Особенности подготовки к ЕГЭ по обществознанию с использованием элементов дистанционного обучения

Традиционно обществознание является самым востребованным предметом по выбору для сдачи ЕГЭ.

Объясняется это, прежде всего тем, что отличительной особенностью школьного курса обществознания является комплексное изучение социума посредством взаимосвязи таких наук как философия, социология, политология, право и экономика.

Поэтому, сдавая ЕГЭ по обществознанию, абитуриент может выбрать для поступления любую из специальностей, которая связана с этими науками. Одновременно с этим, среди учеников не редко бытует мнение, что данный предмет намного проще, чем точные дисциплины. Поэтому сдать его будет легче при минимальной подготовке.

Однако это не так. В обществознании требуется знание терминологии пяти дисциплин, умение грамотно ей пользоваться, умение сопоставлять и анализировать материал, кратко, грамотно и точно излагать свои мысли письменно.

Поэтому, одной из основных задач работы каждого учителя, преподающего обществознание, является правильная организация подготовки каждого обучающегося к сдаче ЕГЭ. С возникновением неблагоприятной эпидемиологической ситуации в нашей стране и переходом ряда школ на дистанционное обучение реализация данной задачи стала более трудной для учителей и учеников.

И при возвращении к обычному режиму обучения практика использования элементов дистанционного обучения прочно вошла в учебный процесс многих образовательных учреждений.

Ресурсы для организации дистанционной подготовки к ЕГЭ по обществознанию

I. Учебники

В соответствии с требованиями СанПин время работы учащихся с ПЭВМ во время дистанционного обучения должно быть ограничено. В связи с этим одной из самых удобных и предпочтительных форм работы с учащимися при подготовке к ЕГЭ по обществознанию остается использование учебника. Работа с текстом параграфа, иллюстрациями и документами, приведенными в учебнике, вопросами и заданиями для самопроверки дает возможность для самообразования ученика под руководством учителя, который направляет работу учащегося, делает ее структурированной и актуализированной.

Однако при работе учеников с учебником всегда возникают вероятность несамостоятельной работы учащихся, выполнение заданий с помощью ГДЗ. Чтобы избежать этого задания должны носить творческий характер, индивидуальный. Так же работа с текстом учебника может состоять из таких приемов как тезирование параграфа (представление в тезисной форме содержания параграфа), а так же составление сложного плана по параграфу (части параграфа) учебника. Умения, формируемые в ходе данных заданий, будут очень полезны детям при выполнении заданий 28 и 29 ЕГЭ по обществознанию.

Прежде всего, можно рекомендовать следующие учебники, входящие в федеральный перечень учебников:

  • Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др./под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. Обществознание (базовый уровень). 11 класс. М.: АО "Просвещение", 2018.
  • Котова О.А., Лискова Т.Е.Обществознание. 10 класс, 11 класс. Учебник. Базовый уровень. ФП. ФГОС. М.: АО "Просвещение", 2018.

II. Учебные пособия для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Использование учебных пособий возможно, прежде всего, как вспомогательного материала для подготовки учителя к уроку, а так же для самоподготовки учащихся на более глубоком уровне. В учебных пособиях можно найти как теоретический материал по обществознанию, так и варианты подборок заданий как по тематическим блокам, так и готовые варианты ЕГЭ. Можно рекомендовать следующие пособия

  1. Котова О.А, Лискова Т.Е.: Обществознание. 10 (11) класс. Модульный триактив-курс. ФГОС.
  2. Баранов П., Шевченко С. , Воронцов А: ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ
  3. Ермоленко Г.А., Кожевников С.Б. Обществознание в схемах и таблицах
  4. Лискова Т.Е, Котова О.А: ЕГЭ-2020. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты.
  5. Котова О.А., Лискова Т.Е. Я сдам ЕГЭ! Обществознание. ЕГЭ. Модульный курс. Практикум и диагностика. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: АО "Просвещение", 2018.
  6. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Коваль Т.В. Обществознание. ЕГЭ-2019. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2019.

III. Сервисы, для организации онлайн-урок в режиме реального времени

Для подготовки к ЕГЭ необходимо постараться обеспечить визуальное взаимодействие обучающихся и педагогов, так как общение "лицом к лицу" наиболее эффективно. Он-лайн уроки можно использовать для разъяснения наиболее трудных тем в рамках обществознания, для разъяснения выполнения заданий того или иного типа, для анализа выполненных самостоятельных работ, типичных ошибок, наиболее удачных моментов, для ответов на вопросы учеников перед выполнением заданий.

Когда ученик не понимает с какой стороны подойти к заданию, скорее всего оно останется невыполненным. Для вовлечения ученика необходимо продумывать систему поддержки: доступные краткие инструкции, чат для вопросов, объяснение при помощи видео- или аудиосвязи в данном случае будет максимально полезно.

Наиболее удобны для таких занятий следующие сервисы: Zoom, WiziQ, Skype, Discord, Pruffme.

IV. Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы

Российские школы, перешедшие на дистанционный формат обучения, уже используют различные образовательные платформы, доступ к которым открыт для каждого ученика, учителя бесплатно.

Материалы по обществознанию в них представлены в различных формах: это и видеоуроки, конспекты к ним, интерактивные и тестовые задания. Содержательно они в основном сделаны в соответствии с учебником по обществознанию Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Работа с данными ресурсами требует четких инструкций от учителя, что конкретно он хочет получить от ученика при работе с этими материалами. Многообразие ресурсов и различные подходы к изложению и подаче материала обуславливают большую нагрузку на учителя для просмотра уроков и выбора максимально подходящего.

Наиболее структурированный, на наш взгляд, материал, соответствующий практически всему содержанию курса обществознания в средней школе представлен на порталах РЭШ - Российская электронная школа, "Фоксфорд", InternetUrok. С помощью этих ресурсов школьники 10-11-х классов смогут продолжить изучать обществознание и готовиться к выпускным экзаменам. Занятия на платформах ведут преподаватели МГУ, ВШЭ и других ведущих вузов страны.

V. Ресурсы на сайте ФБГНУ "Федеральный институт педагогических измерений" и информационном портале ЕГЭ

Обучающимся совместно с учителями в процессе обучения, а также в рамках дополнительной самоподготовки, могут использовать следующие ресурсы и материалы по подготовке к ГИА, размещенные на сайте ФБГНУ "ФИПИ" и информационном портале ЕГЭ:

  • Демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов;
  • Открытые банки заданий ЕГЭ;
  • Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года (и прошлых лет);
  • Видеоконсультации 2020 года (и прошлых лет) для участников ЕГЭ от разработчиков экзаменационных материалов;
  • Открытые варианты заданий ЕГЭ 2021 года, предоставляющие возможность выпускникам потренироваться в выполнении реальных экзаменационных заданий 2021 года.

Методические рекомендации для обучающихся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ по обществознанию, включающие в себя:

  • описание структуры КИМ ЕГЭ и проверяемых тем;
  • индивидуальный план подготовки к экзамену;
  • рекомендации о том, на какие темы / вопросы / умения необходимо обратить особое внимание;
  • рекомендации по выполнению разных типов заданий;
  • общие рекомендации по работе с открытым банком и пособиями / сервисами с типовыми вариантами.

VI. Ресурсы для контроля за процессом обучения учащихся, а так же обратной связи

Данные ресурсы можно разделить на две большие группы: те, которые содержат уже готовый материал заданий для проверки и те, которые позволяют учителям создавать интерактивные задания на свой вкус.

Из первой группы можно выделить следующие ресурсы:

  1. "Решу ЕГЭ" - позволяет ученикам самим решать задания ЕГЭ по обществознанию как по темам, так и по типам заданий. Так же учитель может сам составлять из готовых заданий свои собственные варианты и отправлять ссылку на них ученикам, получая статистический материал о выполнении заданий учениками. При этом критерий оценки может быть задан учителем самостоятельно.
  2. Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart (издательство "Просвещение"). Рабочая тетрадь создана на основе тетрадей-тренажеров по обществознанию от авторов составителей ЕГЭ Т.Е. Лисковой, О.А. Котовой. Но содержит задания далеко не по всем темам ЕГЭ.
  3. Яндекс.ЕГЭ - содержит задания демоверсии ФИПИ, а так же задания от авторского коллектива СтадГрад и другие. Удобен в использовании, но в большей степени его можно рекомендовать учащимся в качестве ресураса для самоподготовки.

Ко второй группе ресурсов можно отнести Google-формы, Classtime, Kahoot и множество других. Данные ресурсы дают возможность учителю самостоятельно составить пакет заданий самых различных форматов исходя из собственных потребностей, интересов учащихся, уровня овладения ими материала. Позволяет индивидуализировать процесс подготовки. Но, конечно, от учителя требует определенной работы и времени по составлению данных заданий.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!