Актуальность темы
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Цель разработки и внедрения стандартов второго поколения - повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов.
Образовательные результаты:
1. Личностные-система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому процессу и его результатам.
2. Метапредметные-освоение обучающимися на базе учебных предметов способов деятельности, применяя их в учебном процессе и жизненных ситуациях.
3. Предметные-усвоение обучающимися элементов социального опыта, изучаемого в рамках предмета, знаний, навыков, опыта творческой деятельности, ценностей.
Системно-деятельный подход - методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.
1. Чему учить? - обновление содержания.
2. Ради чего учить? - ценности образования.
3. Как учить? - обновление средств обучения.
Реализация системного-деятельностного подхода связана с формированием личностных, метапредметных и предметных умений школьников, включая самоопределения, и самоорганизацию в познавательном процессе обеспечивающих формирования ключевых компетенций среди которых лидирует «умение учиться», которые обеспечивают:
Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.
Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.
Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения.
Практическая часть
Конспект урока по предмету «Информатика и ИКТ» в 5 классе на тему «Компьютерная графика»
Тема урока: «Компьютерная графика»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: расширить представление о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы её представления за счет графики, акцентировать внимание на графических возможностях компьютера.
Задачи урока:
Образовательные:
- ввод понятия «компьютерная графика», «графический редактор»;
- закрепление изученного материала выполнением практических заданий.
Развивающие:
- Развивать умение анализировать и систематизировать учебный материал, выделять главное и развивать внимание, память, речь, творческие способности, коммуникативные умения.
Скачать полную версию вы можете по ссылке ниже.