Цель:
Оборудование: компьютер, презентация, генератор тестов.
В течение 6 минут работают три группы.
1 группа. Задание: выполнить тестирование (на компьютере): 10 учеников.
Инструкция для учащихся для работы на компьютере: пуск, программа, utc, тестер, сетевое, соединиться, выбираем тест по истории 6 класс, начать, фамилия, имя, в левом углу ответ, в правом углу - далее.
Содержание тестов:
Назвать орган власти при Иване III по его функции: совещательный орган:
1. Дворец
2. Боярская дума
3. Казна
4. Великий князь, самодержец
Окончательное присоединение Новгорода к Москве совершилось в:
1. 1471 г.
2. 1472 г.
3. 1478 г.
4. 1481 г.
Что понималось под кормлением:
1. территория, с которой должностное лицо собирало часть государственных доходов в свою пользу
2. административно- территориальная единица
3. военный округ
4. судебный орган
Что понималось в Древней Руси под термином "черносошные крестьяне":
1. богатые крестьяне
2. бедные крестьяне
3. пахари с сохой черного цвета
4. юридически свободные крестьяне
5. В каком году в летописи впервые упомянута Москва:
1. 1147 г.
2. 1174 г.
3. 1223 г.
4. 1051 г.
Правление Ивана III:
1. 1359-1389 г.
2. 1462-1505 г.
3. 1505-1533 г.
4. 1553-1584 г.
В каком году произошла Куликовская битва:
1. 1350 г.
2. 1370 г.
3. 1380 г.
4. 1390 г.
Кто такой смерд:
1. холоп
2. человек низкого рода
3. крестьянин
4. княжеский слуга
Иван III издал "Судебник":
1. 1497 г.
2. 1487 г.
3. 1477 г.
4. 1498 г.
Что такое "Русская правда":
1. кодекс чести племени руссов
2. тайное учение племени руссов
3. договор о мире
4. свод законов, действовавших в Киевской Руси.
II группа. Работа с документами
1. В.О. Ключевский " Символы новой государственности" (работу выполняет на уроке ..., отвечая на вопрос: "Какую роль сыграли символы новой государственности в укреплении государства?")
2. Н.М. Карамзин " О Василии III" (работу выполняет на уроке Брежнева Валя, отвечая на вопрос: "Охарактеризовать Василия III как государственного деятеля и человека")
III группа (остальные учащиеся): Работа с хронологией
Цель задания: актуализация опорных знаний для изучения нового материала.
Задание: Назвать промежуточные даты в годы правления Ивана III, которые повлияли на развитие русского государства.
1462-1505 г. (правление Ивана III)
1478 г. (присоединение Новгорода к Москве)
1480 г. (Стояние на реке Угре, конец татаро-монгольского ига)
1497 г. ("Судебник" Ивана III)
В тетради учащиеся фиксируют основные выводы: расширение территории, укрепление власти великого князя, независимое суверенное государство, возросшая роль московского князя, свод законов, распространявшийся на территории всего государства, положивший начало закрепощению крестьян.
В течение 4 минут проверка работы II группы. Ответы учащихся:
Ученик 1: "Иван III принял новый титул "государь всея Руси". В этом титуле две идеи выделяет Ключевский:
- мысль о московском государе, как национальном властителе всей Русской земли;
- мысль, как о политическом и церковном преемнике византийских императоров.
Теперь царь-самодержец, государь независимый, никому не платящий дань. На его печатях появляется герб: двуглавый орел. А скипетр и держава: символы верховного правления".
Ученик 2: "Василий III продолжил политику своего отца. Это выразилась в том, что:
- решал важные дела в совете бояр;
- утверждал, однако, свое мнение, умел повелевать;
- присоединял территории, важные для государственного могущества. В словах Карамзина заключен главный вывод: не унизил России, даже возвеличил оную, и после Иоанна ещё казался достойным самодержавия".
Вопрос к классу: Посмотрите на записи в тетрадях, скажите, что нужно добавить в выводы?
Запись в тетрадях: государственная символика - как символы верховного правления; укрепление могущества государства;
укрепление могущества государства.
Сочинение-эссе «Москва – третий Рим»
Выступает ученик с домашним заданием. (запись в тетрадях: идейная теория «Москва – Третий Рим»)
Итак, подведем итог всей нашей работе. Вопрос к классу: Так что же оставили в наследство следующему правителю Иван III и Василий III? (Зачитываются записи в тетрадях)
Вопрос к классу: Как вы думаете, а какая теперь будет стоять задача в XVI веке?
Вывод учащихся:
Физминутка
Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы совершим экскурсию. Вы будете вести дневник экскурсанта, в котором подробно отразите содержание экскурсии. Сейчас в тетрадях оставьте место для темы, разделите страницу тетради на 2 части, проведя чету так, как указано на доске.
Закройте все глаза. Звучит музыка. Представьте, что мы находимся в зале исторического музея в Москве, в картинной галерее. Останавливаемся, открываем глаза. И вот он! (появляется первый слайд: картина Ильи Глазунова «Иван Грозный»)
Будущий царь родился в 1530 году в семье великого князя Василия Ивановича
(Василия III) и нарекли его Иоанном. В три года он потерял отца, а ещё через 5 лет- мать- Елену, из рода Глинских. Позднее народ назовет этого человека Грозным и не случайно.
Тема урока: Лики Ивана Грозного.
Мы познакомимся на этом уроке с семейным ликом, одновременно получая представление об эпохе правления Ивана Грозного.
Перед вами картина нашего современника Ильи Глазунова. О чем хотел рассказать автор? (К картине подходит ученица Канзычакова , она раскрывает содержание картины, объясняет отраженное в ней противоречие между божественной освещенностью власти первого русского царя и социальной действительностью эпохи его правления.)
Рассказ ученицы: « Посмотрите, каков общий фон картины: черное небо над Москвой, центральное событие- казнь, и, наконец, главный герой – царь Иоанн,- плотно сжатые губы, сдвинутые брови и подозрительные, страшные глаза. Картина оставляет тяжелое впечатление. Но, с другой стороны, Грозный изображен в иконописной манере: плоско написана одежда и посох, объемно- только лицо и руки.
Далее учитель: Этим автор подчеркивает противоречие, конфликт между законностью, божественной освещенностью власти Ивана Грозного и всем ужасом, всей тяжестью его деяний.
Существует легенда о рождении Ивана IV: « Когда в семье великого князя ВасилияIII родился мальчик, повивальная бабка взяла его на руки, посмотрела на младенца и удивилась. У него было совершенно взрослое лицо. Она предрекла родившемуся человеку великое будущее, надежды на благие свершения. Но тут младенец больно ударил старуху ножкой в лицо. Она вскрикнула: « Нет. У ребенка – 2 сердца: одно доброе, другое – злое».
(2 сердца: красное - как все доброе в жизни человека и царя Ивана IV, черное – как символ зла)
На экране красное сердце. Посмотрим, что же доброе в жизни человека и царя Ивана Грозного произошло? (Работа в тетрадях: заполнение таблицы)
Работа с документом
«…от природы он (царь) получил ум бойкий, гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский московский ум.
Иван рано осиротел, с детства видел себя среди чужих людей».
« А так как он был крайне чувствительным мальчиком, то в его душе… всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности , одиночества. Отсюда…робость, ставшая основной чертой его характера».
Вопросы:
В детстве Иван IV терпел унижения со стороны боярства, набравшего вес в годы правления Елены Глинской, и очень это переживал. А порою изумлял современников благородством поступков. Так в 1543 году на одном из заседаний Думы Шуйские в присутствии Иоанна набросились на Воронцова и пытались его задушить.13- летний мальчик с помощью митрополита спас его.
А в 17 лет он влюбился, как только может влюбиться чувствительный юноша, и женился на юной и скромной Анастасии, дочери Романа Юрьевича Кошкина- Захарьина, боярина, окольничего. Но не знатность рода, а личные достоинства привлекли будущего царя. Современники приписывали Анастасии все женские добродетели: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, основательный ум, не говоря о красоте, ибо та считалась необходимой принадлежностью счастливой царской невесты.
А Иоанн уже величался царем.
Распри вельмож- правителей, разгул и притеснения вызвали всеобщее недовольство крестьян, посадских людей, дворян, значительной части боярства и духовенства. С надеждой многие смотрели на Ивана IV.
И как мы уже сегодня говорили на уроке, что идея « Москва- Третий Рим» привела власть к решимости сделать московское княжество « царством» через официальное усвоение московскому князю титула « цезаря- царя». За две недели до свадьбы 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля Иоанн Васильевич был торжественно коронован « на царство».
По « чину венчания», составленному митрополитом Макарием, убежденным сторонником единодержавия московского государя, Иван Васильевич стал именоваться « царём и великим князем всея Руси». Так на Руси появился первый царь! Иоанн со своей избранницей прожил счастливых 13 лет. Она подарила ему двух сыновей: Ивана и Федора
На экране черное сердце.
В.О. Ключевский писал: « Как и все люди, выросшие среди чужих людей без отцовского призора и материнского привета, Иван рано освоил себе привычку: ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос Иван, были его первыми политическими впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность… Иван рано привык думать, что окружен только врагами».
Навсегда запомнит 17-летний царь июнь 1547 года ( пожар в Москве). Погибло 1700 человек. Но главное, что этими событиями воспользуется московское боярство, борющееся за власть. Бояре обвинят в пожаре Глинских. Навсегда запомнит свой страх Иван Грозный и никогда не простит его ни народу, ни боярству.
Да, юный царь был злопамятен, мнителен и по- настоящему жесток. Эти черты: своеволие, жестокость, чувство безнаказанности- Иван IV перенесет и в семейную жизнь, и в политику.
После смерти Анастасии, укрощавшей его страсти, царь пустился в загул. 7жен, множество заложниц, расправа с людьми по подозрению. Таким было его черное сердце.
После всего описанного кажется, что можно существовать в такой раздвоенности, творить добро и грешить, и так всю жизнь! Но человека, разрываемого противоречиями, всегда настигает событие, которое покажет его истинную сущность.
И вот перед вашими глазами, ребята, последний экспонат « нашего зала» - «Семейный лик Ивана Грозного». Это картина И.Репина «Иван Грозный убивает своего сына».
Ссора между отцом и сыном. И посохом несколько раз царь ударил царевича по голове. Несчастный сын упал, обливаясь кровью. Ярость отца исчезла. Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении царь воскликнул: « Я убил сына! И кинулся его обнимать, старался его удержать кровь, текущую из глубокой раны, плакал, рыдал, звал лекарей, молил Бога о милосердии, сына – о прощении.
Красным полымем всходит Любовь,
Цвет любви на земле одинаков.
Да прольется горячая кровь
Лепестками разбрызганных маков.
Через 4 дня скончался сын Иван в Александровской слободе. Царь несколько дней сидел неподвижно у трупа сына, без пищи и сна.
22 ноября 1581 года бояре и князья понесли в Москву гроб к церкви Святого Михаила Архангела. Сняв с себя царскую одежду, в печальной ризе, в виде простого, отчаянного грешника царь бился о гроб и землю с пронзительными воплями. Он даже хотел уйти в монахи, просил бояр найти достойного кандидата. Те изумились, но боялись коварства.
Однако царь вскоре успокоился, разослав 10 тысяч рублей патриархам в Константинополь, Иерусалим, Александрию.
Злое, « черное сердце» победило! В этом трагедия Ивана IV и страны, которой он управляет.
Экскурсия окончена. Попробуем озвучить ваш дневник. (Репин писал картину с реальных людей: Иван Грозный – этюд с художника Мясоедова, царевич – в написании портрета позировал писатель Всеволод Михайлович Гаршин. « В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо обреченного погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича», - писал Репин).
Доброе |
Злое |
1. Ум бойкий, гибкий, вдумчивый |
1.Робость, чувство страха. |
2. Чувствительный мальчик, юноша, способный на благородные поступки. |
2. Злопамятен, мнителен, жесток. |
3. Бескорыстная любовь к Анастасии. Искреннее сопереживание за содеянное. |
3. Своеволен, чувство безнаказанности. Зло побеждает! |
Учитель: Следующие лики мы рассмотрим на следующих уроках.
Домашнее задание:
Учебник, стр.192-195, дополнить таблицу, которую заполняли в классе, слова, даты: 1533 год, 1547 год.