Методическая разработка урока биологии на тему "Основные этапы антропогенеза"

Цель урока: изучение основных этапов антропогенеза.

Задачи урока:

  • формирование знаний об антропогенезе как о непрерывном процессе, являющемся неотъемлемой частью эволюции;
  • развитие навыков самостоятельной работы, исходя из цели и способов ее достижения;
  • воспитывать научное мировоззрение.

Оборудование: проектор, компьютер, доска, бланк с заданиями для закрепления знаний.

Количество часов: 1,5.

Планируемый результат: по окончании урока обучающиеся должны знать основные этапы антропогенеза, роль биологических факторов в эволюции человека, уметь сопоставлять строение тела и черепа человека с определенной стадией антропогенеза.

Ход урока

Орг. момент

Здравствуйте. Садитесь. Готовимся к уроку. Староста, кто отсутствует?

Проверка домашнего задания

На предыдущих уроках мы с вами начали изучать раздел биологии, который называется антропология, на прошлом уроке мы изучили вопросы, связанные с положением человека в системе органического мира. Дома вы должны были выписать признаки, позволяющие отнести человека к определенной систематической единице. Проверяем, как вы справились с заданием. (Фронтальный вопрос по теме "Положение человека в системе органического мира"

Доказательством животного происхождения человека являются также рудименты и атавизмы. Что это такое?

Целевая установка

Итак, как мы видим, существуют достаточно веские доказательства единства человека и животных. На сегодняшнем уроке мы продолжаем изучение вопросов, связанных с происхождением и развитием человека, как вида, и тема нашего сегодняшнего урока "Основные стадии антропогенеза". Открываем тетради, записываем на полях число и тему урока.

Сегодня на уроке мы с вами изучим основные стадии эволюции человека, узнаем, как менялся исторический облик наших предков, еще раз убедимся, что человек – это такой же представитель животного мира, как например, лягушка или крокодил, а не царь природы, как некоторые себя величают.

Я попрошу вас быть активными, потому что все сегодня получат оценки, и я надеюсь, что оценки будут только положительными. Будут оцениваться как письменная работа, так и устная. По окончанию урока мы подведем итоги, и я выставлю оценки.

Прежде чем мы перейдем к изучению нового материала, давайте вспомним, что такое антропогенез? Что происходит с живыми организмами в процессе эволюции?
То есть у любого биологического вида есть два пути – либо вымереть, либо приспособиться. Не обошло это и наших с вами предков. То что мы с вами сегодня находимся в этом кабинете, вполне здоровые и процветающие говорит о том, что когда-то наши предки смогли приспособиться к меняющимся условиям среды и выжить в конкурентной борьбе с другими видами.

Кто же были наши предки? Как они выглядели? Чем питались? Мы сегодня разберем только некоторых наших предшественников, чьи родственные связи с нами ни у кого не вызывает сомнений. По окончании изучения нового материала вам необходимо будет самостоятельно составить генеалогическое древо Человека. Так что будьте внимательны. И если что-то непонятно – задавайте вопросы.

Объяснение нового материала

Для того чтобы эффективно поработать на уроке, вам необходимо будет заполнить данную таблицу, выделив основное из моего рассказа. Записи в колонках должны быть краткими и лаконичными. Пример заполненной таблицы вы можете посмотреть на слайде. Будьте внимательны к информации на слайдах.

В эволюции человека принято выделять 4 стадии:

  1. предшественники человека - австралопитеки;
  2. древнейшие люди или архантропы;
  3. третья стадия – древние люди или палеоантропы;
  4. люди современного типа или неоантропы.

Первым представителем семейства гоминид были австралопитеки - разнородная группа приматов, населявшая в течение миллионов лет Африку и Азию. Наиболее древние их находки обнаружены в Восточной Африке. Их возраст насчитывает около 6 миллионов лет. Просуществовали австралопитеки в течение почти 5 миллионов лет.

Австралопитеки обладали важной особенностью – способностью к прямохождению, масса их тела составляла 35-55 кг, рост - метр-полтора. Изучение скелетов этих существ показало, они имели относительно короткие руки и длинные ноги, вертикальный позвоночник, объем головного мозга примерно 400-500 см3. Австралопитеки жили на открытой местности. Жили небольшими стадами, с доминантным самцом и, скорее всего, кочевали по саваннам Африки.

Питались как растительной так и животной пищей. Орудия сами не изготовляли, но могли использовать в качестве оружия камни и палки. В настоящее время известно несколько групп австралопитеков, одна из которых дала начало первому представителю рода человек – человеку умелому (Homo Habilis).

Австралопитеки дали начало первому представителю рода человек – человеку умелому или Homo Habilis. Впервые останки скелета человека умелого были найдены в 1959 году в Африке. Возраст этих останков – около 2 миллионов лет. С человека умелого начинается бурный рост размеров головного мозга. Объем головного мозга человека умелого превышал 600 см3, что заметно больше, чем у любой современной обезьяны.

Особенно развиты были лобные и теменные доли головного мозга. Роста хабилисы были невысокого 120-150 см, причем женщины гораздо мельче мужчин. Форма ноги говорит о полном приспособлении к прямохождению, а верхние конечности – о развитой хватательной функции. Концевые фаланги короткие – что говорит об активном использовании кистей и совершении физической работы.

Человек умелый был первым из наших предков, который стал регулярно изготавливать каменные орудия труда и перешел на всеядность. Первые пра-орудия представляют собой гальки небольших размеров с 5-6 сколами. Они были грубо обработанными. Homo habilis был создателем ранней галечной (так называемой "олдувайской" или "олдованской") культуры.

Как и австралопитеки, хабилисы жили группами, в которых главенствовал самец. Но в отличие от австралопитеков человек умелый стал сооружать себе простейшие хижины. Об этом свидетельствует найденный в Олдовае круг из камней диаметром 4 м. Камни, по-видимому, прижимали к земле ветки, служившие каркасом хижины.

Таким образом, первыми представителями семейства гоминид были австралопитеки, которые отличались от человекообразных обезьян прямохождением и активным использованием верхних конечностей, а первым представителем рода человек – Homo является человек умелый.

На смену человеку умелому пришел человек прямоходящий – Homo Erectus, которые появились в Африке и Юго-восточной Азии полтора миллиона лет назад и просуществовали более миллиона лет. Они широко распространились по Африке, югу Европы и Азии, вплоть до Индонезии. Древнейшие люди представлены многочисленными группами.

От своих предшественников они отличались более крупными размерами тела, рост 150-170 см, скелет приобретал все больше признаков, связанных с прямохождением: так, стопа уже получила небольшой свод, бедренный сустав сместился к центру таза, появляется небольшой изгиб позвоночника в поясничном отделе. Череп же наоборот еще сильно отличается от черепа современного человека.

Он низкий, имеет суженный покатый лоб, надглазничные валики, массивные челюсти и скошенные подбородок. Объем головного мозга достигает 1000 см3. Строение нижней челюсти доказывает, что они уже могли издавать достаточно сложные звуки. Архантропы первыми освоили огонь. Они жили как на открытых пространствах, так и в пещерах. Питались преимущественно животной пищей.

Человек прямоходящий использовал характерный каменный инструмент – обоюдоострое похожее на зуб рубило. Оно носило универсальный характер. Человек прямоходящий просуществовал очень долго. Его отдельные представители жили 50 тысяч лет назад, когда на Земле жили уже более совершенные гоминиды.

На смену древнейшим людям пришли палеоантропы или древние люди. Так, 300 тысяч лет назад на Земле появился и широко распространился первый палеоантроп – неандерталец. Итак, неандертальцы. Они были уже очень похожи на современных людей. Объем мозга мужчины-неандертальца достигал в среднем 1500 см3.

Но несмотря на большую мозговую коробку, их череп сохранял многие примитивные черты: покатый лоб, низкий свод и затылок, маленький подбородок и крупные зубы, сплошной надглазничный валик. Пропорции тела близки к телу современного человека. По сравнению с древнейшими людьми у неандертальцев была более совершенная кисть, средний рост неанд. составлял 150-155 см.

Они отличались массивным телосложением и большой головой необычной формы. Скелет был гораздо массивней, а мышечная масса больше, чем у современного человека. Населяли Европу, Кавказ, Ближний и Средний Восток. Находки археологов свидетельствуют о большом количестве разнообразных орудий труда, которые использовали неандертальцы.

Разнообразное количество орудий труда получило название неолитической революции. Также неандертальцы научились шить одежду из шкур и стали использовать лук для охоты. Однако неандертальцам еще были чужды украшения и предметы искусства. Жили небольшими группами, мужчины и женщины образовывали пары. У неандертальцев было сложное социальное поведение. Им была знакома примитивная медицина и забота о больных.

Появились погребальные обряды. Таким образом, неандертальцы, пришедшие на смену человеку прямоходящему, были очень похожи на современных людей и имели сложные социальные отношения.

Однако 30 тысяч лет назад неандертальцы вымерли, уступив место человеку разумному, то есть нам с вами. Мы переходим к следующему этапу эволюции человека – человеку современного типа или неоантропу.

Человек современного типа или человек разумный появился около 200 тысяч лет назад в центральной Африке. Он долгое время существовал параллельно с человеком прямоходящим и неандертальцем. 70 тысяч лет назад началась великая миграция человека разумного. Он широко заселил Азию и Европу. При заселении Европы хомо сапиенс вступил в острую конкурентную борьбу с неандертальцем. 30 тысяч лет назад человек разумный остался единственным представителем семейства Люди. Представителей заселивших Европу принято называть кроманьонцами. Это были высокие стройные люди, рост которых достигал 180 см. У них было широкое лицо, прямой лоб, узкий нос. Объем мозга кроманьонцев достигал 1700 см3.

С человека разумного началось бурное культурное и техническое развитие человеческого общества. Появляются сложные орудия труда, для работы с которыми нужны уже не физическая сила, а ловкость и опыт. Кроманьонец меньше зависит от своего физического состояния. Большую роль играет оснащенность орудиями труда и слаженность первобытного коллектива, для этого потребовался слаженный голосовой аппарат – развивается речь.

Объединенные и вооруженные люди были сильнее любого зверя и могли успешно противостоять неблагоприятным факторам: голоду, холоду, засухе. Человек начинает развиваться сельское хозяйство, что позволяет человеку еще меньше зависеть от окружающей среды и погоды. Высокая эффективность человеческого общества позволила освободить часть времени для культурного развития.

Человек начинает делать не только то, что полезно и необходимо, но и то, что ему кажется просто красивым. Появляются украшения на теле и оружии, на пещерах живопись. Социальные отношения обрастают ритуалами и обрядами.

Первичная проверка понимания нового материала

Мы заполнили с вами таблицу. Есть какие-то вопросы по новому материалу? Если вопросов нет, мы переходим к следующему заданию. Перед вами на слайде таблица, в первой колонке которой дается описание вида, а во второй название вида. Ваша задача – в тетради составить пары. Буква из первой колонки с описанием вида и цифра из второй колонки с названием вида. Задание понятно? Вам дается три минуты на выполнение задания.

Проверяем ваши ответы. Для проверки задания поменяйтесь с соседом по парте тетрадями. (взаимопроверка)
Те, у кого пары составлены верно, поставьте два балла, у кого 1 ошибка, поставьте один балл, у кого две ошибки и более не ставьте ничего.

Задание. Перед вами реконструкции черепов наших предков и череп современного человека. Определите, где, чей череп. На выполнение задания дается 2 минуты.
Проверяем ваши ответы. Для проверки задания поменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Те, кто правильно выполнил задание, поставьте два балла, если одна ошибка, поставьте один балл, если две и более ошибок, ничего на ставьте

Закрепление материала

Итак, для того чтобы выстроить нашу родословную, о чем я говорила в начале урока, нам необходимо заполнить схему, то есть обозначить основные этапы эволюции человека. Для этого в тетради чертим шаблон, как на слайде и заполняем его. Времени на выполнение три минуты. Кто заполнит, поднимайте руку, я подойду и проверю. (заносится в протокол оценивания)

Теперь проверьте, пожалуйста, верно ли вы все заполнили. Открывается заполненная схема. Важно отметить, что изученные нами стадии антропогенеза – это лишь малая часть. Перечисленный ряд не означает, что эволюция человека шла именно через такие ступени.

В настоящее время до сих пор родословная человека пополняется все новыми и новыми находками, современное генеалогическое древо гоминид очень разветвленное. И вопросы антропогенеза по-прежнему остаются одним из наиболее дискуссионных вопросов современной биологии.

Какие выводы можно сделать об эволюции человека, исходя из полученной на уроке информации? (задает наводящие вопросы)

Домашнее задание

Необходимо, пользуясь интернет-ресурсами, найти информацию и заполнить таблицу, подобную классной, о следующих предках человека: гейдельбергский человек, денисовцы.

Подведение итогов

Наш урок подходит к концу, осталось подвести итоги и выставить оценки. (Объявляет оценки, указывая на успехи и неудачи учащихся)

  • Что нового, значимого для себя, узнали?
  • Какие были затруднения?
  • Пути преодоления трудностей.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: СПО, биология