Учебная цель: формировать пространственное мышление; систематизировать знания по теме.
Учебные задачи:
Определения перпендикулярности прямых в пространстве
Две прямые называются перпендикулярными, если угол между ними равен 90°
Лемма
Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к третьей прямой, то и другая прямая перпендикулярна к этой прямой.
Определение перпендикулярности прямой и плоскости
Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если она перпендику-лярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости
Обозначение: a ⊥ α
Свойство
Если a ⊥ α, то a ∩ α = M. (пересечение а и )
Доказательство:
Прямая и плоскость или пересекаются в одной точке, или параллельны, или прямая лежит в плоскости.
Теорема
Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к плоскости, то и другая прямая перепедикуляная к этой плоскости.
Обратная теорема
Если две прямые перпендикулярны к плоскости, то они параллельны.
Задача 1
Дан параллелепипед ABCDA1B1C1D1. Докажите, что DC⊥B1C1 и AB⊥A1D1, и ∠BAD = 90º если:
Доказательство:
ABCD – прямоугольник, так как в параллелограмме ABCD угол ∠BAD = 90º.
Прямая В1С1 параллельна прямой ВС, а прямая ВС перпендикулярна прямой DС. Значит, по лемме, прямая DС перпендикулярна В1С1.
Прямая АВ перпендикулярна прямой ВС, а ВС параллельна прямой A1D1. Значит, по лемме, прямая АВ перпендикулярна A1D1. Задача доказана.
Рассмотрим другое доказательство факта, что DC⊥B1C1.
Угол DCB равен углу между прямыми DC и В1С1. Угол DCB – прямой. Значит, прямые DС и В1С1 перпендикулярны.
Задача 2
В тетраэдре ABCD - BC⊥AD. Докажите, что AD⊥MN, где М и N середины ребер АВ и АС.
Доказательство:
MN – средняя линия треугольника АВС. По свойству средней линии, ВС параллельна MN.
Прямые ВС и MN параллельны, а прямые ВС и AD перпендикулярны. Значит, по лемме, прямые AD и MN перпендикулярны, что и требовалось доказать.
Задание 1
подготовка к работе на занятии:
Задание 2
Фронтально с группой:
Закончить предложение:
а) две прямые в пространстве называются перпендикулярными, если… (угол между ними равен 90°)
б) прямая называется перпендикулярной к плоскости, если… (она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости)
в) если две прямые перпендикулярны к плоскости, то они… (параллельны)
г) если плоскость перпендикулярна к одной из двух параллельных прямых, то она… (перпендикулярна и к другой прямой)
д) если две плоскости перпендикулярны к одной прямой, то они… (параллельны)
Задание 3
Глава 2, §1, Стр. 34 Л.С. Атанасян и др., Геометрия. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2014.
Работа по учебнику.
а) Прочитать материал стр. 34-38. Записать основные определения себе в тетрадь.
Работа в парах. Вопросы друг другу и преподавателю.
а) Лемма стр. 34 разобрать у доски. Обсуждение. Записать в тетрадь.
б) Теорема стр. 35 разобрать у доски. Обсуждение. Записать в тетрадь.
в) Теорема стр. 36 разобрать у доски. Обсуждение. Записать в тетрадь.
г) Теорема стр. 38 разобрать у доски. Обсуждение. Записать в тетрадь.
Задание 4
Самостоятельно выполнить задания № 116. (с проверкой у доски – несколько человек)
Задание 5
Сделать самостоятельно № 117. Дополнительно (индивидуально) тем, кто быстрее справится с заданиями: № 119 (а). Обсудить и проверить решения друг с другом.
Задание 6
Глава 2, §2, Стр. 40 Л.С. Атанасян, Геометрия. 10-11 кл.
Работа по учебнику.
а) Прочитать материал стр. 40-44 Записать основные определения себе в тетрадь. Работа в парах. Вопросы друг другу и преподавателю.
б) Теорему о трех перпендикулярах стр. 42 разобрать у доски. Обсуждение. Записать в тетрадь.
в) Определение стр. 43 разобрать у доски. Обсуждение. Записать в тетрадь.
Задание 7
Самостоятельно выполнить задания № 149, 150. (с проверкой у доски – несколько человек)
Задание 8
Сделать самостоятельно № 154. Дополнительно (индивидуально) тем, кто быстрее справится с заданиями: № 162. Обсудить и проверить решения друг с другом.
Задание 9
Глава 2, §3, Стр. 47 Л.С. Атанасян и др., Геометрия. 10-11 кл.
Работа по учебнику.
а) Прочитать материал стр. 47-52. Записать основные определения себе в тетрадь.
Работа в парах. Вопросы друг другу и преподавателю.
б) Теорему стр. 49 разобрать у доски. Обсуждение. Записать в тетрадь.
в) Следствие из теоремы стр. 50 разобрать у доски. Обсуждение. Записать в тетрадь.
г) Теорему стр. 51 разобрать у доски. Обсуждение. Записать в тетрадь.
д) Следствие стр. 51 разобрать у доски. Обсуждение. Записать в тетрадь.
Задание 10
Самостоятельно выполнить задания № 170. (с проверкой у доски – несколько человек)
Задание 11
Сделать самостоятельно № 173. Разобрать задачу 362. Обсуждение. Дополнительно (индивидуально) тем, кто быстрее справится с заданиями: № 185. Обсудить и проверить решения друг с другом.
Вариант 1
1. Из вершины A квадрата ABCD перпендикулярно его плоскости проведен отрезок AK, равный 3. Из точки K опущены перпендикуляры на стороны BC и CD. Перпендикуляр из точки K к стороне BC равен 6. Найдите углы, которые образуют эти перпендикуляры с плоскостью квадрата.
2. В кубе A…D1 найдите угол между прямой AA1 и плоскостью AB1C1.
3. В кубе A…D1 найдите угол между плоскостями ABC и CDD1.
4. Из вершины A квадрата ABCD перпендикулярно его плоскости проведен отрезок AK, равный 3. Из точки K опущены перпендикуляры на стороны BC и CD. Перпендикуляр из точки K к стороне BC равен 6. Найдите углы, которые образуют эти перпендикуляры с плоскостью квадрата.
5. В кубе A…D1 найдите угол между прямой AA1 и плоскостью AB1C1.
6. В кубе A…D1 найдите угол между плоскостями ABC и CDD1.
7. В кубе A…D1 найдите угол между плоскостями ACC1 и BDD1.
8. В кубе A…D1 найдите угол между плоскостями ABC и BC1D.
9. В тетраэдре ABCD, ребра которого равны 1, найдите угол между плоскостями ABC и BCD.
Вариант 2
1. Из вершины A квадрата ABCD перпендикулярно его плоскости проведен отрезок AK, равный 6. Из точки K опущены перпендикуляры на стороны BC и CD. Перпендикуляр из точки K к стороне BC равен 18. Найдите углы, которые образуют эти перпендикуляры с плоскостью квадрата.
2. В кубе A…D1 найдите угол между прямой AB1 и плоскостью BCC1.
3. В кубе A…D1 найдите угол между плоскостями ABC и CDA1.
4. В кубе A…D1 найдите угол между плоскостями ABC и BDD1.
5. В кубе A…D1 найдите угол между плоскостями BC1D и BA1D.
6. В правильной пирамиде SABCD, все ребра которой равны 1, найдите угол между плоскостями SBC и ABC.
7. В правильной треугольной призме ABCA1B1C1, все ребра которой равны 1, найдите угол между плоскостями ACC1 и BCC1.
8. В правильной треугольной призме ABCA1B1C1, все ребра которой равны 1, найдите угол между плоскостями ABC и ACB1.
9. В правильной пирамиде SABCD, все ребра которой равны 1, найдите угол между плоскостями SAD и SBC.