Раздел: Координаты и векторы.
Учебная цель: продолжить формирование знаний обучающихся по данной теме.
Задачи:
Обеспеченность занятия:
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы "Сложение векторов, умножение вектора на число"
В окружающем мире мы встречаемся с такими величинами, для которых важен не только размер, но и направление. Такими величинами являются, например, сила и скорость. В математике такие величины описываются векторами.
Вектор – направленный отрезок.
Коллинеарными векторами называются такие векторы, которые лежат на параллельных прямых либо на одной прямой.
Умножением вектора на какое-либо число λ, можно растянуть или сжать вектор.
Если векторы коллинеарные и сонаправленные и их длины равны, то такие векторы называются равные.
Сложение векторов
Векторы в пространстве
Рассмотрим векторы в пространстве. Для этого необходимо выбрать три
Теорема: в пространстве любой вектор можно разложить по трем данным некомпланарным векторам, причем коэффициенты разложения определяются однозначно: d = xa+yb+zc. То есть вектор d однозначно разлагается по векторам a, b, c с помощью чисел x, y, z (эта тройка чисел однозначная).
Понятие компланарности векторов
Векторы называются компланарными, если при откладывании их от одной и той же точки они будут лежать в одной плоскости.
Рассмотрим векторы:
Мы знаем, что если заданы два неколлинеарных вектора на плоскости, то любой третий вектор на той же плоскости можно однозначно разложить по этим векторам.
Теорема о разложении вектора по двум неколлинеарным
Теорема о компланарных векторах, сложение векторов в пространстве
Если вектор c можно представить в виде c=xa+yb, где х и у – конкретные числа, то вектора a, b и c компланарны.
Теорема о разложении вектора по трем некомпланарным векторам
Любой вектор в пространстве можно разложить по трем заданным некомпланарным векторам, причем коэффициенты разложения определяются единственным образом: p=xa+yb+zc, где х, y, z – числа.
Задание 1
подготовка к работе на заняти:
Задание 2
Фронтально с группой:
1. Как называются векторы, имеющие равные модули и противоположно направленные?
а) противоположные
б) противоположно направленные
в) равные
2. Тело переместили из точки А в точку В, а потом из точки В в точку С. Какой вектор представляет суммарное перемещение тела?
а) AB
б) BC
в) CA
3. Закончите предложение:
Суммой двух векторов называется вектор, построенный по правилу.... (треугольника)
4. Вставьте пропущенное слово:
Чтобы сложить два неколлинеарных вектора a и b, нужно отложить от произвольной точки О векторы OA=a и OB=b и построить .... ОАСВ, тогда OC= a+b (параллелограмм)
5. Изображенный на рисунке способ построения суммы нескольких векторов называется правилом... (многоугольника)
Задание 3
Глава 4, §1, Стр. 84 Л.С. Атанасян, Геометрия. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2014. (Учебники выдает преподаватель)
Работа по учебнику.
а) Прочитать материал стр. 84-85. Записать основные определения себе в тетрадь. Работа в парах. Вопросы друг другу и преподавателю.
б) Определение стр. 85 разобрать у доски. Обсуждение. Записать в тетрадь.
Задание 4
Самостоятельно выполнить задания № 320 (а), 322 (с проверкой у доски – несколько человек).
Задание 5
Сделать самостоятельно № 320 (б), 323
Дополнительно (индивидуально) тем, кто быстрее справится с заданиями: № 326. Обсудить и проверить решения друг с другом.
Задание 6
Глава 4, §2, Стр. 87 учебника Геометрия. 10-11 кл.
Работа по учебнику.
а) Прочитать материал стр. 87-89. Записать основные определения себе в тетрадь. Работа в парах. Вопросы друг другу и преподавателю.
б) Правила стр. 87 разобрать у доски. Обсуждение. Записать в тетрадь.
в) Правила стр. 88-89 разобрать у доски. Обсуждение. Записать в тетрадь.
Задание 7
Самостоятельно выполнить задания № 328 (а), 333 (а), 335(а) (с проверкой у доски – несколько человек)
Задание 8
Сделать самостоятельно № 328 б), 333 (б), 335 (б).
Дополнительно (индивидуально) тем, кто быстрее справится с заданиями № 347(а). Обсудить и проверить решения друг с другом.
Задание 9
Глава 4, §3, Стр. 92 учебника Геометрия. 10-11 кл.
Работа по учебнику.
а) Прочитать материал стр. 92-95. Записать основные определения себе в тетрадь.
Работа в парах. Вопросы друг другу и преподавателю.
б) Правила стр. 93 разобрать у доски. Обсуждение. Записать в тетрадь.
в) Теорему стр.94 разобрать у доски. Обсуждение. Записать в тетрадь.
Задание 10
Самостоятельно выполнить задания № 355 (а, б); 358 (а, б); 359 (а) (с проверкой у доски – несколько человек)
Задание 11
Сделать самостоятельно № 355(в), 358 (в), 359 (б).
Разобрать задачу 362. Обсуждение.
Дополнительно (индивидуально) тем, кто быстрее справится с заданиями: № 376 (а). Обсудить и проверить решения друг с другом.
Задание 12
Подвести итог работы на занятии. Записать домашнее задание.