Цель урока: знакомство учащихся с историей развития ВТ, а так же с поколениями компьютеров.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с историей развития вычислительной техники, поколениями компьютеров.
2. Развитие навыков групповой работы.
3. Воспитание бережного отношения к компьютерной технике.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка целей и задач урока.
III. Актуализация знаний
- Какие устройства для вычислений вам известны?
- Кого раньше называли компьютерами?
- Как назывался первый электронный компьютер?
На два последних вопроса ученики не знают ответа. Выводится тема урока «Поколения компьютера».
IV. Изучение нового материала
- Как вы думаете, что появилось раньше - компьютер или слово, обозначающее это устройство?
Изначально компьютером называли людей, которые проводили вычисления. И лишь после появления настоящего компьютера это слово стало ассоциироваться только с устройством, а не с человеком.
Работа в группах.
Ученики делятся на пять групп - по количеству поколений компьютера (существующих и будущих). В каждой группе находится по ученику, подготовившему рассказ о компьютерах одного из поколений. Дополнительно ученики в сети Интернет проводят поиск и отбор информации о своем поколении компьютера. По мере изучения материала каждая группа заполняет таблицу (по своему поколению).
Поколение (год) |
Основа ЭВМ |
Размеры ЭВМ |
Скорость работы |
Возможность программирования |
Применение |
|
|
|
|
|
|
Если ученики владеют навыками работы с электронными документами, то заполнение таблицы проводится в компьютерной программе. В противном случае ученики заполняют бумажный вариант.
Афиширование (по одному представителю от группы).
V Закрепление изученного материала
Учащиеся продолжают исследовательскую работу. Для закрепления используются задания из раздела учебника «Практическая работа за компьютером».
Уровень А. Найдите в сети Интернет, а затем заполните таблицу в тетради.
№ |
Изобретение, устройство |
Дата |
Кем и где создано |
1. |
Счёты |
|
|
2. |
Линейка для навигационных расчётов |
|
|
3. |
Механическая счётная машина-арифмометр |
|
|
4. |
Вычислительный автомат |
|
|
5. |
Аналитическая машина |
|
|
6. |
Счётно-перфорационная машина |
|
|
Уровень В. Выполните задание уровня А. Дополните таблицу
№ |
Изобретение, устройство |
Дата |
Кем и где создано |
1. |
Вычислительная машина «Марк – 1» |
|
|
2. |
Электронный компьютер |
|
|
3. |
ЭВМ |
|
|
4. |
EDSAC |
|
|
5. |
МЭСМ |
|
|
6. |
БЭСМ |
|
|
VI. Подведение итогов
Ученики демонстрируют свои программные продукты, делается краткий обзор поколений компьютера.
Учитель оценивает домашнюю работу (индивидуальное задание), работу в группах, выполнение практических заданий за компьютером (оценок может быть три).
VII. Домашнее задание
Изучить текст §6, ответить на контрольные вопросы и выполнить задания. Задание 12 (Опишите, каким будет компьютер V поколения.) предполагает возможность творческого решения - создание рисунка, написание эссе и т.п