Конспект практического занятия по модификационной изменчивости. Занятие рассчитано на два часа для студентов первого курса медицинского колледжа.
В результате данного занятия студенты получают навык проведения исследования, навык работы в малых группах, а также учатся применять математиеские методы для обработки биологической информации.
Цель занятия: выявить закономерности модификационной изменчивости, условия ее проявления, а также определить их значение для практической деятельности человека.
Задачи:
Преподаватель проверяет готовность к занятию, фиксирует отсутствующих, заполняет журнал.
Студенты проверяют готовность рабочего места к практическому занятию.
Вводная беседа по мотивации предстоящей работы
Объясните следующие факты:
Студенты отвечают на вопросы, говорят о модификационной изменчивости. Формулируют цель занятия (с помощью преподавателя) - выявить закономерности модификационной изменчивости, условия ее проявления, а также определить их значение для практической деятельности человека.
Изучение темы необходимо для понимания процессов эволюции органического мира. (приспособительный характер модификационной изменчивости) Понимания влияния факторов окружающей среды на организм имеет большое значение для современного медика, т.к. человеку как биологическому виду присущ большой диапазон изменчивости морфологических, физиологических и биохимических признаков.
Модификационная изменчивость обусловливает индивидуальность реакции больных, страдающих одним и тем же заболеванием (норма реакции), с чем постоянно приходится сталкиваться медицинскому работнику в своей работе
Репродуктивная фронтальная беседа
Ответы студентов:
Фенотипическая изменчивость – это изменение организмов под действием факторов среды и эти изменения не наследуются. Эта изменчивость не затрагивает гены организма, наследственный материал не изменяется.
Модификационная изменчивость признака может быть очень велика, но она всегда контролируется генотипом организма.
Границы фенотипической изменчивости, контролируемые генотипом организма, называют нормой реакции. Широкая норма реакции приводит к повышению выживаемости. Интенсивность модификационной изменчивости можно регулировать. Модификационная изменчивость направлена.
К статистическим закономерностям модификационной изменчивости относятся вариационный ряд изменчивости признака и вариационная кривая.
Вариационный ряд представляет ряд вариант, (есть значений признака) расположенных в порядке убывания или возрастания.
Вариационная кривая – это графическое изображение зависимости между размахом изменчивости признака и частотой встречаемости отдельных вариант данного признака. Наиболее типичный показатель признака – это его средняя величина, то есть среднее арифметическое вариационного ряда.
Различают следующие виды фенотипической изменчивости: модификации, морфозы и фенокопии.
Преподаватель разъясняет суть и ход работы. Ориентирует студентов на выполнение заданияй.
Задание № 1
Построить вариационный ряд и вариационную кривую признака длины листьев вишни, сделать выводы, ответив на вопросы в инструкции.
1. Рассмотрите листья вишни, измерьте их длину.
2. Расположите листья в порядке возрастания их длины, запишите ряд чисел, отображающий последовательное изменение признака. Под этим рядом запишите второй ряд чисел, показывающий частоту встречаемости данного признака.
Вариационный ряд – ряд изменчивости признака.
V (варианта, численное значение признака) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
р (частота встречаемости признака) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Постройте график зависимости частоты встречаемости признака (р) от варианты (V).
4. Определите среднюю величину признака по формуле М = Σ v x p/n
5. Сделайте выводы:
Задание № 2
1. Фермер измерил среднегодовой процент жира в молоке у 25 коров одной породы из одного стада. Данные помещены в таблицу.
3,9 |
3,8 |
3,7 |
3,5 |
4,0 |
3,9. |
3,8 |
3,8 |
4,1 |
4,2 |
3,9 |
3,8 |
3,9 |
3,6 |
3,9 |
4,0 |
4,3 |
4,0 |
3,9 |
3,8 |
3,6 |
4,0 |
4,1 |
3,7 |
|
|
4,0 |
2. Помогите фермеру составить вариационный ряд и вариационную кривую, дальше понять его практические действия.
3. Постройте сначала вариационный ряд, затем на его основе график вариационной кривой, выражающей зависимость частоты встречаемость признака от его значения. На оси абсцисс откладываем значения отдельных величин – процент жирности, а по оси ординат – значения, соответствующие частоте встречаемости каждого значения.
4. Какой нормой реакции узкой или широкой должен обладать признак "жирность молока" у коров. Ответ поясните. Что видим на самом деле?
5. Можно ли также сильно повлиять на изменение жирности молока (как, например, на изменение удойности) только хорошим содержанием животных? Почему?
Анализ результатов практического занятия проводится на следующем уроке после проверки отчетов студентов. Ответы преподавателя на возможные вопросы. Отмечается работа лучших студентов
- Вызвала ли данная работа у вас интерес?
- Данная работа для вас была трудной или нет?
- Получили ли вы удовольствие от данного занятия?