Цель урока: познакомить учащихся с особенностями речной рыбы на примере окуня и щуки.
Задачи:
Образовательные: формировать знания учащихся об особенностях внешнего строения речной рыбы, образа их жизни; учить отличать речного окуня и щуку от других рыб;
Коррекционные: развивать умение работать в малых группах, внимание, умение наблюдать и сравнивать, связную устную речь;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: учебник, тетрадь, карточки, мультимедийная презентация.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
- Отгадайте загадку:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы)
- В какой среде обитают рыбы? (В воде, речке, озере, море)
- Из каких частей состоит тело рыбы? (Голова,туловище, хвост)
- С помощью чего рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и плавательного пузыря)
- Чем снаружи покрыто тело рыбы? (Чешуей)
3. Проверка знаний с использованием разноуровневых заданий.
А) Индивидуальный опрос (для учащихся 1, 2 группы)
- На доске перепутаны таблички с названиями внутренних органов.Исправь ошибки.
- Написать стадии развития рыбы.
Б) Фронтальный опрос (для учащихся 3, 4 группы)
- Где происходит размножение рыб?
- Как называются органы размножения рыб?
- Что собой представляет икринка?
- Чем личинка отличается от малька?
4. Изучение нового материала.
А) Рассказ учителя с демонстрацией презентации, беседа с учащимися.
- Всех рыб можно условно разделить на две группы: пресноводные или речные рыбы и морские рыбы. (Слайд 2)
- Как вы думаете, почему рыбы называются пресноводными? (Они живут в пресной воде)
- Каких речных рыб вы знаете? (Сом, карась, ерш, сазан) (Слайд 3, 4)
- Сегодня на уроке мы будем изучать пресноводную рыбу, а именно речную рыбу на примере окуня и щуки. Мы узнаем, как они питаются, будем их сравнивать и находить отличительные особенности. (Слайд 5)
- Люди издавна селились вблизи воды, так как без нее нет жизни. Если посмотреть на карту России, то мы увидим, что города и другие сельские поселения расположены вблизи рек.
- По территории района протекают 8 рек: Ея, Куго-Ея, Кавалерка, Мокрая Чубурка, Средняя Чубурка, Чубурка, Россошь, Эльбузд. Ея – самая длинная из степных рек, вторая по длине река Краснодарского края. В этих реках обитает много видов пресноводной рыбы.
- Речные рыбы – это рыбы, вся жизнь которых проходит в пресных водоёмах: реках, озёрах, ручьях. (Слайд 6)
- Сегодня мы будем добывать знания, работая в группах. Прежде чем вы получите задание, давайте хорошо рассмотрим окуня и щуку. (Слайд 7- 10)
- Почему речного окуня и щуку относят к рыбам?- Какие части теларазличают у речного окуня и щуки?
Б) Работа в малых группах. (Слайд 11)
Задание 1 группе: Прочитать в тексте учебника о речном окуне, ответить на вопросы и заполнить таблицу. (Приложение 1)
Задание 2 группе: Прочитать в тексте учебника о щуке, ответить на вопросы и заполнить таблицу.
Вопросы:
1. Где обитают окунь и щука?
2. Какая форма тела у этих рыб?
3. Какая у них окраска тела?
4. Чем питаются окунь и щука?
5. Где они выметывают икру?
6. Как щука и окунь охотятся на добычу?
Вопросы для сравнения | Речной окунь | Щука |
1. Где обитает? | В водоемах с чистой водой | В озерах и прудах со стоячей водой |
2. Какая форма тела? | Сжатое с боков (обтекаемое) | Продолговатое, мускулистое |
3. Какая окраска тела? | Зеленовато-желтое | Серовато-зеленое |
4. Чем питается? | Мелкими рыбешками | Рыбами, лягушками, утками |
5. Где выметывает икру? | На водные растения | На мелководье |
6. Как охотится на добычу? | Подкарауливает в зарослях водных растений | Подкарауливает в зарослях водных растений |
Проверяем выполнение задания. (Слайд 12)
Задание для 1 и 2 группы: Сравнить речного окуня и щуку по плану1. Чем похожа щука на речного окуня:а) по окраске тела;б) какие особенности говорят о том, что обе рыбы - хищные?2. Чем отличается щука от речного окуня:а) по месту обитания;б) по форме тела.
5. Физминутка.
6. Закрепление нового материала с использованием разноуровневых заданий.
- О каких рыбах мы говорили на этом уроке? (3, 4 группа)- Отгадайте загадки:
1) У нее во рту пила, под водой она жила. Всех пугала, всех глотала, а теперь в котел попала. (Щука)
2) Хвостом виляет, Зубастая, а не лает. (Щука)
3) Он живёт в озёрах, реках,
Жадный и зубатый,
Ловится он человеком
- Хищник полосатый
Для ушицы, на жарёху.
Вкусным он бывает.
Вот малькам от него плохо,
- Ловит и глотает. (Окунь)
4. Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трех...(Окуней)
- На какие две группы можно разделить рыб? (1, 2 группа)- Выйти к доске и разбить карточки с изображением рыб на две группы.
- Выйти к доске и из букв составить названия, изученных рыб.
Задание: Дополни текст. (Слайд 13)
Рыбы - постоянные обитатели различных…
К речным рыбам относятся - …
Где живет речной окунь? …
Где живет щука? …
Как речной окунь и щука охотятся за добычей? …
7. Домашнее задание.
Стр. 54-56читать, отвечать на вопросы, пересказ (для учащихся 1, 2 группы)
Стр. 54-56выборочное чтение, рисунок рыб (для учащихся 3, 4 группы)
8. Подведение итогов. Объявление оценок. Рефлексия.
- Что же вы узнали сегодня на уроке?
- Довольны ли вы результатами?
- Что понравилось в работе?
- Заканчивается урок, но не заканчивается поиск знаний.
Да! Путь познания не гладок,
И знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет!
Приложение 1
Вопросы для сравнения | Речной окунь | Щука |
1. Где обитает? | ||
2. Какая форма тела? | ||
3. Какая окраска тела? | ||
4. Чем питается? | ||
5. Где выметывает икру? | ||
6. Как охотится на добычу? |