Раздел: Функции, их свойства и графики.
Учебная цель: познакомиться с взаимно обратными функциями, изучить условия существования обратной функции и ее свойства, научиться строить графики обратных функций.
Учебные задачи:
Образовательные результаты, заявленные в ФГОС:
Учащийся должен
уметь:
знать:
Оборудование: рабочая тетрадь в клетку, раздаточные материалы (карточки-задания, по количеству обучающихся), калькулятор, ручка, карандаш.
Взаимно обратные функции
Пусть дана функция у = f(x). Она имеет обратную, если из зависимости у = f(x) можно переменную х однозначно выразить через переменную у. Выразив х через у, мы получим равенство вида х = g(y). В этой записи g обозначает функцию, обратную к f.
Если функция g является обратной для функции f, то и функция является обратной для функции g. Пару функций f и g называют взаимно обратными функциями.
График обратной функции
Если мы одновременно построим графики функций f и g в одной и той же системе координат, откладывая по оси абсцисс аргументы обеих функций, а по оси ординат – их значения, то эти графики будут симметричны друг другу относительно прямой у = х.
Свойства взаимно обратных функций
Отметим некоторые свойства взаимно обратных функций:
Подготовка к работе на занятии:
Задание 1
(Устно)
а) Какие из функций: У=2х+3; у=3х-1; у=-х2+3; у=х3; у= х4 не имеют обратных функций?
б) Вопрос. Сформулируйте условие существования функции, обратной данной.
Задание 2
Функция g(x) – обратная функции f(x). D(f) = [2; +∞), E(f) = (-∞; 3). Найти D(g), E(g).
Вопрос: Что можно сказать о графиках взаимно обратных функций?
Задание 3
§7, Стр. 47. Работа по учебнику:
а) Прочитать материал до задачи 2. Повторить определения. Вспомнить, какие функции называются обратимыми, какие обратными.
б) Разобрать задачу 1. Записать ее в тетрадь.
Вспомнить какие функции называют взаимно обратными, какие монотонными. Разобрать задачу 2. Записать ее в тетрадь.
Задание 4
§7, стр. 50. Работа по учебнику:
а) Прочитать материал стр. 50-51. Повторить теорему об обратимости функции и теорему о симметричности графиков функций.
б) Обсудить рис. 18 и рис. 19. Сделать вывод. Записать его в тетрадь.
Задание 5
Устно фронтальный опрос делаем № 131 (весь). Определить по графику, обратима ли данная функция? Ответить на вопросы преподавателя, обсудить ответы.
Задание 6
Работа у доски с консультацией преподавателя:
№132 (1, 2); 133 (1); 134 (а); 136 (1); 137 (1).
Задание 7
Сделать самостоятельно № 132 (3, 4); 133 (2); 134 (б, в); 13 6(2); 137 (4, 5).
Обсудить и проверить решения друг с другом. Дополнительно (индивидуально) тем, кто быстрее справится с заданиями: № 186 (1, 3). Обсудить и проверить решения друг с другом.
Подведение итогов
Подвести итог работы на занятии. Записать домашнее задание.