Все обучающиеся в Корпоративном институте "Газпром трансгаз Томск" осуществляют свою профессиональную деятельность на опасных производственных объектах, что возлагает на преподавателя огромную ответственность за здоровье и жизнь его учеников, так как при работах, связанных со взрывоопасным газом необходимо быть полностью уверенным в знаниях, умениях и навыках, полученных каждым сотрудником компании при обучении.
Ведь если мы говорим о надежности функционирования всей газотранспортной системы в целом – мы говорим о профессионализме каждого работника, в частности.
В ходе осуществления своей педагогической деятельности, я выработал для себя систему обучения техническим дисциплинам, при которой на сдаче квалификационного экзамена обучающиеся показывают стабильно высокий уровень знаний.
При объяснении каких-либо технологических процессов и принципов работы различного оборудования, используемого в газотранспортной отрасли не нужно заострять внимание на научной терминологии, важно чтобы обучающийся понимал и сам мог своими словами объяснить те или иные технологические процессы. Так как при возникновении аварии, либо какой-то внештатной ситуации на производстве, совершенно неважно насколько человек владеет терминологией, важно только то, чтобы работник за короткий промежуток времени предпринял верные действия, сохранив свое здоровье и обеспечив безопасность потребителя.
Поэтому в своей педагогической деятельности, я стараюсь преподносить материал как можно в более доступной форме, проводя аналогии сложных технологических процессов с простыми бытовыми процессами.
Подавляющее большинство слушателей являются автолюбителями, которые самостоятельно производят ремонт своего автомобиля, поэтому я часто использую аналогии принципов работы автомобильных узлов и агрегатов с работой различного газового оборудования (смесеобразование "бензин - воздух" - "газ - воздух", поршень ДВС – поршень пневмогидроцилиндра крана, конусная посадка с натягом на примере автомобильных шаровых опор, подшипники скольжения, подшипники качения, крутящий момент и т.д.).
Один из минусов преподавательской деятельности – редкие выезды преподавателя на действующие производственные объекты, однако, на подтверждение квалификации приезжают в том числе и работники с огромным опытом работы и максимально возможным разрядом по своей профессии, поэтому необходимо максимально использовать их опыт в обучающем процессе.
Для этого я использую следующие приемы:
При изучении машин и механизмов, для полного понимания их принципов работы, необходимо:
Все эти операции выполняются под контролем преподавателя, который заранее устанавливает в механизм непригодную к работе деталь, о которой ученики не знают.
Так же дополнительной мотивацией является "дух состязательности". При проведении практических занятий, я составляю таблицу рейтинга, в которую проставляются баллы за правильное выполнение задания, плюс учет времени на выполнение каждого задания. Это добавляет мотивации и спортивного азарта обучающимся, так как все хотят возглавить таблицу рейтинга и практические занятия становятся намного интереснее и "живее".