Использование технологии продуктивного чтения на уроках математики

Стандарты нового поколения уделяют огромное внимание формированию навыков чтения.

Если мы будем внимательно изучать ФГОС ООО, то в разделе метапредметных результатов увидим целый блок посвященный смысловому чтению...

А именно, обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, "переводя" его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  •  критически оценивать содержание и форму текста"

Данный вид познавательных УУД просто необходим для формирования правильной читательской деятельности на уроках математики, которая в свою очередь позволяет ученикам достигать высоких результатов. Для того, чтобы помочь своим ученикам достичь требуемых метапредметных результатов на своих уроках применяю технологию продуктивного чтения.

Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:

  • I этап. Работа с текстом до чтения.
  • II этап. Работа с текстом во время чтения.
  • III этап. Работа с текстом после чтения.

Результаты мониторинговых исследований показали, что довольно значительная часть учащихся не обучены читать математические тексты, обращая внимание на сопровождающие их схемы, рисунки, иллюстрации, не умеют разбирать приводимые примеры, применять изложенные алгоритмы и способы решения при решении практически идентичных задач.

Частично такое положение можно объяснить тем, что учителя предпочитают излагать содержание пункта учебника самостоятельно, практически не получая обратной связи. От учащегося в этом случае не требуется вычленить основную мысль, проводя необходимые логические построения. Но в таком случае страдает один из важнейших метапредметных результатов - это умение приводить пример, поясняющий или опровергающий утверждение.

Неумение объяснить или доказать, ссылаясь на информацию из текста, в дальнейшем приводит к трудностям при изучении курсов алгебры и геометрии. Развивать это умение можно через задания через техники активно-продуктивного чтения.

Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приемов, направленных на активизацию позиции ученика на уроке, то есть ученик должен встать на активную позицию по отношению к содержанию текста. Результатом такой деятельности становится итоговый продукт обучающегося, например : решение, график, чертеж, и т.д.

Из опыта работы выделили наиболее интересные и успешно работающие приемы:

I этап. Работа с текстом до чтения

На этом этапе необходимо актуализировать уже имеющиеся у учащихся знания. Например, перед чтением текста задачи на движение ребята выполняют задание "на соотнесение".

Выполнение задания "на соотнесение"Выполнение задания "на соотнесение"

Таким образом, учащиеся повторяют уже изученные величины и их соотношение до начала работы непосредственно с задачей.
Еще одним вариантом повторения может быть предъявление обучающимся разных типов чертежей задач для выбора всех возможных чертежей, которые могут быть построены при решении задач на движение.

Чертежи задач на движениеЧертежи задач на движение

Ученики изучают чертежи, определяют, что правильными ответами являются чертежи под номерами 2, 3, 4, 6 и доказывают свою точку зрения.

II этап. Работа с текстом во время чтения

Работу с чертежами продолжаем и во время работы с текстом. После прочтения текста задачи обсуждаем тип задачи, процессы, описанные в задаче, что нам известно и какие величины неизвестны. Во время работы подчеркиваем в тексте задачи ответы на эти вопросы. Далее выбираем чертеж, который соответствует условиям задачи и позволяет приступить к ее решению.

III этап. Работа с текстом после чтения

Для того чтобы закрепить умение учащихся читать чертежи используются задания "множественного выбора" на установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию.

Чертеж задачиЧертеж задачи

Ученикам предлагается чертеж, который используется при решении задач на движение и предлагается определить истинно или ложно предлагаемое высказывание.

  • Расстояние между пристанями 60 км (И)
  • Скорость одного объекта 60 км/ч (Л)
  • Объектам необходимо 2 часа, чтобы встретиться (Нет информации)

Задание усложняется высказываниями, которые содержат данные отсутствующие на чертеже или данные, которые необходимо вычислить в процессе решения задачи.

После всех этапов работы с текстом задачи и ее решением ребятам предлагается составить собственные задачи по предлагаемым чертежам.

Составь задачу по чертежуСоставь задачу по чертежу

Таким образом, во время работы с текстовыми задачами на уроках математики не только происходит процесс обучения, как решать задачи, но и учим ребят анализировать математические тексты, обращая внимание на сопровождающие их чертежи, схемы, рисунки, и т.п.

Подобный подход позволяет научить устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов и преобразовывать текст, "переводя" его в другую модальность (ФГОС ООО), а также находит свое отражение и в результатах работы. Так 80% обучающихся в наших классах справляются с решением текстовых задач на хорошо и отлично.

16% ребят нашли себя в кружках и внеурочных занятиях связанных с информатикой, моделированием и робототехникой. Многие из них уже позиционируют себя в профессиях, связанных с техническими и инженерными специальностями. 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: СПО, обмен опытом, математика