Эффективные методы обучения взрослых техническим дисциплинам

Все обучающиеся в Корпоративном институте "Газпром трансгаз Томск" осуществляют свою профессиональную деятельность на опасных производственных объектах, что возлагает на преподавателя огромную ответственность за здоровье и жизнь его учеников, так как при работах, связанных со взрывоопасным газом необходимо быть полностью уверенным в знаниях, умениях и навыках, полученных каждым сотрудником компании при обучении.

Ведь если мы говорим о надежности функционирования всей газотранспортной системы в целом – мы говорим о профессионализме каждого работника, в частности.

В ходе осуществления своей педагогической деятельности, я выработал для себя систему обучения техническим дисциплинам, при которой на сдаче квалификационного экзамена обучающиеся показывают стабильно высокий уровень знаний.

Элементы газотранспортной системыЭлементы газотранспортной системы

При объяснении каких-либо технологических процессов и принципов работы различного оборудования, используемого в газотранспортной отрасли не нужно заострять внимание на научной терминологии, важно чтобы обучающийся понимал и сам мог своими словами объяснить те или иные технологические процессы. Так как при возникновении аварии, либо какой-то внештатной ситуации на производстве, совершенно неважно насколько человек владеет терминологией, важно только то, чтобы работник за короткий промежуток времени предпринял верные действия, сохранив свое здоровье и обеспечив безопасность потребителя.

Поэтому в своей педагогической деятельности, я стараюсь преподносить материал как можно в более доступной форме, проводя аналогии сложных технологических процессов с простыми бытовыми процессами.

Подавляющее большинство слушателей являются автолюбителями, которые самостоятельно производят ремонт своего автомобиля, поэтому я часто использую аналогии принципов работы автомобильных узлов и агрегатов с работой различного газового оборудования (смесеобразование "бензин - воздух" - "газ - воздух", поршень ДВС – поршень пневмогидроцилиндра крана, конусная посадка с натягом на примере автомобильных шаровых опор, подшипники скольжения, подшипники качения, крутящий момент и т.д.).

Один из минусов преподавательской деятельности – редкие выезды преподавателя на действующие производственные объекты, однако, на подтверждение квалификации приезжают в том числе и работники с огромным опытом работы и максимально возможным разрядом по своей профессии, поэтому необходимо максимально использовать их опыт в обучающем процессе.

Для этого я использую следующие приемы:

  • задаю вопросы, касающиеся ежедневной работы, вопросы не на выявление знаний, а именно в ходе "дружеской" беседы, так как когда человек чувствует, что преподаватель его не проверяет, а просто беседует с ним "на равных", он непринужденно делится своими знаниями;
  • при практических занятиях на учебном полигоне, я разбиваю учебную группу на пары по принципу "ветеран и новичок". При такой системе работы, опытный сотрудник выступает в роли учителя для своего молодого коллеги, прекрасно понимая, что этот человек продолжатель его "ремесла". Моя роль в данном процессе сводится к контролю и коррекции.
  • И наконец, самая важная, на мой взгляд, часть обучения техническим дисциплинам, это – практическое обучение, которое проводится на учебном полигоне Корпоративного института на реальном оборудовании, функционирующем на действующих производственных объектах Общества.

При изучении машин и механизмов, для полного понимания их принципов работы, необходимо:

  • произвести полную разборку этого оборудования до последнего болтика;
  • изучить внутреннее строение механизмов, рассмотреть все внутренние детали;
  • произвести дефектовку всех частей, как визуально, так и промерить износ измерительными инструментами, такими как штангенциркуль, микрометр, штихмасс и т.д., чтобы определить находятся ли детали в допуске, требуется ремонт или замена;
  • произвести ремонт либо замену необходимых деталей;
  • произвести сборку механизма;
  • запустить оборудование в работу;
  • произвести настройку оборудования.

Все эти операции выполняются под контролем преподавателя, который заранее устанавливает в механизм непригодную к работе деталь, о которой ученики не знают.

Так же дополнительной мотивацией является "дух состязательности". При проведении практических занятий, я составляю таблицу рейтинга, в которую проставляются баллы за правильное выполнение задания, плюс учет времени на выполнение каждого задания. Это добавляет мотивации и спортивного азарта обучающимся, так как все хотят возглавить таблицу рейтинга и практические занятия становятся намного интереснее и "живее".

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: ВУЗ