Разработка урока по дисциплине: "Этика и психология общения" на тему: Конфликт и его сущность

Рассчитано для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Цели урока:

  • знакомство обучающихся с понятием "конфликт" и причинами его возникновения;
  • выработка у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, быть терпеливым, уметь прощать недостатки людей и быть доброжелательным по отношению к другим;
  • развитие мышления у подростков, умения применять полученные знания на практике.

Задачи урока:

  • выявление факторов и процессов, влияющих на поведение людей;
  • формирование навыков общения, необходимых в трудовой деятельности и повседневной жизни;
  • научиться находить различные способы взаимодействия между людьми;

Оборудование: оборудование для показа презентации, которое содержит содержание урока; задачи с конфликтными ситуациями; перечень вопросов при опросе студентов по теме предыдущих занятий; темы домашнего задания.

Ход урока

Организационный момент

На уроке предстоит закрепить представления об основных причинах конфликтов, способах из разрешения и поведения людей в конфликтных ситуациях. Задача урока состоит в том, что совместно работать в группах и выполнять предложенные задания.

Повторение пройденного материла

Сущность конфликтаСущность конфликта

- Что такое конфликт? (это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрений, взглядов людей по общению).

- Какие типы конфликта вы знаете? Дайте им характеристику:

  • Внутриличностный конфликт возникает из-за состояния неудовлетворенности человека, связанного с наличием у него противоречащих интересов, стремлений и потребностей к кому-либо.
  • Межличностный конфликт - это самый распространенный тип конфликта; он возникает между людьми из-за разногласия их взглядов, интересов, целей, потребностей.
  • Межгрупповой конфликт происходит вследствие столкновения интересов различных групп.
  • Конфликт между группой и личностью проявляется как противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и общения.

- Какие вы знаете стадии конфликта?

  • Возникновение — когда ущемили потребность одной из сторон.
  • Становление — при противодействии второй стороны конфликт становится актуальным.
  • Зрелость — стадия активного противоборства сторон (стороны находят компромисс).
  • Преобразование — конструктивный метод, вследствие которого вырабатывается соглашение о перемирии, либо деструктивный исход, при котором происходит разрушение отношений.

- Расскажите о стратегиях поведения в конфликтной ситуации: (конкуренции, сотрудничестве, компромиссах, избегании, приспособлении)
- Что такое самооценка личности, как каждый из вас может себя оценить?
- Что такое конфликтогенное поведение?
- Как вы понимаете высказывание? Верно ли оно?

Дружба – одна из важнейших человеческих ценностей.
- Какой смысл несут в себе пословицы. Объясните их значение.:

1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2. Старый друг лучше новых двух.

Разберем различные ситуации и дадим им характеристику

Конфликт, при неудовлетворении каких-либо интересов, приводит к столкновению с окружающими. Такие конфликты вызываются чувствами зависти и враждебности. Происходит совмещение препятствия к достижению целей и личности, которое мешает индивиду достичь какую-либо цель.
Приведем примеры: столкновения в общественном транспорте, на улице, в домашних условиях, не совсем мотивированные.

Стратегия поведения в конфликтной ситуации

Вам предлагается 12 утверждений. Каждый пункт теста оценивается следующим образом:
"не совсем согласен" — 1 балл;
"не согласен" — 2 балла;
"скорее согласен" — 3 балла;
"согласен" — 4 балла;
"полностью согласен" — 5 баллов.

  1. Я человек слова и редко меняю свое мнение.
  2. Мне сложно отстаивать свои взгляды на жизнь, но я точно уверен в их правоте.
  3. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения.
  4. Я буду жертвовать своими интересами, чтобы сохранить хорошие отношения.
  5. Для меня очень важно помогать другим, но только, если они сами меня об этом попросят.
  6. В любом конфликте я победитель.
  7. Я избегаю напряженных ситуаций, даже если дело от этого может пострадать.
  8. Пересматриваю свою точку зрения, потому что чувствую свою неправоту.
  9. Много времени я уделяю проблемам других и забываю о себе.
  10. Я могу уступить, если и другой пойдет на уступки.
  11. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не вынужден будет принять мою точку зрения.
  12. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон.

Ключ к тесту
Поставьте соответствующий балл рядом с утверждением и подсчитайте их сумму.

Стратегия поведения

№ утверждений

Сумма балов

Соперничество

1, 6, 11

 

Избегание

2, 7, 12

 

Сотрудничество

3, 8

 

Приспособление

4, 9

 

Компромисс

5, 10

 

Слушателям предлагается решить задачи с конкретными ситуациями, ответив на вопросы, приведенные в конце каждой задачи.

Задача: Представьте себе, что к вам на рождество пришли друзья пить чай с праздничным пирогом. Пирог небольшой, но его необходимо разрезать на равные части. Как вы поведете себя в этой ситуации?

Какой ответ вы выбираете:

  1. Откажетесь разрезать, корректно попросите сделать это вашего соседа, но чтобы никого не обидеть. (Избегание)
  2. Разрежете сами, на свое усмотрение, себе возьмете лучший кусок. (Конкуренция)
  3. Выполните пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление)
  4. Пирог поделите поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество)
  5. Скажете, что пирога вам совсем не хочется, пусть им угощаются друзья, а вы бы съели что-нибудь другое. (Компромисс)

Какую стратегию вы выберите: _______________________________________

Домашнее задание

Ситуационные задачи
Подготовить в письменном виде анализ ситуационных задач.

Задача № 1
Между двумя участниками возник конфликт, который мешает успешно работать. Каждый из них в отдельности обращается к непосредственному руководителю с просьбой разобраться и исправить ситуацию. Как наиболее эффективно разрешить возникшую проблему?

Ответ: Для наиболее эффективного взаимодействия необходимо разрешать конфликт в кабинете старшего по должности, обязательно пресечь конфликт, найдя приемлемый способ примирения для обеих сторон.

Задача № 2
Сотрудник игнорирует советы и указания начальника, делает так, как он считает нужным и не обращает внимание на постоянные замечания. Какие меры воздействия могут быть предприняты высшим руководством?

Ответ: Вызвать сотрудника на разговор, попытаться найти с ним общий язык и настроить на деловой контакт.

Подготовить письменные ответы на вопросы:

  1. Какие факторы влияют на положительное и отрицательное воздействие конфликта и вследствие чего они чаще всего проявляется?
  2. Как оградить себя от конфликта? Придумай те несколько правил, как можно себя оградить от конфликта.

Подведение итогов

- Выяснить, что нового узнали для себя обучающиеся.
- Какие трудности возникали при выполнении заданий.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!