Традиционно обществознание является самым востребованным предметом по выбору для сдачи ЕГЭ.
Объясняется это, прежде всего тем, что отличительной особенностью школьного курса обществознания является комплексное изучение социума посредством взаимосвязи таких наук как философия, социология, политология, право и экономика.
Поэтому, сдавая ЕГЭ по обществознанию, абитуриент может выбрать для поступления любую из специальностей, которая связана с этими науками. Одновременно с этим, среди учеников не редко бытует мнение, что данный предмет намного проще, чем точные дисциплины. Поэтому сдать его будет легче при минимальной подготовке.
Однако это не так. В обществознании требуется знание терминологии пяти дисциплин, умение грамотно ей пользоваться, умение сопоставлять и анализировать материал, кратко, грамотно и точно излагать свои мысли письменно.
Поэтому, одной из основных задач работы каждого учителя, преподающего обществознание, является правильная организация подготовки каждого обучающегося к сдаче ЕГЭ. С возникновением неблагоприятной эпидемиологической ситуации в нашей стране и переходом ряда школ на дистанционное обучение реализация данной задачи стала более трудной для учителей и учеников.
И при возвращении к обычному режиму обучения практика использования элементов дистанционного обучения прочно вошла в учебный процесс многих образовательных учреждений.
В соответствии с требованиями СанПин время работы учащихся с ПЭВМ во время дистанционного обучения должно быть ограничено. В связи с этим одной из самых удобных и предпочтительных форм работы с учащимися при подготовке к ЕГЭ по обществознанию остается использование учебника. Работа с текстом параграфа, иллюстрациями и документами, приведенными в учебнике, вопросами и заданиями для самопроверки дает возможность для самообразования ученика под руководством учителя, который направляет работу учащегося, делает ее структурированной и актуализированной.
Однако при работе учеников с учебником всегда возникают вероятность несамостоятельной работы учащихся, выполнение заданий с помощью ГДЗ. Чтобы избежать этого задания должны носить творческий характер, индивидуальный. Так же работа с текстом учебника может состоять из таких приемов как тезирование параграфа (представление в тезисной форме содержания параграфа), а так же составление сложного плана по параграфу (части параграфа) учебника. Умения, формируемые в ходе данных заданий, будут очень полезны детям при выполнении заданий 28 и 29 ЕГЭ по обществознанию.
Прежде всего, можно рекомендовать следующие учебники, входящие в федеральный перечень учебников:
Использование учебных пособий возможно, прежде всего, как вспомогательного материала для подготовки учителя к уроку, а так же для самоподготовки учащихся на более глубоком уровне. В учебных пособиях можно найти как теоретический материал по обществознанию, так и варианты подборок заданий как по тематическим блокам, так и готовые варианты ЕГЭ. Можно рекомендовать следующие пособия
Для подготовки к ЕГЭ необходимо постараться обеспечить визуальное взаимодействие обучающихся и педагогов, так как общение "лицом к лицу" наиболее эффективно. Он-лайн уроки можно использовать для разъяснения наиболее трудных тем в рамках обществознания, для разъяснения выполнения заданий того или иного типа, для анализа выполненных самостоятельных работ, типичных ошибок, наиболее удачных моментов, для ответов на вопросы учеников перед выполнением заданий.
Когда ученик не понимает с какой стороны подойти к заданию, скорее всего оно останется невыполненным. Для вовлечения ученика необходимо продумывать систему поддержки: доступные краткие инструкции, чат для вопросов, объяснение при помощи видео- или аудиосвязи в данном случае будет максимально полезно.
Наиболее удобны для таких занятий следующие сервисы: Zoom, WiziQ, Skype, Discord, Pruffme.
Российские школы, перешедшие на дистанционный формат обучения, уже используют различные образовательные платформы, доступ к которым открыт для каждого ученика, учителя бесплатно.
Материалы по обществознанию в них представлены в различных формах: это и видеоуроки, конспекты к ним, интерактивные и тестовые задания. Содержательно они в основном сделаны в соответствии с учебником по обществознанию Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
Работа с данными ресурсами требует четких инструкций от учителя, что конкретно он хочет получить от ученика при работе с этими материалами. Многообразие ресурсов и различные подходы к изложению и подаче материала обуславливают большую нагрузку на учителя для просмотра уроков и выбора максимально подходящего.
Наиболее структурированный, на наш взгляд, материал, соответствующий практически всему содержанию курса обществознания в средней школе представлен на порталах РЭШ - Российская электронная школа, "Фоксфорд", InternetUrok. С помощью этих ресурсов школьники 10-11-х классов смогут продолжить изучать обществознание и готовиться к выпускным экзаменам. Занятия на платформах ведут преподаватели МГУ, ВШЭ и других ведущих вузов страны.
Обучающимся совместно с учителями в процессе обучения, а также в рамках дополнительной самоподготовки, могут использовать следующие ресурсы и материалы по подготовке к ГИА, размещенные на сайте ФБГНУ "ФИПИ" и информационном портале ЕГЭ:
Методические рекомендации для обучающихся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ по обществознанию, включающие в себя:
Данные ресурсы можно разделить на две большие группы: те, которые содержат уже готовый материал заданий для проверки и те, которые позволяют учителям создавать интерактивные задания на свой вкус.
Из первой группы можно выделить следующие ресурсы:
Ко второй группе ресурсов можно отнести Google-формы, Classtime, Kahoot и множество других. Данные ресурсы дают возможность учителю самостоятельно составить пакет заданий самых различных форматов исходя из собственных потребностей, интересов учащихся, уровня овладения ими материала. Позволяет индивидуализировать процесс подготовки. Но, конечно, от учителя требует определенной работы и времени по составлению данных заданий.