В программу вошли разделы:
Требования к уровню подготовки
Тематический план
Содержание программы
Учащиеся должны знать:
- Этические нормы отношений и правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров на улице, дороге и в общественном транспорте.
- Запрещающие, предупреждающие, предписывающие, информационно – указательные знаки, их назначение и места установки на улицах и дорогах.
- Назначение дорожной разметки и виды разметки на пешеходных переходах, остановках и стоянках транспортных средств, на улицах и дорогах.
- Правила безопасного поведения школьников
- При движении группой и колонной по улице и загородной дороге.
- С какого возраста школьникам по Правилам дорожного движения разрешается выезжать на улицу и дорогу на велосипеде или мопеде.
- Где разрешено школьникам кататься на самокатах, велосипедах и других самокатных средствах.
- Основные требования правил безопасного поведения при езде на велосипедах.
- Название и виды транспортных средств, связанных с перевозкой и обслуживанием человека.
- Значение световых и звуковых сигналов, подаваемых рукой водителями транспортных средств.
Учащиеся должны уметь:
- Безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим школьникам при переходе улиц и дорог.
- Пользоваться наземными видами общественного транспорта как самостоятельно, так и группой школьников.
- Правильно объяснять младшим школьникам, как безопасно переходить улицу или дорогу и как надо вести себя в общественном транспорте.
- Анализировать и оценивать правильность и безопасность поведения на улице и дороге пешеходов и водителей транспортных средств.
- Пользоваться картами, схемами, планшетами для объяснения и анализа правил безопасного поведения пешеходов на улицах и дорогах.
Тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1. Безопасность движения дело каждого |
||
1.1. |
Улица и я |
1 |
1.2. |
Причины дорожно- транспортных происшествий |
2 |
1.3. |
Навыки безопасного движения на улице |
1 |
2. Я стану водителем |
||
2.1. |
Основные понятия и термины |
1 |
2.2. |
Езда на велосипеде, на гужевом транспорте, требования, предъявляемые к прогону животных |
2 |
3. Формы регулирования дорожного движения |
||
3.1. |
Дорожная разметка |
1 |
3.2. |
Дорожные знаки |
1 |
3.3. |
Сигналы светофора, регулировщика |
1 |
4. Знай и соблюдай правила дорожного движения |
||
4.1. |
Движения пешеходов, переход улицы |
1 |
4.2. |
Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами. Предупредительные сигналы водителей |
1 |
4.3. |
Движение учащихся группами и в колонне, перевозка в общественном транспорте и специально оборудованном для этих целей автомобиле |
1 |
4.4. |
Железнодорожный транспорт и меры предосторожности |
1 |
4.5. |
Труд водителя. Игры и шалости детей на улице и дороге |
1 |
4.6. |
Итоговые занятия. |
2 |
|
Всего: |
17 |
Содержание программы
1. БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ- ДЕЛО КАЖДОГО
1.1. Улица и я (1ч.)
Повторение правил движения пешеходов по улицам и дорогам, правил пользования общественным транспортом. Закрепление пройденного материала в 3 классе по безопасности движения. Определение с учащимися наименее и наиболее безопасных маршрутов движения в школу, общественные, культурные и торговые центры и т. п.. В ходе урока обратить внимание на культуру поведения человека, на его дисциплинированность и личную ответственность.
1.2. Причины дорожно –транспортных происшествий (2ч.)
Основные причины ДТП. Знакомство с данными анализа ГИБДД (района, города, поселка) ДТП. Выявление зависимости роста ДТП от месяца года, от времени суток. Как можно предотвратить ДТП? Какие меры принимаются по предупреждению ДТП местными органами власти, милицией, ГИБДД, дорожными организациями.
Повторение правил движения пешеходов по улицам и дорогам, правил перехода улиц, дорог. Беседа о культуре поведения пешеходов, пассажиров, о дисциплине и ответственности каждого за нарушение ПДД.
Статистические данные о ДТП. Основные причины ДТП (необходимо давать учащимся под запись). С целью пропаганды безопасности дорожного движения попросить учащихся дома провести беседу с родителями, близкими , друзьями на эту тему.
1.3. Навыки безопасного движения на улице (1ч.)
Разъяснение необходимости изучать и приобретать навыки безопасного движения. Навыки должны войти в сознание человека как норма поведения, как правильная привычка, как автоматический подсознательный жест. Навык наблюдения. Навык переключения на улицу. Навык переключения на самоконтроль. Навык правильной оценки расстояния до движущейся машины. Навык «далеко», «скорость», «близко».
Выработка условного рефлекса «опасность препятствия, закрывающего обзор улицы». Психологическое восприятие движущегося потока транспортных средств, воспитание самообладания, оценки в момент опасности. Обладание навыками безопасного движения – залог личной безопасности.
2. Я стану водителем
2.1. Основные понятия и термины (1ч.)
Повторение терминов: пешеход, пассажир, участник дорожного движения, улица, дорога, тротуар, перекресток, пешеходный переход , проезжая часть, регулировщик, ДТП.
Знакомство учащихся с понятиями: полоса движения, главная дорога, водитель, велосипед, остановка, пешая колонна, уступить дорогу, полоса, полоса движения, транспортное средство, ПДД – Закон Российской Федерации.
2.2. Езда на велосипеде, на гужевом транспорте. Требования, предъявляемые к прогону животных (2ч.)
Технический осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка. Учебная езда на велосипеде на закрытой площадке под наблюдением взрослого. ДТП с велосипедистами, меры их предупреждения. Возрастной ценз на право управления велосипедом по улицам города. Движение велосипедистов группами. Особенности движения на гужевых повозках, санях, верховых и вьючных животных. Прогон животных через железнодорожные пути.
3. Формы регулирования дорожного движения.
3.1. Дорожная разметка (1ч.)
Повторение материала по программе 3 класса. Разметка «Горизонтальная линия» - линия, обозначающая место, где запрещена стоянка, «стоп – линия», линия обозначения места, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть, линии, обозначающие места остановок маршрутных транспортных средств, предупреждающие о приближении к стоп – линии; надпись «Стоп» предупреждает о приближении к разметке.
Разметка «Вертикальные линии» - обозначение элементов дорожных сооружений ( опор, мостов и т. п.) , обозначение боковых повреждений, ограждений дорог на закруглениях малого радиуса, крутых спусках и др. опасных участках.
3.2. Дорожные знаки (1ч.).
повторение за 3 класс.
Изучить:
- Предупреждающие знаки: Пересечение равнозначных дорог, пересечение с круговым движением, светофорное регулирование, неровная дорога, пешеходный переход, дорожные работы, направление поворота.
- Знаки приоритета: главная дорога, пересечение с второстепенной дорогой,
Уступить дорогу, преимущество встречного движения.
- Запрещающие знаки: Въезд запрещен, Движении запрещено, движение гужевых повозок запрещено, движение на велосипеде запрещено, повороты и развороты запрещены, обгон запрещен.
- Предписывающие знаки: Направление движения, велосипедная дорожка, пешеходная дорожка.
- Знаки сервиса: пункт первой медицинской помощи, питьевая вода.
3.3. Сигналы светофора, регулировщика (1ч.)
Значение сигналов светофора, действия водителей и пешеходов в соответствии с этими сигналами. Регулирование движения трамваев. Значение сигналов регулировщиков для транспортных средств и пешеходов. Действия водителей и пешеходов. Действия водителей и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам, разметке.
4. Знай и соблюдай правила движения.
4.1. Движение пешеходов, переход улицы (1ч.)
Правила движения пешеходов по улицам и дорогам. Правила перехода улиц и дорог. Культура поведения пешеходов, дисциплина и личная ответственность – залог безопасности.
4.2. Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами. Предупредительные сигналы водителей (1ч.)
Специальные автомобили: скорая медицинская помощь, пожарные, милицейские, аварийные. Преимущественное право проезда автомобилей, оборудованных специальными звуковыми сигналами и проблесковым маячком. Что должен знать пешеход, услышав и увидев эти сигналы.
Подача предупредительных сигналов световыми указателями поворотов автомобильного транспорта или рукой водителя. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов. Опасные последствия несоблюдения предупредительных сигналов.
4.3. Движение уч-ся группами и в колонне, перевозка в общественном транспорте и специально оборудованном для этих целей автомобиле (1ч.)
Порядок движения уч-ся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу. Порядок движения уч-ся в колонне. Правила посадки группы уч-ся в общественный транспорт.
Правила. Которые должны соблюдать уч-ся при посадке, в пути и при высадке из автомобиля, автобуса, трамвая.
4.4. Железнодорожный транспорт и меры предосторожности (1ч.)
Какой опасности подвергается пешеход, пассажир, водитель со стороны железнодорожного транспорта? Правила перехода, проезда железнодорожного переезда. Запрещение ПДД игр и шалостей вблизи железнодорожных путей, хождение по рельсам и насыпи.
Требования выполнения ПДД при прогоне животных через железнодорожные пути и выпасах вблизи них.
4.5. Труд водителя. Игры и шалости детей на улице и дороге (1ч.)
Работа водителей – это напряженный, ответственный труд. Обязанности водителя – обеспечение безопасности движения. Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителей. Где и как можно играть?
Почему нельзя играть на улицах и дорогах? Примеры из практики уч–ся.
4.6. Итоговые занятия (2ч.)
Проведение конкурса знатоков ПДД, соревнований по практическим навыкам езды на велосипедах.