Сценарий общешкольного мероприятия "День народного единства"

Цель мероприятия: воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей, смыслом и значением государственного праздника;
  • дать представление о событиях начала ХVII века;
  • способствовать воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за Родину.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ход мероприятия

Слайд 1
4 ноября в России отмечается День народного единства. Этот государственный праздник впервые в России отмечался 4 ноября 2005 года.
Но до сих пор не все знают, что конкретно мы отмечаем в этот день.

Слайд 2
День народного единства был учрежден в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.
Это возрожденный праздник, имеющий многовековую историю.

Слайд 3
Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.
Смутное время - это трагичный период истории нашего отечества с 1598 по 1613 год. После смерти царя Ивана IV Грозного в 1584 году на престол взошел его сын и наследник Федор Иоаннович, который проявлял мало интереса к государственным делам.

Слайд 4
Царь Федор наследников не имел, а единственный его преемник – царевич Дмитрий – в 1591 году погиб в Угличе в возрасте 8 лет. Мальчика нашли лежащим на земле с перерезанным горлом и кинжалом в руке. Он мог сам нанести себе рану в припадке падучей болезни – то есть эпилепсии, но ходили слухи что к этому приложил руки Борис Годунов – брату жены царя Федора, последнего сына Ивана Грозного.

Слайд 5
В 1598 году Федор Иоаннович умер, и царская династия Рюриковичей на нем пресеклась. Царем стал Борис Годунов, что только усилило слухи среди народа.
За 15 лет Смуты в России правили 3 царя – Борис Годунов (1598–1605), Лжедмитрий I (1605–1606) и Василий Шуйский (1606–1610), затем наступило междуцарствие – Семибоярщина;

Слайд 6
Смуте предшествовали боярские заговоры и интриги, страшный голод (1601–1603), засуха, эпидемия чумы.

Слайд 7
Повсюду бесчинствовали казачьи и польские отряды и просто разбойничьи банды, которые безнаказанно издевались над русскими людьми, грабили, убивали, глумились над святынями.

Слайд 8
Страшную ситуацию использовали польские паны, стремясь поработить Русь. В своих коварных планах они решили использовать самозванцев Лжедмитрия I, а после его гибели и Лжедмитрия II, выдававших себя за якобы чудесно спасшегося царевича Дмитрия.

Слайд 9-10
Лжедмитрий I правил 1 год, затем убит восставшими москвичами, а его тело было выставлено на Красной площади для всеобщего обозрения.

Слайд 11
Нам сегодня сложно себе представить, что пришлось пережить тогда русским людям. Вот лишь 3 исторических факта польской интервенции:
– 16 месяцев (с сентября 1608 г. по январь 1610 г.) длилась осада Троице-Сергиева монастыря.

15 тысяч поляков не могли сломить дух двух с половиной (!) тысяч русских, из которых к последнему штурму 31 июля 1609 г. остался в живых лишь каждый десятый;

Слайд 12
– в сентябре 1609 г. польский король Сигизмунд осадил Смоленск. Город стойкодержался 20 месяцев, хотя из-за страшной цинги (всего-то не было соли!) его население уменьшилось в 9 раз; Началась открытая польская интервенция.
– в марте 1611 г. поляки выжгли Москву до Китай-города и Кремля. Убитых москвичей было около 60 тысяч.

Слайд 13
В России наступило междуцарствие, уже не было больше царя иБоярская дума – Семибоярщина –пригласила на русский престол сына польского короля королевича Владислава. Это грозило тем, что, став польским королем он присоединил бы Россию к Польше.
«..все угрожало неизбежной погибелью земле Русской»...

Слайд 14
И была бы погибель, если бы не вера и патриотизм русского народа. По всей Русской земле росло негодование против поляков и лихих людей.
Знамя освободительной борьбы взял на себя Нижний Новгород.

На собрании выборных людей, сошедшихся потолковать о бедствиях земли, со своего места поднялся земский староста и торговый человек КозьмаЗахарьич Минин-Сухорук. Нижегородцы знали его за деятельного и практичного человека.

На городском сходе Кузьма Минин произнес свою знаменитую речь: «Православные, поможем Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим. Дело великое! Но Бог нам поможет».

Слайд 15
На другой день жертвенный порыв охватил весь город. Люди отдавали последнее. У кого не было денег снимали с себя медные нательные кресты, из которых чеканили монеты.

Слайд 16
Для руководства ополчением нижегородцы решили призвать лечившегося неподалеку после ранения князя и воеводу, 30-тилетнего князя Дмитрия Михайловича Пожарского и отправили к нему делегации посадских людей Нижнего Новгорода для переговоров.

Пожарский согласился, но при одном условии: у казны ополчения должен быть особый человек с исключительными полномочиями. Этим человеком стал именно Кузьма Минин.
Кузьма Минин стал заведовать ополченческой казной.

Слайд 17
Так эти два человека, избранные народом стали во главе нижегородского ополчения.
С этого времени Пожарский и Минин стали представлять единственную законную власть в Московском государстве.

Слайд 18
В начале марта 1611 года нижегородское ополчение выступило в поход. Его торопило и время, и наступавшая весна, грозившая дорожной распутицей.

Слайд 19
В августе 1612 г. отряды ополченцев разгромили под столицей польскую армию. 22 октября (4 ноября 1612 года по старому стилю) бойцы народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского штурмом взяли Китай-город.

Ополчение после жестоких уличных боев освободило выжженную Москву от поляков. У польских интервентов осталось последнее пристанище – Кремль, который попал в прочную осаду.

Слайд 20
С ополчением, которое возглавили Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, пребывала чудотворная икона Божией Матери Казанская. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступничеством была спасена Россия.

Перед решающей битвой православное воинство выдержало трехдневный пост и слезно молилось Царице Небесной перед иконой Ее Казанской о даровании победы. Икона стала главной святыней ополчения, своего рода боевым его знаменем.

Слайд 21
Поляки, осажденные в Кремле, измученные голодом и потерявшие надежду на помощь извне, были вынуждены сдаться. Командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. Этот день стал днем всенародного торжества.

Слайд 22
Теперь было необходимо избрать нового царя. На Земском соборе съехавшиеся в Москву со всей страны представители разных сословий – духовенства, бояр, дворян, казачества, купцов и даже крестьян, провозгласили нового царя – 16-тилетнего Михаила Романова.

Слайд 23
Сестра его деда – Анастасия Романова – была женой Ивана Грозного и матерью царя Федора Иоанновича, тем самым Михаил Романов был их дальним родственником.

Слайд 24
По указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено в 1649 году обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года).

В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Слайд 25
Заслуги Минина и Пожарского были высоко оценены новым царем: Пожарский был пожалован в бояре, а Минин – в думные дворяне. (случай беспрецедентный по тем временам)
В новом московском правительстве Минину был поручен сбор казны со всех городов. Эту работу он выполнял до своей ранней смерти в 1616 г.

Князь Дмитрий Пожарский успешно руководил войсками в сражениях против польских интервентов. С 1619г. он активно работал в Русском правительстве, возглавляя ряд учреждений-Приказов. Дмитрий Пожарский скончался 30 апреля 1642 г.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – одни из самых почитаемых русских национальных героев. Герои и богатыри на Руси, казалось, уже перевелись. Зато нашлись два честных человека, робко и даже как будто неохотно выступившие из безликой массы русских людей, лишь затем, чтобы после своего беспримерного подвига снова уйти в тень.

Эти двое – русский мужик и русский служилый человек – явили редчайший пример бескорыстного служения отечеству. Поэтому не случайно их и только их изображением потомки решили украсить Красную площадь.

Слайд 26
В 2004 году праздник был восстановлен, как День народного единства президентом Владимиром Путиным.

Таким образом, День народного единства по сути не новый праздник, а возвращение к старой традиции. В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

Слайд 27-28
Эта историческая страница нашего Отечества еще раз показала, что в трудное для страны время у русских людей особенно ярко проявляются патриотические чувства и раскрываются их лучшие качества: беззаветная любовь к Отечеству, величайшая доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.

Памятник Минину и Пожарскому работы скульптора Мартоса – один из самых известных памятников Москвы. Он создавался с 1804 по 1815 гг. на народные пожертвования и был установлен 20 февраля 1818 г. (по старому стилю) на Красной площади напротив входа в Верхние торговые ряды.

Скульптором изображен момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. На постаменте памятника, украшенного двумя барельефами, нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год".

В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день первый памятник Москвы находится у Покровского Собора. (Собора Василия Блаженного)

Слайд 29
Копия этого памятника в Нижнем Новгороде.

Слайд 30
Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. Удивительный по красоте, он украшен большой мозаичной иконой Казанской Божией матери. Над входом была икона Спасителя.

Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен в 20-х годах XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в благодарность за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками.

Деревянный Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого князя Пожарского, который принес чтимую икону Казанской Божией матери из Введенской церкви, где она хранилась до возведения Казанского собора.

Спустя несколько лет Храм серьезно пострадал от пожара и был восстановлен уже из кирпича зодчими Глебовым и Петровым в 1635-1637 годах по повелению царя Михаила Федоровича. После революции Собор, как и многие другие Храмы был разрушен. Сначала его закрыли и превратили в столовую и склад, а летом 1936 года снесли, так отметив его трехсотлетие.

К счастью, архитектор Барановский, проводя в 1920 г. реставрацию, успел сделать чертежи и замеры. По решению московского правительства, Казанский собор на Красной площади был восстановлен по проекту Журина, ученика Барановского.

Слайд 31
С праздником народного единства!

Размер:
22.62 Kb
Скачали:
10