В ФГОС СПО третьего поколения делается акцент на то, что работник должен обладать системой фундаментальных знаний и навыков, профессиональной компетентностью; быть мобильным в профессиональной среде и конкурентоспособным на мировом рынке труда.
Поэтому профессиональная направленность обучения позволяет рассматривать математику, во-первых, как средство, с помощью которого можно спроектировать процесс практико-ориентированного обучения.
При изучении спец предметов, студенты часто встречаюься с задачами, решение которых возможно с применением определенных математических знаний. Поэтому без математики невозможно организовать качественную подготовку специалистов. Это связано не только с тем, что математика является важным универсальным языком науки, в целом, но и, главным образом, тем, что она является мощным средством решения прикладных и практико-ориентированных задач.
Практико-ориентированное обучение помогает студентам приобрести необходимые профессиональные компетенции, умения и навыки, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, умение работать в команде и самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения
Под задачей с практическим содержанием понимается математическая задача, фабула которой раскрывает приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах, знакомит ее с использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций.
Прикладная направленность включает в себя направленность политехническую, в том числе реализацию связей с курсами физики, химии, биологии и других учебных дисциплин; широкое использование электронно-вычислительной техники и обеспечение компьютерной грамотности, формирование математического стиля мышления и деятельности. Таким образом, на уроках математики, используя практико-ориентированные задачи, можно дать студентам базовые знаниям в области математики и улучшить качество профессиональной подготовки.
В СПО часто приходят учащиеся с низкой математической подготовкой, но у многих из них присутствует большое желание изучать избранную профессию. Поэтому главным стимулом к изучению той или иной темы в математике, является ее практическая и профессиональная значимость. А этого можно добиться используя практико-ориентированные задачи при обучении.
На занятиях по математике необходимо раскрыть связь изучаемых теоретических вопросов и задачного материала так, чтобы показать студентам значимость и перспективу использования полученных знаний в будущем. Но в действующих учебниках рассматривается мало таких задач. Так же составление заданий профессионального содержания имеет определенные сложности, так как требует от преподавателя не только знаний в области математики, но и знаний по специальным предметам, с которыми осуществляется связь.
Практика показывает, что студенты с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания. Студенты с увлечением наблюдают, как из практической задачи возникает теоретическая, и как чисто теоретической задаче можно придать практическую форму.
Основную часть практико-ориенторованных задач в математике решается на практических работах. При проведении практического занятия основной целью является сформировать ОК и ПК, применить полученные знания на практике, приобрести практический опыт для профессиональной деятельности.
Решение практико-ориентированных задач эффективно, если учащиеся встречались с описываемой ситуацией в реальной жизни: в быту, на производственной практике, при изучении других предметов. Такие задачи повышают интерес учащихся к самому предмету, поскольку для подавляющего большинства ценность математического образования состоит в ее практических возможностях.
Например, знание аксиом и теорем стереометрии объясняет правильность способов выполнения действий студентов строителей при провешивании поверхностей и придает осмысленность работе с отвесом, уровнем и правилом.
На практике в строительстве часто приходится измерять прямой угол, поэтому необходимо помнить последовательность 3-4-5. Где 3 и 4 – это катеты, 5 – это гипотенуза. Значит, отмерив от исходной точки, катеты 3 и 4 метра и отмерив гипотенузу 5 метров, мы, точно, получим прямой угол между катетами. С помощью этого способа можно отмерить прямой угол не применяя линейки, метры, рулетки.
Геодезические измерения обеспечивают соблюдения геометрических форм и элементов проекта сооружения как в отношение его расположения на местности, так и в отношении внешней и внутренней конфигурации. В геометрии рассматриваются две типичные геодезические задачи: определение высоты объекта и определение расстояния до недоступной точки.
Решение этих задач основано на использовании теоремы синусов, теоремы косинусов, теоремы о сумме треугольника, следствие из теоремы синусов (в треугольнике против большего угла лежит большая сторона, против большей стороны лежит больший угол), подобие треугольников.
Студентам автомеханикам необходимы математические знания, в которых используются тригонометрические функции. С помощью тригонометрических функций рассчитывают автомобиль на устойчивость продольную и поперечную. Потеря продольной устойчивости выражается в опрокидывании автомобиля вокруг оси передних или задних колес, потеря поперечной устойчивости в занос или боковом опрокидывании автомобиля, установка схода–развала колес.
При изучении интеграла решаются задачи на вычисление площадей и объемов фигур, нахождение работы силы и пройденного пути. Так же важны прикладные задачи по оптимизации.
Таким образом, для успешной реализации практико-ориентированного обучения математике студентов технических специальностей является задачный подход, позволяющий на продуманной системе профильных и прикладных задач развить у студентов: инженерный (технический) стиль мышления, способность решать задачи методом математического моделирования, способность применять пространственные представления математических знаний, математическую интуицию, умения поэтапного решения практико-ориентированных задач различными методами.