Цели:
Задача:
Новые понятия: миниатюра, скань, сусальное золото, Федоскино, Палех, Мстера, Холуй.
Класс распределен на 5 групп. До начала урока на столах учеников располагается раздаточный материалы. (лото по народным промыслам, рабочий лист, листы для работы с текстом)
По звонку приветствуются учащиеся, гости при наличии, представление себя, проверяется готовность учащихся и их рабочих мест к уроку.
- Добрый день, ребята, гости. Давайте повернемся лицом к гостям и их тоже поприветствуем. (Учитель озвучивает свою фамилию имя отчество, место работы)
- Мне очень приятно сегодня всех вас видеть и буду рада с вами сегодня работать. Мне сказали, что ваш класс самый веселый, способный, талантливый.
- Я уверена, что все у вас сегодня получиться, все справятся с работой на уроке, получат хорошие оценки.
- Я прошу вас проверить, все ли готово к уроку. На столах должен лежать дневник, рабочий лист, текстовый документ, раздаточный материал, ручка.
- Если все на месте, начинаем урок.
- Издавна на Руси считалось, что Счастье – это красивая птица, которую трудно поймать и приручить. Мы попробуем поймать эту птицу хотя бы за хвост.
- Ребята, вы изучили народные промыслы, и начнем мы с вами урок с повторения пройденного материала.
- У вас на столах лежит рабочий лист, в котором вы будете работать, и раздаточный материал по изученным промыслам. Работа предстоит в группах.
- А вы знаете правила работы в группах? (ответы)
- Очень хорошо, приступим.
- Подпишите свою фамилию, имя, класс в своих рабочих листах.
1 задание
- Из представленных изображений выберите только ту полосу, где изображены все 3 изделия именно вашего промысла, продемонстрируйте и назовите произведение данного промысла.
- Молодцы, поставьте себе в рабочем листе баллы за верный ответ.
- Приступаем к индивидуальным заданиям в рабочих листах
2 задание
- Установите соответствие между изображением предмета и промыслом, где он сделан.
- Молодцы!
3 задание
- Определите материал, из которого сделан предмет и подпишите название.
- Выполнили, очень хорошо. А теперь поменяйтесь работами друг с другом, внимание на доску и проверяем. (Учитель озвучивает и демонстрирует на доске верные ответы)
- По количеству верных ответов записываем баллы.
- Возвращаем листы обратно и подводим итог повторению пройденного материала, выставив баллы в строке за повторение пройденного материала.
- Уверена, что все справились с заданиями. Молодцы!
У меня шкатулка есть,
Что не можно глаз отвесть...
Яркий свет ее манит,
Сказку обещает.
На доске записаны слова миниатюра, лак, а на столе шкатулки разного размера.
- Что означают эти слова?
- Лак - покрытие, миниатюра - мелкие детали, шкатулки разного размера с рисунком и как это все может быть между собой взаимосвязано?
- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
- Верно, "Лаковая миниатюра". И завершаем мы знакомство с народными промыслами России темой "Искусство лаковой миниатюры".
- Запишите тему в рабочем листе.
- Как вы думаете, какие же цели и задачу нам необходимо поставить перед собой для изучения нового материала?
- Так как красками мы работать сегодня не будем, значит, мы должны научиться ... (создание гармоничного расположения элементов лаковой миниатюры на плоскости)
- Давайте обратимся к экрану (видео 4 минуты).
После просмотра видеоматериала учитель обращается к консультантам для зачитывания новых понятий из словаря: скань и сусальное золото.
- Ребята, в видеоматериале вы услышали новые для вас слова и названия центров лаковой миниатюры (демонстрация на доске), слово нашим консультантам.
- Центров лаковой миниатюры мы услышали много, и, чтобы более подробно ознакомиться с новым материалом, я предлагаю вам поработать в группах.
- У вас на столах лежит текст с описанием одного из центров лаковой миниатюры. Необходимо просмотреть текст, выбрать из текста отличительные признаки данного центра, в виде кластера зафиксировать на доске и озвучить.
- Как мы видим, все справились с материалом. Молодцы!
Издавна на Руси считалось, что Счастье – это красивая птица, которую трудно поймать и приручить. Мы попробуем поймать эту птицу хотя бы за хвост.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки,
Плавно помашем –
Это Жар-птицы летят.
Как они тихо садятся – покажем,
Крылья сложим назад.
- Мы познакомились с центрами лаковой миниатюры, просмотрели работы мастеров, определили отличительные особенности лаковой миниатюры.
- Теперь приступаем к практической и творческой части нашего урока и продолжим работать в группах.
- Нам с вами предстоит попробовать свои силы в создании гармоничного расположения элементов на плоскости.
- Просмотрите, пожалуйста, приготовленные для вас заготовки и скажите, к какому центру лаковой миниатюры будет относиться ваш эскиз?
- Верно, палехская роспись, богато украшенная золотом.
- Раскладываем элементы на плоскости, ищем удачное им расположение, фиксируем с обратной стороны и демонстрируем на доске.
- Определяем и озвучиваем, к какому произведению создан эскиз, и зачитываем слова.
- А теперь посмотрим и сравним, как видел эту композицию художник. Получилось ли у вас?
- Довольны вы своей работой?
- Вот и подходит к завершению наш урок.
- На уроке вы сегодня пополнили свою копилку знаний и умений, познакомились с новым видом росписи лаковая миниатюра.
- Узнали отличительные особенности центров лаковой миниатюры, ее технологию.
- Научились создавать композиции к палехской миниатюре.
- Посчитайте свое общее количество баллов за урок, посмотрите на какую оценку вы сегодня поработали, запишите ее.
- Пользуясь сигнальной карточкой, покажите свою заработанную оценку.
- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Активно отвечали на вопросы, создавали замечательные правильные композиции.
- Оставьте на столах свои рабочие листы.
- Ребята, мне было очень приятно с вами сегодня работать. Я думаю, что попробовать себя в роли мастера и создать свою работу вы сможете во внеурочной деятельности или дома в свободное от уроков время.
- Будьте всегда творческими!
- Даже если вы считаете, что не сможете выполнить лаковую миниатюру, то я вам приготовила небольшие памятки, как ее выполнить, не имея художественных способностей. И у вас все получится!
- Надеюсь, что вы все довольны сегодняшним уроком и у всех замечательное настроение.
- В заключении хочу, чтоб вы поделились своим настроением и эмоциональным состоянием от урока.
- На столе у вас лежат перья пера Жар-птицы, а на доске сама Жар-птица. Вам необходимо выбрать свое перо птицы счастья, прикрепить его к хвосту Жар-птицы.
- Скажите, пожалуйста, а где бы в жизни вы применили лаковую миниатюру? (роскрашь зеркала, пудреницы, маникюр, чехол для очков и др.)
- И для вас я приготовила перышко счастья. Пусть оно всегда приносит вам удачу и желания исполняются.