. В первый день он прошел этого расстояния. Сколько километров прошел турист в первый день? 2. Турист прошел за день 14 км. Это пути, пройденного за весь поход. Сколько всего километров прошел турист в походе? 2 вариант. 1. Велосипедист проехал 240 м, что составляет всей дистанции. Какова длина дистанции? 2. Велосипедист проехал всего пути. Весь путь составляет 180 км. Сколько километров поехал велосипедист? |
Произвести контроль и оценку усвоения темы, развитие навыков контроля и самооценки деятельности учащимися. |
Карточка дополнительное задание для самостоятельной работы. (повышенного уровня). 1. Геологи прошли долину, расположенную между горами, за три дня. В первый день они прошли 2/9, во второй 1/3 всего пути, в третий оставшиеся 30 км. Вычисли длину пути проходящего по долине. 2. Длина дистанции трехдневной велогонки 480 км. В первый день велогонщики проехали 25% всего пути, а во второй день 55% оставшегося пути. Сколько километров проехали велогонщики в третий день? 3. Три тракториста вспахали 405 га земли. Первый вспахал 4/9, а второй -1/3 этой площади. Сколько земли вспахал третий тракторист? |
Произвести контроль и оценку усвоения темы, развитие навыков контроля и самооценки деятельности учащимися. |
Решите задачи, найдите на палитре правильные ответы, раскрасьте картинку. |
Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей |