Как научиться любить "всем теплом и светом сердца" - урок литературы по рассказу Андрея Платонова "Юшка"

Цель: определить и сформулировать проблемы, поднятые А.П. Платоновым в рассказе "Юшка", воспитать в учениках способность к состраданию и доброте.

Задачи:

  • научить анализировать литературный текст, выявлять авторскую позицию, работать с цитатами, формулировать выводы;
  • развивать монологическую речь, умение вести диалог, формировать эмоциональную отзывчивость и коммуникативную культуру;
  • воспитывать духовно-нравственные качества, уважение к каждому человеку, умение сопереживать и прощать.

Оборудование: презентация, высказывания о любви и милосердии, опорные слова из текста произведения.

Ход урока

Слово учителя

Звучит музыка, на фоне которой учитель читает строки из Евангелия.

Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…

- Эти удивительно трогательные и мудрые строки из Евангелия можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Андрея Платоновича Платонова, оно направлено на то, чтобы пробудить любовь, интерес и бережное отношение к любому, даже самому необычному человеку.

- Сегодня мы поговорим о произведении, которое можно назвать нравственной заповедью, обращенной к нам, читателям. Это рассказ А. Платонова "Юшка".

Анализ текста

- Платонов говорил: "Без меня народ неполный".
- Ребята, как понимаете эти слова? (Ответы учащихся)
- Кто из героев прочитанного вами рассказа считает также? (зачитываем отрывок из текста)

- С первых строк рассказа мы знакомимся с литературным портретом главного героя. (зачитать)
- Что вы узнали о нем? Почему автор особенно выделяет глаза Юшки?
- А теперь попробуйте охарактеризовать Юшку одним словом. Какой он?

ЮшкаЮшка

- Принято считать, что такие люди вызывают жалость, сочувствие у тех, кто находится рядом.
- Так ли это было на самом деле?

Работа по группам

- Чтобы глубже понять идею автора, обратимся к работе с текстом. Работать будем по группам.

  • Задание для 1 группы: охарактеризовать отношение детей к Юшке.
  • Задание для 2 группы: охарактеризовать отношение взрослых к Юшке.
  • Задание для 3 группы: ответить на вопрос: "Что помогало Юшке жить и сохранять доброжелательность к людям?" (Проанализировать эпизод "Юшка в лесу")

Аналитическая беседа

- Как относились к Юшке дети? Почему? Чего ждут они от него?
- А как относился Юшка к их издевательствам? Почему?

- Согласны ли вы с Юшкой?
- Какие чувства вызывают у вас поведение детей? Осуждаете ли вы детей?
- Осуждал ли их Юшка? Почему?

- А взрослые? Как они относились к Юшке? Ведь они старше, а значит, мудрее детей?
- Чем вы можете объяснить такое поведение взрослых?

- Чего они не могут простить Юшке? Какое чувство взрослые вызывают у вас?
- А как Юшка относится к издевательствам взрослых? Почему он молча сносит удары, словесные издевки?

- Слово божие учит нас не мстить, а делать добро и любить врагов. "Побеждай зло добром", - сказано в Библии.
- А Юшка и живет по Божьим законам. Поэтому-то и подставляет свою щеку в ответ на удар.

- Что помогало Юшке жить и сохранять доброжелательность к людям?
- Ради кого он отказывал себе во всем? (ответы учащихся 3 группы)

- Таким Юшку не знал никто. Сокровенное для Юшки неведомо жителям города, как неведомо и его настоящее имя.
- Для них он всего-навсего Юшка, поэтому всякий считает вправе кинуть в него камень, жестоко ранить словом.

Беседа по вопросам

- Что для жителей города является смыслом жизни? Почему Юшка жалеет людей? (Юшка жалеет людей, потому что они не умеют любить)
- Однако в разговоре с Дашей он утверждает обратное: "Меня, Даша, народ любит".
- Злоба, жестокость, равнодушие царят в сердцах жителей, и даже смиренный Юшка однажды не выдерживает.

- Когда Юшка впервые в жизни "осерчал"?
- Чем он помешал веселому прохожему?
- Какую библейскую заповедь нарушил "веселый прохожий"?

Вывод

- Вспомним слова Юшки: "Меня, Даша, народ любит". Когда они находят свое подтверждение? (На похороны Юшки пришли и взрослые, и дети)
- Проститься с Юшкой пришли все. Возможно, чье-то слепое сердце стало зрячим, пусть ненадолго. Люди, наверное, поняли свою ошибку, потому что столяр вздохнул и сказал: "Прощай, Юшка, и нас всех прости".

- Жить без Юшки стало хуже. Почему? (Не на ком больше было вымещать свою боль, злобу, раздражительность, люди поняли, как важен был Юшка для них)

- Что означает слово "юшка"?

Юшка - это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью, утрата ее губительна для людей

- Вспомним финал рассказа. Как вы понимаете слова: "Доброе дело имеет добрые плоды".
- Добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Добро прорастает и дает свои плоды, если любить "всем теплом и светом своего сердца", как Юшка.

Домашнее задание

Напишите мини-сочинение на тему:

  1. "Из зерна добра – цветок доброты".
  2. "Случай из моей жизни. Как моя (или чья-то) любовь помогла другому человеку".
Размер:
22.47 Kb
Скачали:
14