В программу вошли разделы:
Требования к уровню подготовки
Тематический план
Содержание программы
Учащиеся должны знать:
- Какие наиболее характерные и частые ошибки в поведен пешеходов на улицах и дорогах приводят к дорожно – транспортным происшествиям.
- Название, назначение дорожных знаков, изученных в 1 и 2 классах, и вероятные места их установки.
- Дорожная разметка на улицах и дорогах в местах остановок общественного транспорта и на пешеходных переходах.
- Правила безопасного поведения пешеходов на городских улицах и загородных дорогах.
- Опасные и безопасные для пешеходов участки улиц и дорог в микрорайоне или населённом пункте.
- Значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов.
- Значение сигналов регулировщика для транспорта и пешеходов
- Что такое перекресток, и какие виды перекрёстков есть в микрорайоне школы или населённого пункта.
- Значение сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
Учащиеся должны уметь:
- Выбирать безопасные места и определять безопасные условия для перехода улиц в микрорайоне или населенном пункте.
- Безопасно выполнять переход улиц и дорог по обозначенным пешеходным переходам в сопровождении взрослых.
- Пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и движении на маршруте.
- Обращаться за помощью к взрослым в сложных ситуациях перехода улиц и дорог или при посадке и выходе из общественного транспорта.
Тематический план.
№ |
Наименование разделов и тем. |
Кол-во часов |
1.Условия безопасного поведения пешехода, пассажира
|
||
1.1. |
Как я знаю правила дорожного движения |
1 |
1.2. |
Движение пешехода по улице и дороге |
1 |
1.3. |
Правила перехода улиц, дорог |
1 |
1.4. |
Пассажир обязан |
1 |
1.5. |
Детский дорожно-транспортный травматизм |
1 |
2. Улицы и дороги
|
||
2.1. |
Элементы улиц и дорог |
1 |
2.2. |
Перекрестки и их виды. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. |
1 |
3. Регулирование дорожного движения
|
||
3.1. |
Дорожная разметка. |
1 |
3.2. |
Дорожные знаки. |
1 |
3.3. |
Сигналы светофора |
1 |
3.4. |
Сигналы регулировщика |
1 |
4. Будь внимателен и осторожен
|
||
4.1. |
Навыки безопасного поведения пешеходов на улице |
1 |
4.2. |
Переход нерегулируемых перекрестков, поведение граждан в местах остановок общественного транспорта |
1 |
4.3. |
На железной дороге и вблизи нее |
1 |
4.4. |
В гостях у инспектора ГИБДД |
1 |
4.5. |
Итоговые занятия |
2 |
|
Всего |
17 |
Содержание программы
1. Условия безопасного поведения пешехода, пассажира
1.1. Как я знаю правила дорожного движения (1ч.)
Повторение правил поведения учащихся на улицах и дорогах. Правила пользования общественным транспортом ( по материалам 1 кл.)
В каких случаях транспортные средства на улицах и дорогах представляют опасность для пешехода? Когда пешеходы представляют опасность для транспортных средств и водителей? Рассмотреть случаи из жизни учащихся, которые могли повлечь за собой ДТП.
Разбор маршрутов движения учащихся по улицам с интенсивным движением в школу, стадион, кинотеатр и т. п.
В результате беседы учитель выявляет, какие требования ПДД учащимися усвоены хорошо, а какие следует повторить во 2 классе.
1.2. Движение пешеходов по улице и дороге (1ч.)
Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. Происхождение этого правила. Движение пешеходов на загородных дорогах. Пересечение проезжей части вне пешеходного перехода. На нерегулируемых пешеходных переходах; при приближении транспортных средств с включенным проблесковым маяком и специальным звуковым сигналом. Культура поведения пешехода при переходе проезжей части дороги.
1.3.Правила перехода улиц, дорог (1ч.)
Установленные места для перехода улиц, дорог. Линия продолжения тротуара, обочина. Правила перехода улицы, дороги по пешеходным переходам. Переход улицы по сигналам светофора. Переход улицы на нерегулируемых перекрестках. Запрещенные места для перехода улиц, дорог. Островок безопасности. Осевая линия. Прогон скота через дорогу.
1.4.Пассажир обязан (1ч.).
Правила пользования общественным транспортом. Культура поведения в общественном транспорте. Порядок посадки и высадки из общественного транспорта.
Автобусные остановки, посадочные площадки в местах остановок трамвая. Правила перехода улиц после высадки из транспортных средств общего пользования. Поведение детей при перевозке их на грузовых автомобилях, оборудованных для этих целей.
Правила пользования городским железнодорожным транспортом. Что запрещается пассажиру.
1.5.Детский дорожно – транспортный травматизм (1ч.)
Основные причины дорожно – транспортного травматизма: незнание ПДД, невыполнение требований ПДД, игры на дорогах и вблизи нее, невнимательность, недисциплинированность.
Разбор дорожных ситуаций: выход или выбегание из-за предметов, мешающих обзору, движение через дорогу по диагонали, спешка, оживленная беседа на ходу, движение бегом, отвлечено внимание чем-то или кем-то, пустынная улица, автобусные остановки, нерегулируемые пешеходные переходы.
2. Улицы и дороги.
2.1. Элементы улиц и дорог. (1ч.).
Основная часть дороги – проезжая часть. Покрытие дорог. Автомагистрали, сельские грунтовые дороги. Обочина. Кювет. Пешеходная дорожка. Тротуар. Ограждение тротуара от проезжей части. Зеленые насаждения. Велосипедная дорожка. Улица с односторонним движением, с двусторонним движением. Составные части дороги и для чего они предназначены.
2.2. Перекрестки и их виды, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств (1ч.).
Определение понятия «Перекресток». Виды перекрестков (четырехсторонние прямоугольные, четырех сторонние под прямым углом, трехсторонние, Т-образные, У- образные, многосторонние, площади).
Световые сигналы, подаваемые водителем транспортного средства при начале движения, маневрировании (обгон, поворот налево, направо, разворот), остановке. Применение аварийной сигнализации. Подача звукового сигнала.
3. Регулирование дорожного движения.
3.1. Дорожная разметка (1ч.).
Значение дорожной разметки в организации движения. Пешеходный переход ( регулируемый и нерегулируемый). Линии разделения транспортных потоков противоположных направлений. Линии островка безопасности и его назначение.
3.2. Дорожные знаки (1ч.).
Назначение дорожных знаков. Виды дорожных знаков. Повторение по программе 1 класса.
Изучить: предупреждающие знаки ( СКОЛЬЗКАЯ ДОРОГА, ОСТОРОЖНО – ДЕТИ, ПРОЧИЕ ОПАСНОСТИ, ВЫБРОС ГРАВИЯ); запрещающие (ДВИЖЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЗАПРЕЩЕНО, ПОДАЧА ЗВУКОВОГО СИГНАЛА ЗАПРЕЩЕНА, ОСТАНОВКА И СТОЯНКА ЗАПРЕЩЕНА); информационно –указательные (ЖИЛАЯ ЗОНА).
3.3. Сигналы светофора (1ч.).
Значение светофоров в организации дорожного движения. Виды светофоров. Пешеходный и транспортный светофоры и подаваемые ими сигналы. Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров, дорожных знаков, разметки.
3.4. Сигналы регулировщика (1ч.).
Значение сигналов регулировщика для транспортных средств и пешеходов. Сигналы подаваемые регулировщиком, и их значение. Решение ситуационных задач.
4. БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН И ОСТОРОЖЕН
4.1. Навыки безопасного поведения пешеходов на улице (1ч.).
Изучение навыков безопасного движения: навык наблюдения за пересекаемой дорогой, навык переключения внимания, навык правильной оценки расстояния, навык остановки перед переходом дороги, навык осмотрительности.
4.2. Переход нерегулируемых перекрестков, поведение граждан в местах остановок общественного транспорта (1ч.).
Правила перехода нерегулируемых перекрестков. Тротуар, обочина. Осевая линия, островок безопасности. Где можно переходить дорогу. Занятия на специальной площадке, оснащенной разметками, дорожными знаками, светофорами и регулировщиком.
4.3. На железной дороге и вблизи нее (1ч.).
Железнодорожное полотно, насыпь. Опасности от железнодорожного транспорта для пешехода, пассажира, водителя. Переход через железнодорожные пути в оборудованных местах и за пределами населенного пункта.
Что запрещено ПДД делать детям вблизи железнодорожных путей.
4.4. В гостях у инспектора ГИБДД (1ч.).
Встреча с пропагандистом ПДД района в ГИБДД, в школе. Посещение ближайшего поста ГИБДД, наблюдение за работой инспектора.
4.5. Итоговые занятия (2ч.).
Игра –конкурс «Я – участник дорожного движения».