Материалы и оборудование:
Технические средства - компьютер, проектор, интерактивная доска или экран.
Экранно-звуковые пособия – презентация в Power Point.
Раздаточный материал – задание с описанием этапов работы.
Для учащихся – тетрадь, формат А4, чертёжные инструменты (циркуль, угольник), простые карандаши.
Цели урока:
1. Обучать приёмам работы чертёжными инструментами, правилам нанесения размеров на чертеже, правилам построения простейших сопряжений.
2. Содействовать воспитанию личности, формировать ключевые компетенции – информационную – умение использовать различные источники информации;
коммуникативную – овладение всеми видами начертательной деятельности, умениями и навыками использования чертёжного языка в различных сферах технической деятельности, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся; умение работать в группе, слушать и слышать другого;
Учебно-познавательную - систематизация знаний о различных видах чертежа, как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании.
3. Развивать умение работать по правилу и творчески, анализировать результаты своей деятельности.
Тип урока: урок закрепления знаний и их применения в практической деятельности.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- формирование навыков работы чертежными инструментами при выполнении чертежа несложной детали, построении сопряжений;
- закрепление знаний о правилах нанесения размеров на чертеже;
2. Метапредметные:
- Регулятивные – обучение умению определять цель деятельности, планировать пути достижения цели, осуществлять контроль своей деятельности;
- Коммуникативные – обучение умению слушать и вступать в диалог, умению задавать вопрос;
- Познавательные – обучение умению переработки и структурирования информации, формирование элементов комбинаторного мышления.
3. Личностные:
- развитие наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию графической информации.
Структура урока:
1. Организационная часть (2 мин.)
2. Повторение материала предыдущего урока (5 мин).
3. Актуализация знаний, формулирование целей урока, постановка задач (5-7 мин.).
4. Практическая работа (20 мин).
5. Подведение итогов урока, рефлексия (5-7 мин).
6. Завершение урока, домашнее задание.
Ход урока:
1. Проверка готовности к уроку.
определение места данного урока в общей системе уроков по теме «Нанесение размеров на чертеже».
2. Повторение изученного материала.
- Итак, на протяжении нескольких занятий мы говорили о правилах нанесения размеров на чертеже.
- Какие правила вы можете вспомнить?
- Как вы думаете, чему посвящено сегодняшнее занятие? Что мы будем делать сегодня?
Далее учащиеся высказывают предположение, что имея необходимые теоретические знания, нужно научиться применять их на практике, т.е. при создании чертежей.
- Позже мы сформулируем цель нашей деятельности более конкретно и определим задачи, но сначала обратимся к решению небольшой практической задачи.
Учащимся предлагается решить задачу – нанести на чертеже необходимые размеры. Чертеж представляет собой симметричную деталь прямоугольной формы с вырезом. Для наглядности и дополнительной мотивации к деятельности можно предложить учащимся чертеж реального предмета, например, номерок для гардероба или брелок для ключей. Диалог целесообразно построить в игровой форме.
Например.
- Однажды в конструкторском бюро был разработан чертеж так называемого плоского предмета, т.е. предмета, который имеет небольшую (до 5 мм) толщину (показать чертеж на доске и раздать карточки учащимся).
Слайд 2.
- Что это за предмет? (Учащиеся высказывают предположения).
- Итак, предмет предназначен для использования в театральном гардеробе, должен быть изготовлен из пластмассы, иметь привлекательный внешний вид и быть удобным в использовании.
- Что необходимо сделать конструктору для того, чтобы отдать чертеж мастеру для изготовления опытного образца? Чего не хватает на чертеже?
Учащиеся приходят к выводу, что необходимо нанести на чертеже размеры. Далее учащиеся наносят необходимые размеры на карточке.
Здесь заканчивается текст слайда 2.
Затем решение проверяется на доске.
Слайд 3, 4, 5.
По окончании проверки учащиеся оценивают результат по предложенным учителем критериям, выставляют отметку, анализируя затруднения и допущенные ошибки.
Здесь заканчивается текст слайда 5.
Слайд 6.
Критерии оценивания чертежа:
1. Верно соблюдено расстояние от изображения до размерной линии – 10 мм. 1 балл
2. Верно нанесены размерные числа – располагаются над линией, без указания единиц измерения. 1 балл
3. Выносные линии выходят за пределы размерных на 2-3 мм. 1 балл
4. Верно нанесен размер диаметра окружности – размерная линия проходит через центр окружности, стрелки располагаются снаружи. 1балл
5. Соблюдена толщина размерных линий – 0,5 мм. 1 балл
«5» - 5 баллов
«4» - 4 балла
«3» - 3 балла
«2» - балла
Здесь заканчивается текст слайда 6.
- После того, как конструктор дополнил чертеж размерами, контролер, проверяя качество документа, не смог запустить его в работу, так как обнаружил ещё некоторые неточности. Попробуем помочь конструктору найти и исправить неточности.
Слайд 7.
Далее учащиеся приходят к выводу, что на чертеже отсутствуют осевые линии, не соблюдена толщина отдельных линий.
Здесь заканчивается текст слайда 7.
Слайд 8.
3. Актуализация знаний, формулирование цели урока.
- Но и после исправления этих неточностей, контролёр счёл нужным вновь отдать чертеж на доработку конструктору, предложив подумать над формой предмета. Как вы думаете, что именно конструктор должен усовершенствовать?
Учащимся предлагается порассуждать на тему удобства театрального номерка в использовании, например, обратить внимание на острые углы. Возможно, более целесообразно их скруглить. Или говоря более грамотно, необходимо построить плавный переход от одной прямой линии к другой. Учащимся предлагается это сделать самостоятельно с помощью циркуля. Один из учащихся работает у доски. В результате необходимо подвести учащихся к осознанию затруднения – отсутствия знаний о способах и правилах выполнения подобных построений, выйдя, таким образом, на формулирование цели урока и задач.
Здесь заканчивается текст слайда 8.
Слайд 9.
- Итак, цель урока теперь будет звучать так: Выполнить чертеж плоского предмета с использованием плавного перехода от одной линии к другой.
4. Практическая работа.
- Сегодня у нас будут работать несколько конструкторских групп. Каждой из них подготовлено техническое задание – разработать конструкцию театрального номерка. Форма номерка будет разной, размеры необходимо выбрать самостоятельно. Общее во всех заданиях – использование плавного перехода от одной линии к другой.
Учащиеся делятся на группы (по желанию или по просьбе учителя), каждая из которых получает задание, в котором прописана последовательность действий или инструкция. Целесообразно инструкцию не только раздать учащихся в печатном виде, но и вывести на слайд как задачи урока:
Здесь заканчивается текст слайда 9.
Слайд 10.
1. Выполнить эскиз модели – рисунок, отражающий основную форму и конструктивные особенности модели.
*Особое внимание уделить дизайну формы (округлению углов).
2. Определить основные размеры модели для выполнения чертежа.
3. Изучить способы построения плавного перехода от одной линии к другой, применить построения к разработке формы модели.
4. Выполнить чертеж модели в натуральную величину. Нанести необходимые размеры.
5. Подготовить техническое обоснование созданного проекта.
В течение 2-3 мин. учащиеся обсуждают задание. Перед началом выполнения эскиза и чертежа нужно подвести учащихся к необходимости разделить обязанности в группе.
- Как вы думаете, сколько времени вам понадобится для выполнения задания?
Как нужно построить работу в группе, чтобы сократить временные затраты?
Далее учащиеся работают в группе. На выполнение задания целиком уйдет примерно 2 занятия. На данном занятии учащиеся должны успеть пройти 3 этапа - создать рисунок-эскиз модели, определить размеры и изучить правила построения сопряжений углов. В завершении урока необходимо оставить достаточное количество времени для подведения промежуточных итогов работы, результатов работы в группах, а именно представить изученные правила построения сопряжений.
5. Подведение итогов урока.
Далее последовательность построений учитель демонстрирует на доске в процессе беседы с учащимися.
- Итак, все конструкторские группы работали над созданием модели театрального номерка разной формы – в основе были такие геометрические фигуры как треугольник, прямоугольник и ромб. Общим во всех случаях является то, что для удобства использования необходимо выполнить округление углов формы.
Здесь заканчивается текст слайда 10.
- Как называется в черчении плавный переход от одной линии к другой?
Слайд 11.
- Что необходимо знать для построения сопряжения?
Слайд 12.
- Какие трудности возникли при выполнении работы?
Здесь заканчивается текст слайда 12.
- Обратимся к этапам работы и цели сегодняшнего занятия. Что предстоит сделать на следующем уроке? Достигнута ли поставленная цель?
Слайд 13, 14.
6. Завершение урока, домашнее задание.
Здесь заканчивается текст слайда 14.
Слайд 15.
- К следующему занятию необходимо подготовить для работы чертежные инструменты для выполнения чертежа.
Скачать полную версию