Особое место в образовательном процессе занимают здоровьесберегающие технологии.
Термин "здоровьесберегающие образовательные технологии" можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы.
Важную роль в процессе здоровьесбережения играет преподаватель-предметник. Можно с уверенностью сказать, что именно педагог оказывает влияние на здоровья обучающегося. Это не значит, что педагог выполняет обязанности медицинского работника. Просто он должен учитывает в своей работе особенности детей, не нанося ущерба здоровью ребенка. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся.
В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Такие технологии можно назвать нетрадиционными.
Нетрадиционный урок – это импровизирование учебного занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Хотим рассказать о некоторых своими наработками организации занятий с использованием технологий, учитывающих развитие личности каждого обучающегося
Технология разноуровневого обучения
Мы применяем систему разноуровневых заданий для разных типов уроков с определенной дозой помощи. Это позволяет включить в активную деятельность детей. Занятия проходят позитивно, принося удовлетворение от проделанной. Повышается мотивация к обучению, снизилась утомляемость и излишнее напряжение на уроках.
Информационные технологии
Без компьютера теперь уже немыслим процесс обучения. Этот метод побуждает детей к творчеству, к активному интеллектуальному труду, вызывает интерес к предмету. Ученики с удовольствием выполняют презентации наиболее интересных для себя тем, исследовательских проектов, занимательных фактов, сообщений по темам.
Личностно-ориентированные технологии
В основе этой технологии лежит гуманистическое отношение к личности обучаемого. Главной отличительной чертой гуманистического подхода является внимание к индивидуальности человека, его личности.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование различных форм и методов организации учебной деятельности. Обучение в сотрудничестве предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какого-либо вопроса или изучением темы. Целью личностно-ориентированной технологии являются личностные достижения обучающегося.
Коллективный способ обучения (КСО)
Эту технология мы активно применяем на занятиях, создавая разноуровневые группы по уровню обученности, либо смешанные, чтобы более слабый обучающийся старался дотянуться до сильного. В группах происходит общение друг с другом и с педагогом – это очень важно для ребят. Педагог выступает в роли организатора, наставника, консультанта, готового всегда прийти на помощь.
Актуальность данной технологии определяется огромной ролью, которую несет КСО в развитии и формировании личности ребенка, так как в ходе данного способа обучения формируется самоопределение, самоорганизация и самоконтроль. Что дает возможность реализовать важнейшую задачу образования – научить обучающихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все элементы деятельности осознаны и полностью осуществлены. Такие уроки всегда проходят увлекательно, интересно. Именно здесь реализуется творческая активность обучающихся.
Игровые технологии
Данная технология помогает расширить кругозор, развивать познавательную деятельность, формировать определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности. При разработке и проведении уроков с элементами игры учитываем и используем жизненный опыт обучающихся, межпредметные связи.
Разнообразие современных технологий говорит о своем многообразием форм, методов, средств обучения, в основе каждой лежит здоровьесберегающий фактор, что одинаково хорошо для обучающихся с разным уровнем подготовки, а особенно для обучающихся с ОВЗ, каждая учит подростков самостоятельно достигать поставленных целей.
Применение разных технологий дает возможность создавать на занятии атмосферу доверия и взаимопонимания, дает возможность для развития личности и, в конечном счете, снижают риск стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье подростков.
Ш.А. Амонашвили говорил, что когда есть стандарт ведения урока, "вся ответственность за такой урок лежит на невидимых плечах разработчиков стандарта". Да, урок требует рассудительности и строгости, но все, же необходим творческий подход, как атмосфера радостной приподнятости, сопутствующей новому поиску. Поэтому творчески работающие педагоги, ищут разные способы оживления урока.
На наш взгляд, эффективным в плане реализации - является нетрадиционный урок. Заботясь о развитии обучающихся, необходимо чаще использовать активные методы. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Существует много видов нетрадиционных уроков. Нет предела учительской фантазии. Самые разнообразные типы нетрадиционных уроков в копилке творчески работающего педагога.