Основной формой организации учебной работы в колледже является урок. Вводный урок применяется в начале изучения предмета, раздела, темы.
Наибольший интерес представляет урок, который вводит студентов в курс учебной дисциплины.
Приступая к изучению учебной дисциплины, следует познакомить студентов с основными идеями учебного материала. Как правило, вводный урок представляет собой вводную лекцию.
Основная цель вводного урока урока - раскрыть главные идеи предмета, объяснить первоначальные положения, основные понятия и пробудить у студентов интерес к новой дисциплине
Поставленные задачи позволяют наметить следующую структуру вводного урока: вступление, изложение основных определений и понятий и заключение.
К вступлению относятся такие вопросы как задачи и основное содержание учебной дисциплины, ее место в учебном процессе и связь с другими дисциплинами, история развития, место, значение и роль дисциплины в подготовке специалиста данного профиля.
На вводном уроке по учебной дисциплине "Техническая механика" необходимо раскрыть основные идеи предмета, рассказать о каждой из трех частей дисциплины: теоретической механике, сопротивлении материалов, деталях машин. Очень важно в вводной лекции показать студентам место дисциплины в общей системе подготовки их как специалистов и связь предмета с другими учебными дисциплинами.
Говоря о технической механике необходимо сообщить, что основанием для ее изучения служат физика, математика, инженерная графика, метрология и стандартизация. Законы, изучаемые в теоретической механике, расчеты на прочность, жесткость, выполняемые в сопротивлении материалов, основные характеристики деталей машин из одноименного раздела имеют непосредственное применение в технике.
Техническая механика формирует теоретические знания, необходимые для освоения многих инженерных дисциплин и решения практических инженерных задач
Большое воспитательное и образовательное значение имеет вопрос об историческом развитии предмета. Здесь стоит особо отразить роль и значение русских ученых в развитии предмета. Следует рассказать о М.В. Ломоносове - гениальном русском ученом, философе, историке, филологе, поэте, художнике и инженере.
Его научные открытия послужили источником творчества русских умельцев, изобретателей и конструкторов:
И.И. Ползунова - творца паровой машины.
И.П. Кулибина - создателя механизма протеза, часов-автоматов, "водохода" и др.
К.А. Фролова - строителя механизированного комплекса рудо- и водоподъемных устройств.
Отца и сына Е.А. и М.Е. Черепановых, построивших первый в России паровоз, и многих других.
Леонард Эйлер - родился в Швейцарии, но работал в Российской Академии наук и по праву считается русским ученым, разработал кинематику и динамику твердого тела и сформулировал уравнения, описывающие движение твердого тела около неподвижной точки, положив начало теории гироскопа.
Журавский Н.Е. - русский механик и инженер. Работы посвящены строительной механике и применению математических методов к строительному делу. Разработал теорию деревянных ферм с железными тяжами и применил ее к расчету мостов через реки Веребью, Волгу, Волхов и др.
Работы Н.Е. Жуковского в области аэродинамики явились источником основных идей, на которых строится авиационная наука. Н.Е. Жуковский изучил связь между основными уравнениями движения материальной точки и равновесия гибкой нити, исследовал устойчивость элементов конструкций самолетов.
На вводной лекции обратить внимание студентов, что такая техническая дисциплина как "Техническая механика" имеет практическую направленность, поэтому решение задач, выполнение практических и лабораторных работ помогают овладевать основами предмета и являются эффективным способом применения теоретических знаний на практике.
Вслед за вступительной частью вводного урока идет изложение учебного материала. Структура этой части урока (элементы изложения, их последовательность и взаимосвязь) диктуется логикой программного материала.
Например, по теоретической механике на вводном уроке излагаются основные понятия: материальная точка, абсолютно твердое тело, сила, система сил, свободное тело и др.
Здесь следует отметить особенность предмета. Так, в теоретической механике все основные законы определяются в предположении, что тела, находящиеся в равновесии, являются абсолютно твердыми.
В заключение вводного урока подводится итог, перечисляются рассмотренные понятия, дается домашнее задание, оговариваются правила работы с учебниками. Вводный урок должен пробудить познавательный интерес студентов к новой для них дисциплине, способствовать активному отношению к процессу обучения.