Оформление: фотографии учащихся с мамами или фотографии мам учащихся; на стенах плакаты с рисунками и высказываниями великих людей о матери.
Место проведения: актовый зал.
Восславим женщину – Мать,
чья любовь не знает преград,
чьей грудью вскормлен весь мир!
Все прекрасное в человеке от лучей
солнца и от молока Матери,
вот что насыщает нас любовью к жизни.
М. Горький
Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя Мать. М. Джалиль.
Любовь к Родине начинается с любви к матери.
А человек начинается с его отношения к матери.
И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери.
Ю. Яковлев.
Звучит запись песни «Наши мамы» (сл. Л. Ошанина в исполнении Л. Зыкиной)
Ученик читает стихотворение:
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа,
Это – искра первого создания,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем – исток всего,
Ему конца нет.
Встаньте! Я произнесу его: МАМА.
ВЕД 1: Добрый вечер, дорогие мамы, одноклассники, гости.
ВЕД 2: Наш разговор пойдет об обыденном и вечном. Любовь к матери заложена в нас биологически, самой природой. Но мы не всегда умеем осознать ее. Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы поздравить наших матерей с праздником, и чтобы задуматься, как научиться понимать самых близких нам людей.
ВЕД 1: Слово «мама» - особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости.
ВЕД 2: Попробуем мысленно построить в ряд наших родственников, друзей, знакомых в порядке, так сказать значимости. Трудно? Все может измениться? Ничего нельзя знать наверняка? Но никакие даже самые невероятные перемены не могут заставить «пересмотреть» роль и значение в нашей судьбе человека, который дал нам жизнь.
ВЕД 1: Мать – вне ряда, место ее в нашей жизни совершенно особое, исключительное. Материнство выходит за пределы обычных форм человеческих связей. И в тоже время содержит все их зерна, потому что мать несет в себе идею человека.
ВЕД 2: закрой глаза, прислушайся. Ты услышишь мамин голос! Он живет в самом тебе, такой знакомый и родной. Его не спутаешь. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, руки. Мама учила тебя ходить, говорить, мама прочитала тебе первую книжку. Мама всегда была рядом. Все, что ты видел, все, что тебя окружало, начиналось с мамы.
Звучит песня «Мамонтенка»
ВЕД 1: Мама! Мамочка! Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым называют человека – самого близкого, родного, единственного. Мать следит за нашей дорогой, ее любовь греет нас до старости. Именно поэтому наш сегодня праздник называется «Загляните в мамины глаза», и посвящен Международному женскому дню 8 Марта.
ВЕД 2: Международный женский день изначально был праздником политическим. Впервые он отмечался 8 марта 1911 года в Германии, Австрии, Дании, Швеции. В России в 1911 году женщины не могли провести свой день, так как полиция следила за каждым шагом революционеров и только в 1913 году, в Петербурге был проведен первый Международный женский день. Современное празднование Женского дня уже не имеет цели утверждения равенства, а считается днем весны и внимания к женщине.
О, как прекрасно это слово – мама!
Все на земле от материнских рук.
Она нас, непослушных и упрямых,
Добру учила – высшей из наук.
Да слово «мама» издавна в народе
Возносят выше самых ярких звезд.
Родная мамка, дорогая ненька
Тебе несем мы в праздники цветы.
И в городе, и в малой деревеньке
Всего дороже ты нам, только ты.
ВЕД 1: Вы пробовали описать свою маму?
ВЕД 2: Описать? Маму?
ВЕД 1: Оказывается это очень трудно. Легче – Наташу Ростову или ??? Не все мы знаем какой цвет глаз у мамы, какой голос. Портрет чаще всего получается приблизительным: смотрим всю жизнь, но не видим самого близкого человека!
ВЕД 2: Этак можно и себя проглядеть.
ВЕД 1: Статисты подсчитали, что мама, ухаживающая за 2 детьми и мужем, в течение года перемывает 18 тысяч ложек, 13 тысяч тарелок, 8 тысяч чашек и т.д. А общий вес посуды, переносимой из кухонного шкафа к столу и обратно, за год достигает 5 тонн. И, конечно же, долг каждого члена семьи предложить маме переложить хотя бы парочку тонн посуды с ее могучих плеч на свои. А еще маме нравится быть красивой, даже на кухне.
ВЕД 2: Послушайте рассказ Н. Вересаева о двух художниках.
Учащийся 1. Два художника принимали участие в городском конкурсе на портрет самой красивой женщины на земле. Времени на поиски было много, поэтому один собрался в дальнюю дорогу, взял кисти, краски и стал ходить по городам и селам, надеясь увидеть именно ту, что сияла в его воображении. Конечно понятие живописца о красоте настолько сложно и уникально, что простому человеку это сразу не уразуметь. Удивлялись люди – сколько красоток вокруг, а он все ищет и ищет что-то особенное. Износил обувь, мерз под дождем и снегом, мучился от летнего зноя, потерял надежду встретить ту единственную, что достойна его кисти. И вдруг нашел! В женщине действительно было какое-то неземное очарование, которое он с успехом перенес на полотно.
Учащийся 2. А другой художник никуда не ходил. Он просто искал минуты, когда его любимая жена освободится от домашних хлопот, покормит и уложит детей, сажал ее перед собой и рисовал. Он даже и в мыслях не держал, что какая-то женщина может быть красивее его супруги. Когда открылась выставка и первый художник представил портрет красавицы, весь народ ахнул. В ней было что-то от сияния солнца, луны, звезд. А потом люди вздохнули и отвернулись, уж очень она напоминала о том, какие они сами обычные и неинтересные, как постарели их жены.
Открыли портрет второго – народ возмутился. Ну подумали зрители, не нашел ничего другого, как запечатлеть давно знакомую всем свою жену. Ее каждый день видели стирающей пеленки, успокаивающей плачущих детей, она не снимала халат и почти не ходила в гости. А потом возмущение людей стало стихать. В лице жены художника не было очарования блистательной дамы, но в ней была нежность и верность матери и супруги. И тогда даже старики приосанились – они вспомнили, как красивы были их жены в молодости, да и сейчас их очарование не погасло, а только увеличилось в кругу детей.
ВЕД 1: Ребята, как вы думаете, какой художник победил? Почему?
Родился сын, пылиночка,
Лобастенький, горластинький.
Горит его пеленочка –
Видна во всех галактиках.
Ему не только родинки,
Не только эти батькины
Глаза и губы бантиком –
Ему дала я Родину.
Со мной как рыбка в неводе,
И словно надо мною
Лежит – губами в небо –
Дитя мое земное.
Не надо славы, почестей, -
Ах, просто б жизнь текла.
Сынок февральской почечкой
Ждет моего тепла.
Теперь земля и воздух,
Глубь вод и жар огня,
И все на свете звезды
Зависят от меня. (Римма Казакова)
Мать.
У ней счастливей не было лица:
Пошел сынишка!..
Женщина готова
Рассказывать об этом
Без конца.
Вот только о себе самой –
Ни слова.
А было так:
Он, что-то лепеча,
Поднялся вдруг,
Качаясь от волненья,
И две ее руки,
Как два луча,
Ему
Определили направленье.
И страх его
Растаял неспроста,
Когда он зашагал,
Круша преграды:
Ведь две ее руки,
Как два щита,
Все это время
Находились рядом.
И он прошел
От стула до стола,
Хоть пол шатало,
Будто на причале:
Ведь две ее руки,
Как два крыла,
Парили
Над сыновьими плечами.
Наступит время:
Сын - через порог.
Потом - отъезд
И долгие разлуки…
Но у начала
Всех его дорог –
Опять ее
Протянутые руки. (Ю.Воронов)
Песни мамы! Сколько разных самых
Пелось в доме, в поле, у ручья…
Не было б на свете мамы –
Я бы не был, я бы не был я. (Р. Гамзатов)
ВЕД 1: Все наши мамы в детстве пели нам колыбельные песни. Но мы их уже забыли. И так хочется услышать их еще раз. Мамы, спойте нам наши любимые колыбельные песни. (звучат колыбельные песни. На экран проецируются фотографии малышей с матерями. Учащиеся зачитывают несколько детских сочинений)
ВЕД 1: Что знают родители о нас, вечно спешащих, перебрасывающихся непонятными словечками и отгородившихся от всего наушниками магнитофона?
ВЕД 2: Что знаем мы о наших мамах – усталых, раздраженных, занятых работой, беготней по магазинам?
ВЕД 1: Из далекой – далекой древности, из V в. До н.э., греческий философ Фалес послал нам предостережение: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями».
ВЕД 2: Через два столетия к тому же умозаключению пришел другой житель Эллады – Сократ. Он советует: « К родителям относитесь так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе».
ВЕД 1: Порой мы дерзим, грубим родителям, невнимательны к ним. Это их огорчает. Сегодня мы просим у вас прощения.
О, вера наших матерей,
Вовек не знающая меры,
Святая, трепетная вера
В нас,
Подрастающих детей.
Ее, как свет в березняке,
Не вытравит ничто на свете:
Ни единица в дневнике,
Ни злые жалобы соседей.
Уж матери – такой народ –
Вздохнут,
Нас долгим взглядом смеря:
«Пусть перебесятся. Пройдет», -
И снова верят, верят, верят.
Так верят матери одни,
Взыскательно и терпеливо.
И – не крикливые - они
Не почитают это дивом.
А просто непочем года
Их вере трепетной и нежной.
Вот только мы то
Не всегда
Оправдываем
Их надежды. (В.Коротаева)
Как бы не манил нас бег событий,
Как не влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот, от забот.
Боль за сыновей, подобно мелу,
Выбелит ей косы до бела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла.
Если сердцем стали вы суровы,
Будьте дети ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова,
Знайте: дети ранят всех больней!
Если ваши матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны.
Берегите их от черных шалей,
Берегите женщин от войны!
Мать умрет и не изгладить шрамы.
Мать умрет и боли не унять.
Заклинаю: Берегите маму,
Дети мира, берегите Мать! (Расул Гамзатов. «Слово о матери»)
ВЕД 2: Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерьми. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал нам жизнь, поставил на ноги, чьи дни и ночи были заполнены заботой о нас.
По-русски – «мама», по-грузински – «нана»,
А по-аварски – ласково «баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого особая судьба.
Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.
На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.
Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово от того,
Что вспоминают горную вершину –
Она прослыла матерью его.
И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождем следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивает капельки дождя.
Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,
И, скрыв слезу при ясном свете дня,
Не беспокойся, мама, говорю я,
Все хорошо, родная, у меня.
Тревожится за сына постоянно
Святой любви великая раба.
По-русски – «мама», по-грузински – «нана»,
А по-аварски – ласково «баба».
Два имени.
Есть у меня два имени заветных.
Они вошли и в жизнь мою, и в сны.
Одно, наверно, родилось от ветра.
Второе родилось от тишины.
Вот почему, когда во мне все бродит,
Неистовствует, рвется к мятежу,-
Одно – от ветра – вмиг меня находит,
А чаще сам его я нахожу.
Второе имя словно песня в мае.
В нем ласку слышу я и доброту.
Я часто это имя вспоминаю,
Когда бывает мне невмоготу.
Судьба моя, ты имена те милуй,
Будь с ними и щедрее и добрей…
Зовем одним мы именем любимых,
Другим мы называем матерей. (А. Дементьев)
ВЕД 1: Любовь… Сколько связано с этим словом!
ВЕД 2: Да! Но ведь мы говорим о маме. При чем здесь любовь?
ВЕД 1: Вот именно, когда в нашу жизнь приходит любовь, все остальное кажется незначительным, отступает на второй план. И мама тоже.
Люблю!
И все на свете смею.
Люблю!
И больше нет меня.
Ты есть!
Скажи, в огонь сумею,
Живая выйду из огня.
Мир отступает суетливо,
Под каблуком земля горит…
А мама смотрит сиротливо
И ничего не говорит. (Л. Васильева)
Инсценируется стих-е Д. Кедрина «сердце»
Дивчину пытает казак у плетня:
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей.
Дивчина в ответ заплетает косу:
- Про то мне ворожка сказала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой своей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, соломаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.
В пути у него помутилось в глазах,
Входя на крыльцо, споткнулся казак,
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся сынок?»
ВЕД 2: «Сказка – ложь, да в ней намек…, и хотя для нас эти проблемы еще впереди, давайте запомним: в данной системе отношений проблемы выбора нет. Она противоестественна.
ВЕД 1: Есть другая проблема: как добиться слияния трех душ? Как устроить жизнь так, чтобы никто не страдал?
ВЕД 2: Мы учимся, думаем о поступлении в институт, техникум, о будущей работе, но главная наша роль в жизни – это роль родителей. Кажется, мы вполне трезво это осознаем.
Послушайте притчу о Корнели Гракх. Многих она затмевала в Риме своей прелестью, блеском украшений, ежегодно участвуя в смотрах красоты. После смерти мужа Корнелия перестала бывать на смотрах. Но через несколько лет снова стала участницей конкурса. Она вышла в строгом одеянии без браслетов и ожерелий… Корнелия, где же твои драгоценности? – раздались голоса… Сейчас покажу, - ответила красавица и вывела за руку троих своих детей… Вот мои драгоценности.
ВЕД 1: Красиво, конечно. Но ведь материнство - это не только улыбки и радость. Это и горы пеленок, и бессонные ночи, и капризы детей, и очереди в магазинах. Легко ли быть матерью?
ВЕД 2: А теперь послушайте стихотворение К. Бальмонта «Женщина», и подумайте, какие строки в нем посвящены матери.
Женщина – с нами когда мы рождаемся,
Женщина - с нами в последний наш час,
Женщина – знамя, когда мы сражаемся,
Женщина – радость раскрывшихся глаз.
Первая наша влюбленность и счастье,
В лучшем стремлении – первый привет.
В битве за право – огонь соучастья.
Женщина – музыка, женщина – свет.
ВЕД 1: Не спешите с ответом. Взрослые люди говорят, что оно все посвящено матери, это – гимн ей.
ВЕД 2: Сколько нежности и благодарности хранят эти строки. Просто физически ощущаешь исходящее от них тепло.
Учащиеся читают стихи.
1. Кто может быть дороже мамы?!
Кто свет и радость нам несет?!
Когда больны мы и упрямы
Кто пожалеет и спасет?!
2. Кто пустит по ветру невзгоды,
Развеет страхи, грусть и стыд?!
Кто скрасит серость непогоды,
Стушует тяжкий груз обид?!
3. Следит за домом и бюджетом,
Уютом, модой, чистотой
Лихой зимой и жарким летом,
Легко справляясь с суетой?!
4. Украсит будни вечерами,
А к празднику накроет стол!
Спасибо беспокойной маме,
Никто из нас ни сир, ни гол.
5. Непринужденно улыбаясь,
Заварит утром свежий чай.
Авоськой тяжкой надрываясь,
Спешит домой в январь и май.
6. Ответственна ее работа,
Быть мамой – это сложный труд!
Ежесекундная забота –
Ее все помнят, любят, ждут.
7. Полна раздумий жизнь у мамы.
Хозяйки дома и семьи.
И потому все мамы – правы!
А виноваты всюду – мы!
8. Не захотев помочь, где надо,
Вдруг опоздали, не пришли.
Мы подвели, у нас преграда,
Предупредить мы не смогли…
9. Банальны, глупы, бесконечны,
Причины встали в хоровод.
Все потому, что мы беспечны,
И так всегда, из года в год.
10. Нам мамы многое прощают,
Не обижаясь, не браня.
Лишь терпеливо объясняют,
Не осуждая, не виня.
11. Где столько силы и терпенья
Берут все мамы на земле?!
Чтоб скрыть тревоги и волненья
И счастье дать тебе и мне?
12. Спасибо, мамочка, за нежность,
Твою святую доброту!
Любви вселенскую безбрежность,
Терпенье, такт и теплоту!
13. Ты дорога мне, ты – бесценна!
Поймешь, поможешь и простишь…
Твоя улыбка – драгоценна,
Ты, улыбнувшись, - исцелишь!
14. Знай, мам, ты – необходима!
Нужна мне каждый миг и час!
Ты – обожаема, любима,
Потом, недавно и сейчас!
15. Пусть слабость женская вернется,
Пусть с хрупких плеч исчезнет груз.
Любовь к ней снова прикоснется,
Неси для мамы жизни вкус!
16. Поможем маме быть красивой,
Веселой, доброй, молодой!
Довольной жизнью и счастливой,
Беспечной, искренней, родной!
ВЕД 1: А мы проснемся завтра утром и что скажем маме? – «Привет!» Конечно, говорить каждый день стихами тяжеловато. Но можно все таки поискать свои добрые и теплые слова. Ведь мама ждет их.
ВЕД 2: Может быть наш разговор о маме поможет нам найти с ней общий язык. На досуге, в тишине и одиночестве, давайте еще раз подумаем, вспомним, перечитаем все лучшее, что написано о матери.
ВЕД 1: И, придя домой, заглянем маме в глаза, до конца верные нам глаза.
Когда в цветенье яблоневом завязь
Нам предвещает торжество плода,
Войди, добро,
Умри, слепая зависть,
Воскресни, материнства красота!