Цель урока: познакомиться учащихся 5 класса с водной оболочкой Земли.
Задачи:
Сегодня у нас необычный урок - путешествие в страну Знаний.
Если у вас хорошее настроение - похлопайте в ладоши.
Если у вас есть друг - улыбнитесь
Если вы готовы к уроку - поднимите руки.
Учитель предлагает ученикам сделать подписи к представленным изображениям. После этого учащиеся должны ответить на вопрос: "Что объединяет все эти объекты?" (учащиеся формулируют вывод, что это все вода)
- Расставьте подписи к изображениям.
Варианты ответов: болото, озеро, море, океан.
- Какую цель мы поставим на урок? (Вода на Земле)
- Какие задачи? (ответы учащихся)
- Мы встречаемся с водой каждый день. Для чего необходима вода на Земле?
Проблемный вопрос урока
- Ребята, а много ли воды на Земле и почему она не заканчивается никогда?
- Сегодня в течение урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос.
- Для того чтобы ответить на этот вопрос мы должны проникнуть в тайны воды. Отправляемся в путешествие.
Первая станция: Пролив "Свойства воды"
- Ребята, что мы знаем о воде?
- Давайте вспомним основные свойства воды. (На партах стакан с водой)
- Посмотрите внимательно на воду. Какая она?
- Опустим ложку в стакан, она будет видна? (Прозрачная, жидкая)
- Имеет ли чистая вода запах? (Нет)
- Имеет ли вода цвет? (Нет)
- Бросим кусочек сахара в стакан, размешаем,что происходит? (Сахар растворяется)
- Если переливать воду в другой стакан – она течет.
- Если нагреть воду объем ее увеличится, а если охладить, то объем уменьшится. Значит при нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается.
Практическая работа "Опыты с водой"
В тетради записывают свойства воды:
- В каких трех состояниях бывает вода? (жидком, газообразном и твердом)
- А как же называется водная оболочка Земли и из каких частей она состоит?
Причал "Узнайка"
Работа с учебником на стр. 84.
- Заполните схему "Состав гидросферы". (Дают определение гидросфера, заполняют схему "Состав гидросферы")
- Чтобы определить, что входит в состав каждой части, предлагаю выполнить следующее задание. Разложить по папкам таблички с названиями.
Папки: "Мировой океан", "Воды суши", "Вода в атмосфере".
Таблички с названиями: Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный-Ледовитый океан, озера, реки, болота, подземные воды, ледники, кристаллики льда, капельки воды, водяной пар.
Остров "Школьный"
- Нам необходимо пополнить запас воды и решить проблемный вопрос урока: А много ли воды на нашей планете?
Беседа по схеме
- Какие части гидросферы состоят из пресной воды, а какие – из соленой?
- Так много ли воды на нашей планете? И хватит ли ее всем?
- А теперь я предлагаю вам подумать над вопросом: почему реки и подземные воды не иссякают, а моря не переполняются водой?
Солнце дело свое знает
Землю солнце прогревает
Воду солнце испаряет
В пар водицу превращает.
Поднимается вода,
Образуясь в облака.
Облако плывет по небу
По всему большому свету
Капли стали тяжелей
И вода в виде дождей
Возвращается на землю
В глубину подземных вод
Вот такой круговорот!
- О каком процессе, происходящем в природе, здесь идет речь? Как он называется? (Круговорот)
Залив "Круговорот"
Работа с рисунком в учебнике
- Используя рисунок 57 в учебнике стр. 86, составьте краткий рассказ о Мировом круговороте воды в природе.
Под действием солнечного тепла вода с поверхности океана испаряется и поступает в атмосферу. В атмосфере водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды. Капельки воды и кристаллики льда образуют облака.
Из облаков выпадает дождь, который сразу возвращает в океан некоторую часть воды. Но эта вода уже пресная! Благодаря ветру облака оказываются над сушей, и из них выпадают осадки в виде дождя или снега. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, а частично стекают в реки и другие водоемы.
Реки собирают воду из поверхностных источников и питаются подземными водами и возвращают воду обратно в Мировой океан. С поверхности океана вода вновь испаряется, и круг океан – атмосфера – суша – океан замыкается.
Так в природе происходит непрерывный процесс круговорота воды в природе.
- Чем отличается малый круговорот воды от большого?
- Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?
- Докажите, что все части гидросферы взаимосвязаны.
- Итак, возвращаемся к проблемному вопросу, который прозвучал в начале урока: "Много ли воды на Земле? Почему она не заканчивается?"
- Составить синквейн со словом "Вода".
Домашнее задание