Цель: развитие интереса к изучению экологических проблем родного края. Воспитание экологической культуры в каждом ребенке.
Задачи:
- формирование у учащихся деятельностного уровня экологической культуры,
- ориентирование учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды,
- формировать целостное представление о проблемах экологии на региональном уровне, возможных путях их решения.
Исходная обстановка:
- природные условия региона.
- характеристика экологической обстановки региона.
- характеристика основных загрязнителей окружающей среды.
- конкурс плакатов, рисунков, стихов на тему" Оренбуржье - любим, наем, бережем"
- статьи Конституции России. Уголовного Кодекса России.
Состав участников игры:
- мировой судья,
- адвокат.
- государственный обвинитель
- ответчик.
- свидетели со стороны ответчика
- свидетели со стороны истца
- секретарь суда,
- истцы: Водя ной, Береза, Соловей.
Система стимулирования:
Система оценки "одобрено" складывается из промежуточных оценок:
- знание экологической обстановки области,
- владение экологическими терминами,
- умение убедить апонента в виновности, или невиновности,
- знание Конституции России, статей об экологии.
Дополнение:
Игру можно проводить в 7-8 классах, как на уроке краеведения, так и на часе классного руководства, а также как занятие кружка. Игра требует длительной подготовки, 3-4 недели Необходимо познакомить учащихся с основами экологических знаний, некоторыми статьями Конституции России, научить детей публичному выступлению. Систематически вести природоохранную деятельность. Подготовить костюмы...
На сцене расставляются столы буквой П, это имитирует зал суда, центральный стол для судьи, справа - обвинение, слева - защита, сзади и справа от судьи стол для секретаря. В зале учащиеся 7-8 классов, приглашенные на игру.
Время игры 30-40 минут.
На сцене потерпевшие: Водяной, Береза, Соловей (дети в костюмах), государственный обвинитель, адвокат, ответчики (несколько учеников 2-3), секретарь суда.
Секретарь суда:
- Встать, суд идет (все участники судебного процесса встают, в зал входит судья, занимает свое место)
Судья:
- Слушается дело по обвинению учащихся школы № 8 в преступном отношении к природе, заведомом загрязнении водоемов, разорении птичьих гнезд, уничтожении растений.
- Дело рассматривает судья – Ф.И.О.
- Государственный обвинитель, старший советник юстиции – Ф.И.О.
- Государственный защитник, член коллегии адвокатов - ФИО.
- Потерпевшие: Водяной, Береза, Соловей.
- Обвиняемые - ученики школы № 8.
- Секретарь судебного заседания – Ф.И.О.
- Прошу садиться.
- Обвиняемые, встаньте пожалуйста. Объясняю ваши права. Вы имеете право давать показания, дополнять показания, отказаться от права дачи показаний, определить очередность своего выступления в судебном процессе, пользоваться услугами адвоката. Вам понятны ваши права? Предупреждаю об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Садитесь пожалуйста.
- Потерпевшие, встаньте пожалуйста, вы имеете право давать показания, свидетельствовать против обвиняемых приглашать свидетелей, заявлять протест, пользоваться услугами адвоката, вам понятны ваши права? Предупреждаю об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Садитесь пожалуйста.
- Определяю порядок рассмотрения дела:
допрос потерпевших,
допрос свидетелей от обвиняемых,
прения по ходу дела,
решение суда.
Господин прокурор, у вас есть дополнения, изменения?
Прокурор:
Нет, Ваша честь.
Судья:
- Господин адвокат, у вас есть дополнения, изменения по порядку работы судебного заседания?
Адвокат
- Нет, Ваша честь.
Судья:
- Судебное заседание начинается, переходим к рассмотрению дела. Господин прокурор, начните допрос потерпевших.
Прокурор:
- Ваша честь, разрешите мою речь начать со слов Михаила Михайловича Пришвина "Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, сокровища надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина, охранять природу, значит охранять Родину. Этим словам Пришвина более полу века, но они до сих пор актуальны.
42 статья Конституции Российской Федерации закрепляет за каждым человеком право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями. Сегодня планета в опасности, а что же делают люди? Как они воспитывают своих детей, учат их помогать природе? Да никак! Разрешите, Ваша честь допросить потерпевших
Судья (секретарю):
Прошу вызвать свидетеля от обвинения.
Секретарь:
- Прошу первого свидетеля пройти в зал суда.
В зал входит ученик в костюме водяного.
Судья:
- Прошу вас пройти для дачи показаний. Вы являетесь потерпевшим, а так же свидетелем от обвинения. Представьтесь пожалуйста. Господин прокурор, начинайте допрос свидетеля.
Прокурор:
- Прошу вас представьтесь.
Водяной:
- Я одинокий Водяной, живу в реке Урал, никто не водится со мной. Друзья мои лягушки болеют, как старушки. На дне моей квартиры - бутылки, тряпки, вилы, не речка, а помойка. Кругом лежат жестянки, запчасти, банки, склянки. А мне так жить охота.
Прокурор:
- Господин Водяной, что вы можете сообщить по существу дела?
Водяной:
- Дети и взрослые приходят купаться, на рыбалку, просто отдохнуть. Как придут, да набросают мусора, я тогда с дочками русалками убираю, убираю, да где уж мне, попей-ка с мое грязной водички, какое уж тут здоровье. Вот так и живем, Ваша честь, одни страдания.
Судья:
- У защиты есть вопросы к свидетелю?
Адвокат:
- Господин Водяной, я прошу уточнить, в своей речи вы говорите просто о людях, или конкретно об учениках школы № 8? Посмотрите внимательно на обвиняемых, видел и ли вы этих людей раньше?
Водяной:
- (рассматривает обвиняемых) Нет, Ваша честь, этих не видел, да и много их за день проходит мимо меня, особенно летом, может и не упомнил кого.
Адвокат:
- У меня больше нет вопросов.
Судья:
- Свидетель займите свое место в зале суда. Для дачи показаний вызовите следующего свидетеля.
Секретарь суда:
- В зал суда вызывается свидетель Соловей.
Прокурор:
- Свидетель, пройдите на свидетельское место и представьтесь пожалуйста.
Соловей:
- Я - певец любви и счастья,
Я встречаю здесь весну.
Славлю жизнь, гоню несчастья,
Воспеваю красоту!
Прокурор:
- Да, Соловушка, поете вы прекрасно, душа радуется. Расскажите пожалуйста, какие претензии у вас к ученикам восьмой школы?
Соловей:
- Ваша честь, больших претензий у меня нет к ученикам, иногда они нас подкармливают, хотя и портят деревья, разоряют гнезда, отравляют удобрениями почвы, а
значит лишают нас местообитания. Это правда, что лукавить, человек не знает меры, я готов людей прославить, но у нас исчезла вера.
Адвокат:
- Заявляю протест, не конкретно.
Судья:
- Протест принимается, господин Соловей, вы можете конкретно обвинить ребят, находящихся на скамье подсудимых?
Соловей:
- Я вообще обижен на людей, а не на кого-то конкретно.
Судья:
- Спасибо за показания. Займите свое место в зале суда.
-У обвинения есть еще свидетели?
Прокурор:
- Да, ваша честь, прошу вызвать для дачи показаний Березу.
Секретарь:
- В зал суда приглашается свидетель Береза.
Судья:
- Госпожа Береза, пройдите пожалуйста на свидетельское место. Господин прокурор, приступайте к допросу свидетеля.
Прокурор:
- Госпожа Береза, расскажите суду, чем вас обидели ученики восьмой школы?
Береза:
- Ваша честь, нас становится все меньше и меньше. А ведь мы символ России. Она славится березовыми рощами. Люди! Мы вас любим! Почему вы бываете с нами жестоки? 3ачем вам топоры и пилы? Мы каждому из вас готовы отдать любовь и ласку.
Судья:
- Вопросы адвоката пожалуйста.
Адвокат:
- Госпожа Береза, приведите конкретные примеры, когда ученики восьмой школы губили деревья.
Береза:
- Я говорю о людях вообще, ведь в том, что погибают деревья, виноваты сами люди. Мало того, что взрослые губят природу, но ведь они и детей своих ничему не учат, а учить малышей беречь природу, это ведь самое главное.
Судья:
- Господин адвокат, у вас есть еще вопросы к свидетелю?
Адвокат:
- Нет, Ваша честь.
Судья:
- У обвинения есть еще свидетели?
Прокурор:
- Нет, Ваша честь.
Судья:
- Начинаем допрос свидетелей со стороны обвиняемых. Господин адвокат приступайте к допросу свидетелей.
Адвокат:
- Ваша четь, я согласен с обвинением по многим аспектам. Да, наши дети ещё
очень мало знают об экологии, во многих школах нет предмета экология. Детей нужно учить и учить, да и не только детей, но и взрослых. В нашей стране нужно в корне менять экологическую политику. Экологическое образование человек должен получать с самого детства. Сегодня на судебном заседании обвиняются ученики восьмой школы, но у меня есть свидетели, которые докажут, что ребята не только стараются сохранить окружающую среду, но и пропагандируют экологически обоснованную деятельность, формируют экологическую культуру.
- Ваша честь, разрешите допросить свидетелей деятельности учащихся восьмой школы.
Судья:
- Секретарь, пригласите пожалуйста первого свидетеля.
Секретарь:
- В зал суда приглашается свидетель ФИО.
Судья:
- Пройдите пожалуйста на свидетельское место, представьтесь.
1 свидетель:
-Я, Афанасьева Надежда, ученица 10 "А" класса, являюсь редактором школьной газеты «Мир вокруг, нас". В газете мы описываем школьные дела, рассказываем о праздниках, экскурсиях, викторинах. Ребята сами сочиняют стихи, рассказы на экологическую тему. Девиз нашей газеты, как и всей нашей деятельности - "Оренбуржье-знаем, любим, бережем". В этом году работы более 50 детей были напечатаны в нашей газете. Более 300 детей приняли участие в различных экологических акциях школьного, городского, областного масштабов. А несколько человек стали финалистами Российских конкурсов
- Вся наша работа отображена в газете, Ваша честь, я принесла несколько экземпляров и грамот ребят, это доказательство нашей деятельности.
Адвокат:
- Ваша честь, прошу приобщить материалы к делу.
Судья:
- Постановляю, приобщить к делу вещественное доказательство..
- Свидетель, займите место в зале суда.
- Секретарь, вызовите пожалуйста следующего свидетеля.
Секретарь:
- В зал суда вызывается свидетель от школы № 8.
2 свидетель:
- Я, Евграфов Дмитрий, бригадир "Птичьих кормильцев", просто ребята так
нас назвал и, потому что мы постоянно ходим в парк подкармливать птиц. У нас в школе работают две бригады. В этом году мы изготовили 79 кормушек и 7 скворечников, собрали около 40 кг. корма для птиц, а также провели беседы: "Помоги пернатым", "Редкие птицы Оренбуржья", "Птичья столовая" и другие. В акции "Каждой пичужке -наша кормушка приняли участие 176 учеников нашей школы. Ваша честь, я принес фотографии, на которых изображены наши ребята во время работы.
Адвокат:
- Ваша честь, прошу приобщить к делу фотографии, доказывающие правдивость показаний.
Судья:
- Постановляю, фотографии приобщить к делу. Свидетель займите своё место в зале суда. Вызовите следующего свидетеля.
Секретарь суда:
- В зал суда вызывается свидетель Яшков Виктор.
3 свидетель:
- Я, Яшков Виктор, президент школьного творческого объединения "Наш мир" Хочу рассказать о нашей деятельности. Ваша честь, мы работаем уже третий год. За это время эколого-краеведческая работа в нашей школе значительно изменилась. Ребята с удовольствием занимаются в творческом объединении и привлекают к своей работе малышей. Проведено 18 бесед об охране природы, конкурсы рисунков, плакатов. Ребята активно участвуют в городских и областных конкурсах и акциях. Представлены работы на конкурс "Зеркало природы","3еленая планета". Наши школьники периодически ездят на р. Урал и убирают мусор на побережье. На Качкарке мы нашли несколько муравейников, очистили и огородили их. В школе стало традиционным проводить весной научно-практическую конференцию "Оренбуржье - знаем, любим, бережем", а также акцию "Спасите тюльпаны"
- Мы можем гордиться учениками нашей школы и членами творческого объединения. Это: Алпацкая Татьяна, Алпацкий Сергей, Афанасьев Надежда, Богданова Ксения. Эти ребята имеют награды городского, областного и даже Российского значения.
Я принес доказательства, это: газеты, буклеты, листовки, фотографии, конкурсные работы. Все это сделали наши ребята. Ваша честь, посмотрите пожалуйста.
Адвокат:
- Ваша честь, прошу приобщить к делу все документы.
Судья:
- Постановляю, приобщить документы к делу.
- Защита, у вас есть еще свидетели?
- Рассмотрение дела по обвинению учащихся школы № 8 в недобросовестном отношении к природе окончено.Переходим к прениям сторон. Господин прокурор, вам слово.
Прокурор:
- Ваша честь, рассмотрев все доказательства по факту нанесения ущерба окружающей среде, в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации прошу признать требования истцов правомерными и обоснованными по статье 250 (загрязнение) вод, статье 259 (уничтожение критических местообитаний для организмов) признать учащихся виновными. Обязать компенсировать нанесенный ущерб, а также обязать принять все необходимые меры, чтобы привести свою деятельность в соответствие с нормами законодательства и не допускать повторения подобных действий. Прошу назначить наказание в виде штрафа в размере 20 минимальных заработных плат в пользу государства. У меня все, Ваша честь.
Судья:
- Слово предоставляется защите.
Адвокат:
- Ваша честь, в этом зале сегодня прозвучали слова обвинения в адрес учеников школы № 8. Мы предоставили достаточно доказательств природоохранной деятельности школьников. Ребята не только сами работают, но и постоянно вовлекают в круг своей деятельности все больше и больше детей. Ваша честь, прошу оправдать моих подзащитных.
Судья:
- Обвиняемые, встаньте. Вам предоставляется последнее слово.
1 Ученик от обвиняемых:
- Ваша честь, свидетели и наш защитник уже очень подробно описали нашу работу, у меня нечего добавить к уже сказанному в наше оправдание. Хочу только напомнить всем присутствующим, что жизнь человека постоянно связана с природой, и той территорией на которой он живет. Чтобы правильно выбрать дорогу в жизни, прожить здоровую и счастливую жизнь, важно не только хорошо знать свою малую Родину, но и хорошо понимать ту ответственность, которая ложится на каждого из нас. Мы выбираем здоровую и счастливую жизнь!
Секретарь:
- Суд удаляется для принятия решения.
- Встать, суд идет.
Судья:
- Решение суда. На судебном заседании (число, месяц, год) слушалось дело о возбуждении уголовной ответственности по статье 250 (загрязнение вод), статье 259 (уничтожение критических местообитаний для организмов) против учеников школы № 8. В ходе судебного разбирательства были заслушаны свидетельские показания, изучены
документы.
- Приговор. Именем Российской Федерации суд под председательством судьи Ф.И.О. вынес решение: учеников школы № 8, членов творческого объединения "Наш мир" по статье 250, статье 259 Уголовного Кодекса Российской Федерации оправдать и освободить в зале суда. Пожелать ребятам ещё активнее вести природоохранную деятельность.
- Судебное заседание окончено.