Интегрированный урок посвящен 185-летию со дня рождения великого русского композитора М.П. Мусоргского и 150-летию создания цикла "Картинки с выставки".
Урок рассчитан на студентов 3-4 курсов музыкальных отделений и отделений изобразительного искусства.
Вид урока: интегрированный, урок - творческая мастерская.
Цель урока:
Задачи:
Оснащение урока: ноутбук, портрет композитора, мольберты, краски, кисти.
Участники: студенты 3 курса специальности "Музыкальное образование", "Изобразительное искусство и черчение".
Преподаватель: Добрый день! Сегодняшний наш урок мы посвятили циклу "Картинки с выставки" известного русского композитора, представителя содружества творческого объединения "Могучая кучка" - Модеста Петровича Мусоргского.
- И, поскольку название цикла напрямую связано с изобразительным творчеством, поэтому мы решили сделать интегрированный урок с соединением в нем музыкального и изобразительного искусства и пригласили студентов двух разных отделений - студентов специальности "Музыкальное образование" и "Изобразительное искусство и черчение".
- Как я уже сказала, сегодня объектом нашего внимания станут пьесы из фортепианного цикла "Картинки с выставки". И это не случайно: ведь именно в 2024 году мы отмечаем 185-летие со дня рождения известного русского композитора Модеста Петровича Мусоргского и 150-летие со дня появления цикла "Картинки с выставки" на свет.
- Идея создания этого цикла возникла у композитора весной 1874 года, после того, как Мусоргский побывал на выставке художественных работ в память о своем друге - художнике Викторе Александровиче Гартмане, который в то время скоропостижно покинул наш мир.
- При жизни В.А. Гартман был дружен с М.П. Мусоргским, и смерть товарища и творца близкого к идеям "Могучей кучки", стала серьезным ударом для композитора.
- Через год после смерти Гартмана по воле известного критика Владимира Стасова была организована огромная выставка, включавшая в себя работы талантливого мастера - от акварели до работ маслом. Разумеется, Модест Петрович не мог пропустить данное мероприятие.
- Всего на выставке было представлено более 400 произведений, среди которых были как знаменитые творения автора, так и небольшие зарисовки, часть из которых и вдохновила композитора на создание цикла.
- Всего из всех просмотренных работ композитор определил для себя 10 сюжетов. Но, так как они никоем образом не были связаны друг с другом, Мусоргский сочинил тему "Прогулки", которая стала связующим звеном между пьесами цикла.
- Слушая "Прогулку" каждый раз между пьесами создается впечатление постепенного перехода от одной картины к другой, как будто мы гуляем по выставочному залу, рассматривая картины.
- И прежде чем мы перейдем к обсуждению пьес цикла, мне бы хотелось дать вам послушать мелодию "Прогулки", для того, чтобы почувствовать себя в той самой галерее, в которой когда-то оказался Мусоргский.
- Кстати, как я уже сказала, композитор сочинил этот цикл для фортепиано, но после выхода в свет эти пьесы настолько полюбились исполнителям и слушателям, что в настоящее время существует его 19 оркестровых версий.
- Самая популярная оркестровка была создана французским композитором - Морисом Равелем в 1922 году. Именно в этой версии мы сегодня услышим все представленные пьесы.
Слушаем "Прогулку"
- Итак, вот такая музыкальная тема связывает все пьесы цикла и подводит нас к первой пьесе под названием "Гном".
- Но, какого гнома увидел Мусоргский и что изобразил в своей музыке - об этом позже сейчас мне бы хотелось, чтобы вы послушали эту пьесу и попытались сами нарисовать портрета этого гнома. А затем мы сравним его с оригиналом.
Слушаем пьесу "Гном"
Просмотр работ студентов и обсуждение.
- На самом деле, эскиз Гартмана, послуживший основой для этой мелодии, не сохранился, однако известно, что на нем была изображена ёлочная игрушка-щелкунчик. Но слушая музыку Мусоргского, какого гнома вы себе представили? (отвечают, показывают свои рисунки)
- Итак, вновь тема "Прогулки" переводит нас к следующей пьесе цикла и наш герой подходит к следующему акварельному рисунку, написанному в Италии, под названием "Старый замок".
- Какой же замок увидел Мусоргский на картине Гартмана? Давайте слушать музыку и воображать!
Слушаем пьесу "Старый замок"
- Мусоргский увидел перед собой старый средневековый замок, перед которым поет влюбленный трубадур. Поэтому в своей музыке композитор нарисовал печальную мелодию, льющуюся из уст молодого музыканта.
- Задумчивость, взволнованность и печаль пронизывают музыкальный номер. Постоянно повторяющийся бас позволяет воспроизвести музыку средневековья, тема варьируется, напоминая живое пение.
- Средняя часть наполнена светом, который вновь сменяется мрачными оттенками. Все постепенно стихает, лишь последняя фраза на фортиссимо, разрушает тишину.
Название следующей пьесы я не буду заранее говорить. Для вас во время прослушивания произведения будет единственное задание - догадаться чему или кому посвящена эта пьеса, что было изображено на картине художника и какое название придумал к ней Мусоргский.
Слушаем пьесу "Быдло"
- И последняя пьеса, которую бы мне хотелось сегодня представить вам - называется "Баба-Яга". Мне бы хотелось, чтобы вы попытались не только внешне описать черты этой Бабы-Яги, но и назвать ее личностные качества.
Слушаем пьесу "Баба-Яга"
- На самом деле у пьесы двойное название: "Избушка на курьих ножках" или "Баба-Яга". Мусоргский представил себе этого персонажа, увидев на рисунке Гартмана всего лишь часы в форме избушки на курьих ножках.
- Но в музыке отчетливо проявляются сказочность и мифологичность. Зловещая атмосфера передается при помощи ломанных аккордов, все в образе колдуньи угловатое и фантастическое.
- Музыка написана в жанре русской народной песни, что определяет фольклорность и близость к национальной культуре. Пьеса по своей структуре трехчастная с контрастной серединой.
- В крайних частях создается ощущение движения, как будто наша Баба-Яга куда-то мчится в своей ступе, а в среднем разделе она затихает, как будто она села варить свое приворотное зелье или что-то замышляет. И вновь в репризе он садится на свою метлу и стремительно летит к финальной пьесе цикла под названием "Богатырские ворота в стальном городе Киеве".
Как я уже говорила в начале урока, всего в цикле 10 пьес, давайте посмотрим на экран и увидим все их названия.
- И можно сказать совершенно точно, что каждый музыкальный номер имеет ярко-выраженный образ.
- Может быть поэтому звукоизобразительность музыки Мусоргского так привлекала многих мультипликационных режиссеров, которые использовали его музыку в качестве озвучки в своих мультфильмах.
Разные фрагменты "Картинок с выставки" звучат в следующих мультфильмах:
- Среди этих зарубежных мультфильмов, есть и советский, который так и называется - "Картинки с выставки".
- Давайте посмотрим небольшой отрывок, изображающий пьесу "балет невылупившихся птенцов".
- Название этой пьесы - "Балет невылупившихся птенцов" - придумал сам композитор, у художника же были представлены яркие эскизы детских костюмов к балету "Трильби", на которых были изображены дети в имитированной скорлупе.
- Но композитору под этими эскизами превиделись не просто дети, а самые настоящие птенцы, которые только что появились на свет и пытаются освободиться от скорлупы.
- С уверенностью можно сказать, что "Картинки с выставки" - это произведение, которое позволяет увековечить мгновение. Мусоргский сумел раскрыть разнообразные художественные образы и сюжеты разнообразием музыкальных красок.
- Ну, а на этом наше занятие подошло к концу, надеемся, что этот урок послужит толчком для более серьезного и глубокого изучения творчества Модеста Петровича Мусоргского.