Для обучающихся с умственной отсталостью. (интеллектуальными нарушениями АООП (вариант 1)
Цель: расширение и уточнение знаний обучающихся о животных леса; знакомство с особенностями внешнего вида и образа жизни типичных представителей лесной зоны.
Задачи:
Учебно-наглядный комплекс:
Словарь: травоядные, хищники, всеядные, йога.
Оборудование: коврики, компьютер, интерактивная доска, проектор.
Форма одежды: спортивная.
На уроке использованы упражнения на основе хатха-йоги, которые создают условия для гармоничного роста и развития обучающихся. Взрослые выполняют упражнения йоги, осознавая их пользу для себя, и это делает их способными идти на усилия и подолгу задерживаться в асанах, то детям важно, чтобы любое занятие, урок включало воображение, не было скучным и содержало элементы игры.
Исходя из этих задач, подобран комплекс упражнений йоги для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Ассоциации".
Большинство асан комплекса имеют ассоциативные русские названия, которые помогают включить воображение и превратить упражнения с элементами йоги в интересную игру.
Предложенные упражнения йоги сбалансированы по нагрузке, их использование позволяет обучающимся отдохнуть на уроке и восстановить дыхание, а асаны преподаются в легкой доступной форме.
Приветствие обучающихся.
Задание: повторение темы прошлого урока.
- Сядет тот, кто вспомнит и назовет название деревьев.
- Слушать друг друга внимательно и не повторяться.
Повторение
(на доске карта природных зон)
- В какой лесной зоне растут эти деревья?
- Покажите на карте лесную зону.
- А какие деревья растут в наших лесах?
На доске:
Задание: исключи лишнее и допиши предложение в тетради.
Индивидуальное задание на карточке. (для 2 обучающихся)
Карточка № 1
Подчеркни лишнее название дерева:
Проверка задания (устно). Дети проговаривают карточки, класс оценивает.
Объявление темы урока
- Сегодня на уроке продолжим знакомство с лесной зоной нашей страны.
- Каких обитателей, кроме растений, можно встретить в лесу? (Ответы детей)
- Правильно, животных. Тема урока "Животный мир лесной зоны".
Актуализация опорных знаний
- Ребята, как вы думаете, в какой природной зоне животный мир многообразнее: в зоне тундры или в лесной зоне? Почему?
Объяснительный рассказ учителя
Природные условия лесной зоны благоприятны для жизни многих животных. Лес предоставляет им корм и убежище. Пищи здесь больше и добывать ее можно круглый год. Чем малодоступнее лес, тем лучше сохранился животный мир.
Многие из животных питаются сочными травами, хвоей, побегами кустарников, ягодами, грибами. Особое значение в питании животных имеют орехи и семена хвойных деревьев. Так, в урожайные годы кедр своими орехами кормит всех обитателей тайги, даже медведей.
Кроме того, в лесах животные могут хорошо спрятаться от врагов. Зимой в лесу теплее, чем на открытых местах, поэтому животный мир лесов богат и разнообразен.
Сегодня вы узнаете не только все о животных лесной зоны, но и узнаете, как они выглядят, двигаются, как ведут себя в естественных для них условиях лесной зоны - и многое другое!
- Сегодня на уроке у нас присутствует преподаватель адаптивной физкультуры, чтобы помочь нам открыть удивительный мир животных с другой стороны!
- Мы попробуем с вами вжиться в образ животных с использованием элементов упражнений из йоги.
- Обратим внимание на словарик.
Йога – вид спорта на основе ритмической гимнастики, в котором основными элементами являются асаны. Распространен в Индии и Южной Америке
- В лесной зоне водятся животные, которые питаются растительной пищей – травоядные. Это - лоси, олени, косули, зубры, зайцы, белки. (Слайд на доске. Звук леса, шорох листвы, звуки леса)
- Давайте возьмем с собой хорошее настроение и отправимся в путешествие по лесу и вспомним, как двигаются травоядные животные олени, косули, что они едят, где живут, как спасаются от врагов.
- Посмотрите, как встречает рассвет благородный олень, он застыл и обращен к солнцу, сливаясь с природой как ее, не отделяемая часть. Рассматривают слайд.
- И сегодня на уроке мы свами познакомимся с очень популярным упражнением "Приветствие Солнца".
- Регулярное выполнение упражнения поддерживает физическое здоровье, наполняет силами, дарует Солнечную, активную энергию.
- Преподаватель адаптивной физкультуры познакомит вас с данным упражнением.
- Закройте глаза и представьте, что вы благородней олень, солнышко первыми лучами согревает вас в чаще леса.
Все упражнения выполняются на ковриках. Каждое упражнение сопровождается показом педагога и комментируется его выполнение.
Положение 1
Встаньте ровно (спина и ноги прямые), колени и ступни вместе (для удобства ступни можно слегка развести в стороны). Ладони необходимо сложить перед грудью (кончики пальцев чуть ниже подбородка). Сконцентрировать все внимание, стараясь осознать давление между ладоней. Сделать выдох.
Положение 2. "Вытягивание с поднятыми руками"
А теперь словно косуля с рожками на вдохе поднимите руки как можно выше. Ладони развернуты вверх. Сделайте прогиб в пояснице, стараясь вытянуть все тело.
Продолжение рассказа учителя
В лесной зоне обитают животные, которые питаются как растительной, так и мясной пищей - всеядные. К ним относятся черный и бурые медведи, кабаны. Рассказ о медведях. (Рассматривают картинку с изображением медведя)
Уточняют, предполагают, перечисляют что может употреблять медведь в лесу. (Ягода, рыба, мед диких пчел и т.д.)
- Вспомните, мы видели с вами медведя в зоосаде, какой он гибкий как ловко поднимает семечки, которые рассыпают по полу в клетке посетителями зоопарка.
- Давайте повторим его движения.
Под руководством учителя адаптивной физкультуры выполняют упражнение.
Положение 3. "Наклон туловища (голова к ногам)"
С выдохом сделайте плавный наклон вперед к ногам. Опустите ладони по сторонам от ступней, стараясь коснуться лбом коленей. Ноги по возможности прямые. Если на данном этапе вам не хватает гибкости, то можно слегка согнуть ноги в коленях и в таком положении опустить ладони на коврик.
Учитель продолжает рассказ
- В лесу также обитают и хищники, звери, питающиеся животной пищей: травоядными животными и грызунами. Это волк, тигр, рысь, лисица. Рассматривают картинки с животными. (Работают с учебником. Читают про данных животных)
Положение 4
Вспомним пластику тигра готовящегося к прыжку. Ладони на полу по сторонам от ступней. Правой ногой сделайте широкий шаг назад, опустите колено на пол, стопа на полупальцах. Левая нога согнута в коленном суставе.
- Тазобедренная часть тела подается вперед и вместе с этим выполняется прогиб назад в позвоночнике. Устремите взор к небу и вдохните. (Дети выполняют)
- Ребята, вспомним, кто в лесу обитает кроме животных?
- Правильно, в лесу обитают не только млекопитающие хищники, но и пресмыкающиеся.
- Например, змеи. Вспоминая змею, какое описательное прилагательное данного пресмыкающегося сразу приходит на ум? (гибкость)
- Правильно, гибкость. Попробуем войти в образ гибкой змеи?
Положение 5. "Змея"
Подайте грудь вперед, опуская таз и отжимаясь на руках от пола таким образом, чтобы получился глубокий прогиб назад. Взгляд направьте вверх, потянувшись макушкой назад. (Выполняют)
- Вспомним основные понятия сегодняшнего урока. (отвечают)
- Правильно: травоядные, хищники, всеядные.
- Обратимся к нашему словарю. Просмотрим еще раз правильность написания данных слов. Запишем их в словарик.
Словарная работа: словарные слова еще раз зачитаем хором и индивидуально повторяем.
Перечислите животных, о которых мы сегодня говорили на уроке:
Задание 1: Заполни в рабочих тетрадях таблицу.
Животные лесной зоны |
||
Травоядные |
Хищники |
Всеядные |
|
|
|
Индивидуальное задание на карточке
Карточка № 2. (для индивидуальной работы)
Задание 1: с помощью схемы на доске, впиши названия животных в таблицу: лось, заяц, тигр, медведь, лиса, косуля, рысь, кабан.
Задание 2: выбери картинки лесной зоны и составь цепи питания. (В конвертах животные разных природных зон и стрелки)
- О животных какой природной зоны вы узнали сегодня на уроке?
- Кого из них можно встретить в нашем лесу?
- Какие из них находятся под охраной государства?
Оценивание.