Конспект урока педагогики "Разработка дидактических (настольно-печатных) игр по теме "Воспитание культуры поведения"

Цели урока:

  • Закрепить теоретические знания студентов по вопросам культуры поведения дошкольников.
  • Развивать умение студентов решать поставленную задачу посредством объединения творческих мыслей.
  • Воспитывать интерес к творческой деятельности, самостоятельность и гибкость мышления.
  • Воспитывать уважительное отношение к суждениям товарищей.

Оборудование:

1. На стенде выставка литературы:

  • Алейникова Н.В., Прокопович И.И. "Этикет дома и в гостях".
  • Дорохов А. "Как вести себя".
  • Трофименко В., Воллен А. "Поговорим об этикете".

Детская литература: "Волшебное слово", "Краски", "Мойдодыр", "Что такое хорошо и что такое плохо".

  1. Карточки с заданиями.
  2. Карточки с вопросами для анализа игр.
  3. Карточки с вопросами для презентации игр.
  4. Мяч.
  5. Подбор педагогических ситуаций по теме: "Воспитание культуры поведения дошкольников".

На доске: "Что такое хорошо и что такое плохо".

Ход урока

- Здравствуйте, садитесь. Дежурные, назовите отсутствующих.
- Тема сегодняшнего урока "Разработка дидактических (настольно - печатных) игр по теме "Воспитание культуры поведения".

"Крошка сын к отцу пришел
И спросила кроха:
Что такое хорошо
А что такое плохо…"

- Отрывок из стихотворения В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" всем вам хорошо знаком с детства.
- А задумывались ли вы над тем, что малышу действительно сложно разобраться в этих вопросах.
- Запишите тему урока.

Задание: вам предоставляется возможность разработать такую настольно-печатную игру, которую можно было бы использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Педагогическая разминка

- Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним некоторые теоретические вопросы по этой теме.

Игра с мячом

- Сначала мы проведем педагогическую разминку. Я буду задавать вопросы, при этом бросаю мяч и говорю "хорошо", или "плохо". И тот, кому бросаю мяч, поясняет содержание нравственного воспитания на основе требований "Программы воспитания и обучения в детском саду".
- Остальные внимательно слушайте и при необходимости будете дополнять или исправлять.

Вопросы:

  1. Культура поведения – это… (совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, общении)
  2. Дайте определение этикета. (Этикет – это установленный порядок поведения).
  3. В чем мы видим проявление культуры поведения? (Вежливость, основанная на уважении к людям, чуткость и такт по отношению к окружающим)
  4. Охарактеризуйте требования программы по воспитанию культуры поведения во 2-й младшей группе. (Приучать детей спокойно общаться, без крика. Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь). Учить вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу)
  5. Охарактеризуйте требования программы по воспитанию культуры поведения в средней группе. (Напоминаем о необходимости здороваться, прощаться, благодарить за помощь.
    Называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу)
  6. Охарактеризуйте требования программы по воспитанию культуры поведения в старшей группе. (Воспитывать уважительное отношение к окружающим, продолжать обогащать словарь детей вежливыми словами: "здравствуйте", "до свидания", "пожалуйста", "извините", "спасибо" и т.д. Учить с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания)
  7. Охарактеризуйте требования программы по воспитанию культуры поведения в подготовительной группе. (Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим, не вмешиваться в разговор взрослых, учим слушать собеседника и без надобности не перебивать его. Формируем умение спокойно отстаивать свое мнение, выполнять установленные нормы поведения. Продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости (прощание, приветствие, просьбы, извинения).
  8. В чем вы видите актуальность данной темы? (Тема "Воспитание культуры поведения" является составной частью раздела: "Нравственное воспитание". А на современном этапе эта тема приобретает особую значимость, так как и нравственное воспитание в целом и культура поведения современной молодежи оставляет желать лучшее. А все закладывается с детства)

Выбор экспертов и руководителей групп
- Сейчас вы разделитесь на две микрогруппы, каждая из которых разработает дидактическую игру по воспитанию культуры поведения дошкольников. Возраст детей определите самостоятельно.

- Выбираем экспертов, которые будут оценивать разработанные игры. (по желанию или на усмотрение преподавателя)
- Обратите внимание на требования к игре, которую вам предстоит разработать.

Требования к игре:

  • содержание игры и текста связано с темой;
  • доступной пониманию детей, допускается юмор;
  • игра должна иметь краткие правила;
  • должна быть внешне привлекательной.

- На работу вам отводится 25 минут, т.к. с содержанием игры вы уже определились. (давалось домашнее задание)
- Вам нужно только ее оформить, продумать правила и представить для оценки и анализа.

- Как только закончите работу с игрой, подумайте, кто ее будет представлять.
- Обратите внимание на вопросы для презентации.

Вопросы для презентации игры

  1. Как называется ваша игра?
  2. Для детей какой возрастной группы она предназначена?
  3. С какой целью вы ее разработали?
  4. Познакомьте с содержанием своей игры.

- Приступайте к работе. Эксперты, вы будите оценивать разработанные игры. Обратите внимание на вопросы, по которым вам предстоит произвести анализ.

Вопросы для анализа

  1. Для детей какого возраста можно использовать представленную игру?
  2. Интересна ли она по содержанию?
  3. В чем вы видите ее оригинальность?
  4. Дайте анализ разработанным правилам, насколько они интересны и доступны.
  5. Могут ли такие игры способствовать объединению детей и воспитывать дружеские отношения?
  6. Помогут ли они в закреплении правил культурного поведения?
  7. Оцените общее эстетическое состояние игр.

- Работа в микрогруппах подходит к концу. Сейчас руководители групп представят разработанные игры в соответствии с предложенными вопросами для их презентации.
- Эксперты, оцените предложенные игры. На вашу работу отводится 5 минут.

Пока эксперты обсуждают качество игр и готовятся к выступлениям, в микрогруппах.

  1. Идет оценка работы каждого студента руководителем при совместном обсуждении.
  2. Решение педагогических ситуаций.

Ситуация № 1

Некоторые дети выполняют установленные правила поведения только при непосредственном личном контроле воспитателя. Если такого нет, то правила забыты.
Чем это объяснить:

  • возрастными особенностями дошкольников;
  • непрочностью сформированности навыков;
  • отсутствием должного внимания со стороны взрослого?

Выскажите свое мнение.

Ситуация № 2

Дети собираются играть в школу. Воспитатель повесил для игры доску. Наташа просит Лену: "Принеси, пожалуйста, мел!" лена тихо, чтобы не слышал воспитатель, отвечает: "Сама принесешь, не рассыпешься!" И Наташа пошла за мелом сама.

Как бы поступили вы, услышав такой разговор?

  • не придали бы этому значения;
  • укоризненно посмотрели на Лену;
  • при удобном случае поговорили бы с девочками?

Есть ли у вас другие предложения?

Окончание урока, подведение итогов

- Вы сегодня хорошо справились с практическим заданием, показали умение слаженно работать в коллективе, умение выигрышно представить разработанную игру, а эксперты грамотно их проанализировать.

Выставление отметок.
- Спасибо за работу, урок окончен.

Размер:
16.42 Kb
Скачали:
7

Метки к статье: СПО, конспект урока