Цель урока: сформировать представление об атмосферном давление.
Задачи:
Средства обучения: ИКТ, учебник, дополнительный материал.
Добрый день дорогие ребята и гости. Прежде чем начнем наш урок, я хотела бы узнать ваше настроение, с которым вы пришли ко мне на урок. У меня тоже хорошее настроение.
Во все времена люди любили и любят путешествовать, открывать новое неизведанное. Вот и сегодня мы с вами совершим путешествие. На столах у вас лежат воздушные шары на которых мы будем путешествовать.
Скажите, когда вы отправляетесь в путешествие, вы прокладываете маршрут заранее? (ответы учащихся)
На столе у каждого из вас лежит маршрутный лист, который вы будете заполнять по ходу ответов и выполнения заданий.
Внимательно посмотрите в конце маршрутного листа итоговое количество баллов и соответствующая оценка. К таким баллам вы и должны стремиться.
А что еще вы берете в путешествие? (Багаж)
Так и нам сегодня понадобиться багаж знаний.
Проверку домашнего задания проведем необычно, в форме игры "Путь к успеху".
На листочках у вас нарисована пирамида, обозначен старт и финиш, необходимо ответы на вопросы вписывать в нужную строчку пирамиды, начиная с нижней и заканчивая на финише. Первый вопрос – 1 балл, второй – 2 балла и т.д. до 5 баллов.
Проверяем. (Выставить баллы в маршрутный лист)
Молодцы, ребята! Кто набрал максимальное количество баллов?
А сейчас мы с вами попробуем определить тему нашего урока.
Ребята к какой теме относятся понятия которые вы видите на слайде. (на слайде появляется слово Атмосфера)
Что бы определить второе слово нашей темы урока, я проведу опыты, а вы посмотрите и определите с каким словом или явлением они связаны.
Опыты на давление: "Выйти сухим из воды", "Волшебная сила", "Яйцо в бутылке"
На слайде появляется слово "Давление".
Итак, назовите тему сегодняшнего урока. ("Атмосферное давление", на слайде теме урока)
Запишите тему урока в тетрадь.
Мы с вами определили тему урока, а чтобы сформулировать наши цели и задачи, я предлагаю вам подчеркнуть Да или Нет ответ на каждый из предложенных вопросов в колонке "До" в рабочем листе. (Используется прием "Интуиция")
Давайте определим, цель сегодняшнего урока. (узнать что такое атмосферное давление)
Исходя из вопросов в рабочих листах, определим задачи, через которые мы придем к цели нашего урока.
Ребята, а вы знайте вес своего тела?
А воздух имеет вес? Кто за? Поднимаем руку. Кто против? Поднимаем руку.
Опыт с весами и воздушными шарами
Оказывается имеет. Ученые измерили вес воздуха в 1 кубическом метре и выяснили, что он равен 1 кг 300 г. Это примерно вес кирпича.
Если воздух имеет вес, значит, он давит на поверхность над которой находится.
Смотрите, на 1 такой см2 (показываю 1 см2, вырезанный из картона) воздух давит с силой примерно 1 кг 300 г.
Протяните вперед руку. А сколько таких сантиметров войдет на вашу ладонь? На тело взрослого человека это примерно 15 т.
Ну что, чувствуйте, как давит воздух? Вам не тяжело и не больно? Нет? Странно?
Почему же мы не чувствуем этой силы? Этого давления?
Потому что внешнее давление уравновешено с внутренним давлением.
Давайте попробуем сформулировать, что же такое атмосферное давление и запишем в тетрадь.
Я предложу вам слова, которые мы с вами сегодня на уроке уже использовали, а вы попробуете сформулировать определение понятия – атмосферное давление. (сила, воздух, давит, земная поверхность, предметы). Заполнить пропущенные места в определении.
Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность, и на все находящиеся на ней предметы. Атмосферное давление принято измерять в миллиметрах ртутного столба
Поясняю, что давит оно с одинаковой силой и во всех направлениях.
Физкультминутка
Мы продолжаем наш исследовательский маршрут. Нам осталось совсем немного и найдем ответы на все оставшиеся вопросы.
Я предлагаю вам записать ответы на вопросы, которые вы видите на слайде, в рабочую тетрадь, с помощью информации, находящейся у вас в учебнике.
Проверьте свои ответы по эталону на слайде.
Вопрос |
Ответ |
1. Как называется прибор для измерения атмосферного давления? |
Барометр - прибор для измерения атмосферного давления. |
2. В каких единицах измеряется атмосферное давление? |
Атмосферное давление измеряется в мл ртутного столба (мм рт.ст.) |
3. Что происходит с атмосферным давлением при повышении температуры? |
При повышении температуры атмосферное давление становится меньше, чем ниже температура воздуха, тем атмосферное давление выше. |
4. Как изменяется давление с изменением высоты? (правило изменения атмосферного давления) |
Давление снижается. Правило: при подъеме на каждые 10,5 м давление уменьшается на 1 мм рт.ст. |
5. Какое атмосферное давление считается нормальным? |
760 мм рт.ст – нормальное атмосферное давление |
Итак, время закончилось, проверяем. (по ходу проверки учитель дополняет ответы)
Первый барометр был ртутный его создал итальянский ученый физик в 1643 году Эванджелиста Торричелли. (просмотр видеоролика)
Сейчас используют барометр-анероид.(демонстрация барометра)
Нет единой нормы атмосферного давления. Для каждой точки Земли существует свое нормальное атмосферное давление. Оно связано с высотой географического объекта над уровнем моря.
В России отчет начинается в Ленинградской обл. г. Кронштад.
Ефремов находится на высоте 207 метров (его абсолютная высота), то нормальное давление воздуха для этого населенного пункта будет равно: 760 мм. рт. ст. – 20 мм. рт. ст. = 740 мм. рт. ст. Давление в 760 мм. рт. ст. является для нашего города каким? - повышенным.
Оцените свою работу и поставьте баллы в маршрутный лист.
1. Какова высота горы, если у подножья атмосферное давление 765 мм рт. ст., а на вершине 720 мм рт. ст.?
Решение:
1) 765 - 720 = 45 мм рт. ст.
2) 45 10,5 = 472,5 м высота.
Ответ: 472,5 м.
2. На вершине горы высотой 3,5 км барометр показал 720 мм рт. ст. Каково давление у подножья?
Решение:
1) 3500 : 10,5 = 333
2) 720 + 333 = 1053 мм рт. ст.
Ответ: 1053 мм рт. ст.
3. Шахта глубиной 200 м, на поверхности атмосферное давление 752 мм рт. ст. Найти давление на дне шахты.
Решение:
1) 200 10,5 = 19
2) 752+19 = 771 мм рт.ст.
Ответ: 771 мм рт. ст.
4. На дне карьера барометр зафиксировал давление 780 мм рт. ст. у поверхности земли 760 мм рт. ст. Найти глубину карьера.
Решение:
1) 780 - 760 = 20
2) 20 х 10,5 = 210 м.
Ответ: 210 м
Пришла пора проверить свои знания и оценить, смогли ли мы достичь поставленных целей. Для этого я предлагаю взять вновь таблицы "До - После", и используя полученные знания, без помощников-тетрадей, ответить на вопросы, указанные в таблицы.
Поменяйтесь своими работами и проверьте работу своего товарища по образцу и поставьте кол-во баллов в маршрутный лист. (взаимопроверка)
Вопрос |
До |
После |
Воздух не имеет веса? |
Да/нет |
Да/нет |
Вес воздуха над горизонтальной плоскостью – это атмосферное давление? |
Да/нет |
Да/нет |
Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы? |
Да/нет |
Да/нет |
На 300 см2 приходится 300 кг? |
Да/нет |
Да/нет |
Тонометр- прибор для измерения атмосферного давления? |
Да/нет |
Да/нет |
Атмосферное давление может раздавить человека? |
Да/нет |
Да/нет |
В мире не существует нормы атмосферного давления? |
Да/нет |
Да/нет |
Давление может меняться из-за температуры воздуха? |
Да/нет |
Да/нет |
Давление на вершине горы будет меньше, чем у ее подножия? |
Да/нет |
Да/нет |
Обсудить полученные результаты по таблице. (у кого произошли изменения в таблице)
Давайте подведем итог нашего урока.
Как вы считаете, мы смогли выполнить поставленные задачи? Значит и цель нашего урока достигнута.
Подсчитайте баллы и выставьте оценки себе за урок.
Мы путешествовали сегодня на воздушных шарах, поэтому я предлагаю свои шарики, на которых мы путешествовали, выставить в слои атмосферы.
Домашнее задание
§41, стр. 136 задание 4. Подготовить сообщение "Влияние атмосферного давления на тело человека".