Технологическая карта дистанционного урока географии 7 класс "Природа Тихого и Индийского океанов"

УМК: "Классическая линия".

Учебник: География материков и океанов (авторы В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев), М.: Дрофа, 2016. - 335 с.

Место урока в системе уроков данного раздела: раздел "Океаны и материки" (19 часов), 1-й урок в данном разделе.

Цель урока: формирование знаний об особенностях природы, природных богатств, хозяйственного освоения Тихого и Индийского океанов;

Задачи урока:

  1. сформировать у обучающихся представление об океанах как о крупных природных комплексах;
  2. познакомить с историей освоения океанов;
  3. познакомить с особенностями природы каждого из океанов;
  4. раскрыть современные виды деятельности людей в каждом из океанов, меры охраны их природы.

Ход урока

Ход урока

Деятельность учителя

Организационный этап

Перед уроком загружается «Google презентация».

Приветствует обучающегося. Интересуется самочувствием, настроением.

- Здравствуй! Хорошо ли меня слышно и видно! Как себя чувствуешь? Как настроение? Готов заниматься?

- Тогда давай приступим к уроку.

В 1492 году великий путешественник Христофор Колумб открыл Америку. Сегодня я желаю тебе в процессе урока сделать свои открытия, ведь обучение состоит из постоянных поисков и находок. Поэтому давай вместе двигаться вперед, и успех придет.

 

Актуализация знаний

Чтобы разобраться в причинах необычайного разнообразия природы Земли, на протяжении нескольких уроков  ты изучал главные особенности устройства и взаимодействия ее оболочек.
- Вспомни основные оболочки Земли? (Атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера)
Гидросфера представляет собой водную оболочку Земли.
- Из перечисленных составляющих определи, что является основной частью гидросферы? (Мировой океан - основная часть гидросферы)
Мировой океан  - голубое зеркало нашей планеты, колыбель жизни на Земле.  В нем не только прошлое, но и будущее нашей планеты.
Самыми крупными структурами Мирового океана являются отдельные океаны, которые имеют свои особые черты.
- Какие? (Мировой океан – это совокупность четырёх океанов нашей планеты: Тихого, Атлантического, Индийского и Северного Ледовитого)

С сегодняшнего дня ты начинаешь изучение этих своеобразных природных комплексов - океанов.
Каждый океан занимает впадины с океанической корой, образование и развитие которых имеют свою собственную историю.

 

Постановка цели и задач урока

Объектом нашего изучения сегодня будет 2 океана. А вот каких, давай определим по следующим слайдам!
- Итак, какова же тема урока?

Тема урока: Природа Тихого и Индийского океанов. (Число и тему записать в скайпе).        
Исходя из темы урока какую цель ты перед собой поставишь? (Изучить природные особенности Тихого и Индийского океана). Подумай, что необходимо знать об океанах, чтобы достичь поставленной цели?
Мы узнаем:
- о размерах, глубине, солености и температуре океанов;
- о разнообразии живых организмов;
- об использовании их человеком и экологических проблемах.
В случае затруднения, учитель с помощью наводящих вопросов помогает обучающемуся сформулировать цель и задачи урока. 

 

Первичное усвоение новых знаний

Изучение начнем с Тихого океана. Часто этот океан называют еще и Великим. И для того, чтобы выяснить в чем же он самый самый, необходимо выделить  характерные особенности этого океана.

- Посмотри на соотношение площади всех океанов, и определи, какое место он занимает (первое место).
Тихий океан - это лидер среди всех океанов по площади. Это самый большой океан Земли.
В пределах этого океана могли бы уместиться все 6 материков нашей планеты.
Тихий океан разделяет и одновременно соединяет побережья 5 материков.
- Каких? (Океан расположен между  Евразией и Австралией на  западе, Северной и Южной  Америкой на  востоке и  Антарктидой  на юге).

Если смотреть на Тихий океан из космоса, то становится очевидным, что он имеет форму вытянутого  овала в направлении с  севера на юг. И особенно он широк у экватора, в жарких поясах, а значит этот океан будет самым?
- Каким самым? (самый тёплый в поверхностном слое океан).
Первоначально название Тихому океану дал еще Фернан Магеллан, в 1520 году. Он пересек Тихий океан и за 100 дней плавания не испытал ни одного шторма, бури – океан был спокоен. По первому впечатлению от этого плавания Фернан Магеллан назвал океан Тихим.

На самом же деле Тихий океан - это самый неспокойный и грозный среди океанов, частый виновник тайфунов, цунами и тропических штормов. Также океан славится самыми высоким приливами.

Огромный вклад в исследовании этого океана и островов в нем внесли российские экспедиции под руководством Крузенштерна, Лазарева, Головина, Лисянского.
Стоит отметить, что исследования этого океана продолжаются и в ниши дни.
- Теперь просмотри небольшое видео, и определи, каков  рельеф дна океана.
- Какую особенность океана еще можно выделить?
Тихий океан самый глубокий.
Тихий океан лидер по количеству островов.
Средняя солёность поверхностных вод Тихого океана ниже, чем в других океанах.
- Почему, как ты думаешь? (Это связано с выпадением большого количества атмосферных осадков и впадением рек, а сними поступает большое количество пресной воды. Также осадки над океаном превышают испарение).

Физкультминутка

Упражнения для глаз.

- Отдохнул  немного? Продолжаем дальше!

 

Первичное усвоение новых знаний (продолжение)

- Посмотри внимательно на фото, и скажи, о чем пойдет речь далее на уроке? (Органический мир Тихого океана).
Органический мир Тихого океана отличается самым  богатым  разнообразием видов растений и животных. Такого разнообразия нет ни водном океане.
В нем обитает половина всей массы живых организмов Мирового океана.
- Почему? (это объясняется прежде всего его огромной площадью, разнообразием природных условий и возрастом)
Даже на сегодняшний день обнаруживают новых неизвестных науке животных. Особенно богата жизнь в тропических и экваториальных широтах у коралловых рифов. Только в Тихом океане живут ластоногие животные.
- Какие это животные? Ластоногие? (морских животных с конечностями в виде ластов)
В водах Тихого океана обитает самое большое морское животное - кит. Встречаются морские котики. Водятся в водах Тихого океана морские бобры. Много и беспозвоночных животных - кораллы, морские ежи, моллюски (осьминоги, кальмары). Здесь обитает самый крупный моллюск - тридакта, весом до 250 кг.
Тихий океан играет важную роль в жизни человека. Какую роль?

Через величайший океан нашей планеты проходят важные транспортные пути, протяженность этих трасс очень велика. В Тихом океане ежегодно добывают почти половину рыбы всего мира.
В некоторых странах из морской воды извлекают соль и другие химические вещества, опресняют ее.
В прибрежных областях Тихого океана ведется добыча различных полезных ископаемых: нефть, газ, разнообразные металлы. Но хозяйственное освоение океана и его побережий значительно осложнили экологическую обстановку.

-  Как человек повлиял на природу Тихого океана?
Хозяйственная деятельность человека привела к загрязнению его вод нефтью, тяжелыми металлами. Вредные вещества разносятся  течениями по всему океану, и  приводят к гибели животных и растений.
В рыболовных сетях запутываются животные. Множество тонн пластиковых отходов выбрасывается в океан.

 

Первичная проверка понимания

Итак, подведем итог проделанной работы. Сегодня ты получил основную информацию о каком океане? (Тихом океане)

Для закрепления полученных знаний, выполни небольшой географический диктант, где нужно вставить пропущенные по смыслу слова.
Перейди по ссылке на документ...
Тихий океан за его размеры называют ... Это самый ... водный объект Земли. Это самый ... и самый ... в поверхностном слое океан. Здесь образуются самые высокие ветровые волны и самые разрушительные тропические ураганы. Он занимает ... место по количеству островов и отличается разнообразием природных условий. Расположен океан по обе стороны от экватора. Он занимает почти половину площади всего Мирового океана и омывает берега ... материков Земли.

Первичное закрепление

Выполни тест...

Информация о домашнем задании

- А теперь давай перейдём к домашнему заданию. Сегодня на уроке мы подробно разобрали Тихий океан. А тема нашего урока Тихий и Индийский океаны.

- Какой океан остался не разобран в теме сегодняшнего урока? (Индийский океан)

Подумай, какое у тебя будет домашнее задание?
Домашнее задание:
1) Изучить материал по учебнику: §15, стр 84-91 или прослушать интернет-урок: «Индийский океан»

2) Выполнить задание-тест «Индийский океан». (Текстовый файл)

***Ученик открывает текстовый документ и просматривает предложенное задание (при отсутствии времени делает самостоятельно после урока)

Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. Какая  цель была поставлена в начале урока?

Удалось ли получить результат? Что нового узнал на уроке?

Справился с заданиями  самостоятельно или с моей помощью? (когнитивная рефлексия)
Где тебе могут пригодиться та информация, которую ты получил на уроке? (социальная рефлексия).

Какое у тебя настроение после урока? (Эмоциональная рефлексия).

Как ты оцениваешь свою работу?

За что себя можешь похвалить? (поведенческо-волевая рефлексия)

Спасибо за урок! До свидания!

 

Размер:
39.2 Kb
Скачали:
13