Конспект урока географии в 7 классе "Животный мир лесной зоны России"

Для обучающихся с умственной отсталостью. (интеллектуальными нарушениями АООП (вариант 1)

Цель: расширение и уточнение знаний обучающихся о животных леса; знакомство с особенностями внешнего вида и образа жизни типичных представителей лесной зоны.

Задачи:

  • Актуализация знаний о животных лесной зоны.
  • Развитие умения устанавливать простейшие взаимосвязи между многообразием растительного и животного мира.
  • Коррекция зрительного и слухового восприятия, долговременной наглядно-образной памяти, устойчивого внимания, через ассоциативное воображение.
  • Организация разумной двигательной активности обучающихся на уроке, как одного из важных средств социализации детей.
  • Воспитание бережного отношения к животным.
  • Способствование адаптации обучающихся, к окружающей среде.

Учебно-наглядный комплекс:

  1. Карта природных зон.
  2. Картинки с изображениями животных леса.
  3. Индивидуальные карточки с дифференцироваными заданиями.
  4. Таблица в учебнике "Животные лесной зоны".
  5. Словарные слова на карточках-визуализаторах.

Словарь: травоядные, хищники, всеядные, йога.

Оборудование: коврики, компьютер, интерактивная доска, проектор.

Форма одежды: спортивная.

На уроке использованы упражнения на основе хатха-йоги, которые создают условия для гармоничного роста и развития обучающихся. Взрослые выполняют упражнения йоги, осознавая их пользу для себя, и это делает их способными идти на усилия и подолгу задерживаться в асанах, то детям важно, чтобы любое занятие, урок включало воображение, не было скучным и содержало элементы игры.

Исходя из этих задач, подобран комплекс упражнений йоги для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Ассоциации".

Большинство асан комплекса имеют ассоциативные русские названия, которые помогают включить воображение и превратить упражнения с элементами йоги в интересную игру.

Предложенные упражнения йоги сбалансированы по нагрузке, их использование позволяет обучающимся отдохнуть на уроке и восстановить дыхание, а асаны преподаются в легкой доступной форме.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие обучающихся.
Задание: повторение темы прошлого урока.

- Сядет тот, кто вспомнит и назовет название деревьев.
- Слушать друг друга внимательно и не повторяться.

Повторение
(на доске карта природных зон)

- В какой лесной зоне растут эти деревья?
- Покажите на карте лесную зону.
- А какие деревья растут в наших лесах?

На доске:

  • Ель, Ольха, Кедр – растут в зоне ... лесов.
  • Пихта, Береза, Дуб – растут в зоне ... лесов.
  • Осина, Дуб, Клен – растут в зоне ... лесов.

Задание: исключи лишнее и допиши предложение в тетради.
Индивидуальное задание на карточке. (для 2 обучающихся)

Карточка № 1

Подчеркни лишнее название дерева:

  • Хвойные леса: ель, осина, кедр.
  • Смешанные леса: береза, сосна, дуб.
  • Широколистные леса: пихта, дуб, клен.

Проверка задания (устно). Дети проговаривают карточки, класс оценивает.

Изучение нового материала

Объявление темы урока

- Сегодня на уроке продолжим знакомство с лесной зоной нашей страны.
- Каких обитателей, кроме растений, можно встретить в лесу? (Ответы детей)
- Правильно, животных. Тема урока "Животный мир лесной зоны".

Актуализация опорных знаний

- Ребята, как вы думаете, в какой природной зоне животный мир многообразнее: в зоне тундры или в лесной зоне? Почему?

Объяснительный рассказ учителя

Природные условия лесной зоны благоприятны для жизни многих животных. Лес предоставляет им корм и убежище. Пищи здесь больше и добывать ее можно круглый год. Чем малодоступнее лес, тем лучше сохранился животный мир.

Многие из животных питаются сочными травами, хвоей, побегами кустарников, ягодами, грибами. Особое значение в питании животных имеют орехи и семена хвойных деревьев. Так, в урожайные годы кедр своими орехами кормит всех обитателей тайги, даже медведей.

Кроме того, в лесах животные могут хорошо спрятаться от врагов. Зимой в лесу теплее, чем на открытых местах, поэтому животный мир лесов богат и разнообразен.

Сегодня вы узнаете не только все о животных лесной зоны, но и узнаете, как они выглядят, двигаются, как ведут себя в естественных для них условиях лесной зоны - и многое другое!

- Сегодня на уроке у нас присутствует преподаватель адаптивной физкультуры, чтобы помочь нам открыть удивительный мир животных с другой стороны!
- Мы попробуем с вами вжиться в образ животных с использованием элементов упражнений из йоги.
- Обратим внимание на словарик.

Йога – вид спорта на основе ритмической гимнастики, в котором основными элементами являются асаны. Распространен в Индии и Южной Америке

- В лесной зоне водятся животные, которые питаются растительной пищей – травоядные. Это - лоси, олени, косули, зубры, зайцы, белки. (Слайд на доске. Звук леса, шорох листвы, звуки леса)

- Давайте возьмем с собой хорошее настроение и отправимся в путешествие по лесу и вспомним, как двигаются травоядные животные олени, косули, что они едят, где живут, как спасаются от врагов.
- Посмотрите, как встречает рассвет благородный олень, он застыл и обращен к солнцу, сливаясь с природой как ее, не отделяемая часть. Рассматривают слайд.

- И сегодня на уроке мы свами познакомимся с очень популярным упражнением "Приветствие Солнца".
- Регулярное выполнение упражнения поддерживает физическое здоровье, наполняет силами, дарует Солнечную, активную энергию.
- Преподаватель адаптивной физкультуры познакомит вас с данным упражнением.

- Закройте глаза и представьте, что вы благородней олень, солнышко первыми лучами согревает вас в чаще леса.
Все упражнения выполняются на ковриках. Каждое упражнение сопровождается показом педагога и комментируется его выполнение.

Положение 1

Положение 1Положение 1

Встаньте ровно (спина и ноги прямые), колени и ступни вместе (для удобства ступни можно слегка развести в стороны). Ладони необходимо сложить перед грудью (кончики пальцев чуть ниже подбородка). Сконцентрировать все внимание, стараясь осознать давление между ладоней. Сделать выдох.

Положение 2. "Вытягивание с поднятыми руками"

Вытягивание с поднятыми рукамиВытягивание с поднятыми руками

А теперь словно косуля с рожками на вдохе поднимите руки как можно выше. Ладони развернуты вверх. Сделайте прогиб в пояснице, стараясь вытянуть все тело.

Продолжение рассказа учителя

В лесной зоне обитают животные, которые питаются как растительной, так и мясной пищей - всеядные. К ним относятся черный и бурые медведи, кабаны. Рассказ о медведях. (Рассматривают картинку с изображением медведя)

Уточняют, предполагают, перечисляют что может употреблять медведь в лесу. (Ягода, рыба, мед диких пчел и т.д.)
- Вспомните, мы видели с вами медведя в зоосаде, какой он гибкий как ловко поднимает семечки, которые рассыпают по полу в клетке посетителями зоопарка.
- Давайте повторим его движения.

Под руководством учителя адаптивной физкультуры выполняют упражнение.

Положение 3. "Наклон туловища (голова к ногам)"

Наклон туловища (голова к ногам)Наклон туловища (голова к ногам)

С выдохом сделайте плавный наклон вперед к ногам. Опустите ладони по сторонам от ступней, стараясь коснуться лбом коленей. Ноги по возможности прямые. Если на данном этапе вам не хватает гибкости, то можно слегка согнуть ноги в коленях и в таком положении опустить ладони на коврик.

Учитель продолжает рассказ

- В лесу также обитают и хищники, звери, питающиеся животной пищей: травоядными животными и грызунами. Это волк, тигр, рысь, лисица. Рассматривают картинки с животными. (Работают с учебником. Читают про данных животных)

Положение 4

Пластика тигра готовящегося к прыжкуПластика тигра готовящегося к прыжку

Вспомним пластику тигра готовящегося к прыжку. Ладони на полу по сторонам от ступней. Правой ногой сделайте широкий шаг назад, опустите колено на пол, стопа на полупальцах. Левая нога согнута в коленном суставе.

- Тазобедренная часть тела подается вперед и вместе с этим выполняется прогиб назад в позвоночнике. Устремите взор к небу и вдохните. (Дети выполняют)
- Ребята, вспомним, кто в лесу обитает кроме животных?

- Правильно, в лесу обитают не только млекопитающие хищники, но и пресмыкающиеся.
- Например, змеи. Вспоминая змею, какое описательное прилагательное данного пресмыкающегося сразу приходит на ум? (гибкость)
- Правильно, гибкость. Попробуем войти в образ гибкой змеи?

Положение 5. "Змея"

Подайте грудь вперед, опуская таз и отжимаясь на руках от пола таким образом, чтобы получился глубокий прогиб назад. Взгляд направьте вверх, потянувшись макушкой назад. (Выполняют)

- Вспомним основные понятия сегодняшнего урока. (отвечают)
- Правильно: травоядные, хищники, всеядные.
- Обратимся к нашему словарю. Просмотрим еще раз правильность написания данных слов. Запишем их в словарик.

Словарная работа: словарные слова еще раз зачитаем хором и индивидуально повторяем.

Перечислите животных, о которых мы сегодня говорили на уроке:

  • травоядных.
  • хищников.
  • всеядных.

Закрепление

Задание 1: Заполни в рабочих тетрадях таблицу.

Животные лесной зоны

Травоядные

Хищники

Всеядные

 

 

 

Индивидуальное задание на карточке

Карточка № 2. (для индивидуальной работы)

Задание 1: с помощью схемы на доске, впиши названия животных в таблицу: лось, заяц, тигр, медведь, лиса, косуля, рысь, кабан.
Задание 2: выбери картинки лесной зоны и составь цепи питания. (В конвертах животные разных природных зон и стрелки)

Итог занятия. Рефлексия

- О животных какой природной зоны вы узнали сегодня на уроке?
- Кого из них можно встретить в нашем лесу?
- Какие из них находятся под охраной государства?

Оценивание.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!