Вводный урок по дисциплине "Техническая механика"

Основной формой организации учебной работы в колледже является урок. Вводный урок применяется в начале изучения предмета, раздела, темы.

Наибольший интерес представляет урок, который вводит студентов в курс учебной дисциплины.

Приступая к изучению учебной дисциплины, следует познакомить студентов с основными идеями учебного материала. Как правило, вводный урок представляет собой вводную лекцию.

Основная цель вводного урока урока - раскрыть главные идеи предмета, объяснить первоначальные положения, основные понятия и пробудить у студентов интерес к новой дисциплине

Поставленные задачи позволяют наметить следующую структуру вводного урока: вступление, изложение основных определений и понятий и заключение.

К вступлению относятся такие вопросы как задачи и основное содержание учебной дисциплины, ее место в учебном процессе и связь с другими дисциплинами, история развития, место, значение и роль дисциплины в подготовке специалиста данного профиля.

На вводном уроке по учебной дисциплине "Техническая механика" необходимо раскрыть основные идеи предмета, рассказать о каждой из трех частей дисциплины: теоретической механике, сопротивлении материалов, деталях машин. Очень важно в вводной лекции показать студентам место дисциплины в общей системе подготовки их как специалистов и связь предмета с другими учебными дисциплинами.

Говоря о технической механике необходимо сообщить, что основанием для ее изучения служат физика, математика, инженерная графика, метрология и стандартизация. Законы, изучаемые в теоретической механике, расчеты на прочность, жесткость, выполняемые в сопротивлении материалов, основные характеристики деталей машин из одноименного раздела имеют непосредственное применение в технике.

Техническая механика формирует теоретические знания, необходимые для освоения многих инженерных дисциплин и решения практических инженерных задач

Большое воспитательное и образовательное значение имеет вопрос об историческом развитии предмета. Здесь стоит особо отразить роль и значение русских ученых в развитии предмета. Следует рассказать о М.В. Ломоносове - гениальном русском ученом, философе, историке, филологе, поэте, художнике и инженере.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) русский ученыйЛомоносов Михаил Васильевич (1711-1765) русский ученый

Его научные открытия послужили источником творчества русских умельцев, изобретателей и конструкторов:

Иван Иванович Ползунов (1728-1766) изобретатель паровой машиныИван Иванович Ползунов (1728-1766) изобретатель паровой машины

И.И. Ползунова - творца паровой машины.

Кулибин Иван Петрович (1735-1818) русский механик-изобретательКулибин Иван Петрович (1735-1818) русский механик-изобретатель

И.П. Кулибина - создателя механизма протеза, часов-автоматов, "водохода" и др.

Козьма Дмитриевич Фролов (1726-1800) русский горный инженер, изобретательКозьма Дмитриевич Фролов (1726-1800) русский горный инженер, изобретатель

К.А. Фролова - строителя механизированного комплекса рудо- и водоподъемных устройств.

Отец и сын Черепановы - русские инженерыОтец и сын Черепановы - русские инженеры

Отца и сына Е.А. и М.Е. Черепановых, построивших первый в России паровоз, и многих других.

Леонард Эйлер (1707-1783) Швейцарский математик и механикЛеонард Эйлер (1707-1783) Швейцарский математик и механик

Леонард Эйлер - родился в Швейцарии, но работал в Российской Академии наук и по праву считается русским ученым, разработал кинематику и динамику твердого тела и сформулировал уравнения, описывающие движение твердого тела около неподвижной точки, положив начало теории гироскопа.

Дмитрий Иванович Журавский (1821-1891) русский ученыйДмитрий Иванович Журавский (1821-1891) русский ученый

Журавский Н.Е. - русский механик и инженер. Работы посвящены строительной механике и применению математических методов к строительному делу. Разработал теорию деревянных ферм с железными тяжами и применил ее к расчету мостов через реки Веребью, Волгу, Волхов и др.

Работы Н.Е. Жуковского в области аэродинамики явились источником основных идей, на которых строится авиационная наука. Н.Е. Жуковский изучил связь между основными уравнениями движения материальной точки и равновесия гибкой нити, исследовал устойчивость элементов конструкций самолетов.

На вводной лекции обратить внимание студентов, что такая техническая дисциплина как "Техническая механика" имеет практическую направленность, поэтому решение задач, выполнение практических и лабораторных работ помогают овладевать основами предмета и являются эффективным способом применения теоретических знаний на практике.

Вслед за вступительной частью вводного урока идет изложение учебного материала. Структура этой части урока (элементы изложения, их последовательность и взаимосвязь) диктуется логикой программного материала.

Например, по теоретической механике на вводном уроке излагаются основные понятия: материальная точка, абсолютно твердое тело, сила, система сил, свободное тело и др.

Здесь следует отметить особенность предмета. Так, в теоретической механике все основные законы определяются в предположении, что тела, находящиеся в равновесии, являются абсолютно твердыми.

В заключение вводного урока подводится итог, перечисляются рассмотренные понятия, дается домашнее задание, оговариваются правила работы с учебниками. Вводный урок должен пробудить познавательный интерес студентов к новой для них дисциплине, способствовать активному отношению к процессу обучения.

Размер:
324.88 Kb
Скачали:
3

Метки к статье: СПО