Цель: показать весеннюю пору в произведениях писателей и поэтов.
Задачи:
Звучит музыка, дети входят в зал. На фоне музыки за кулисами читают стихотворение Ф. Тютчева "Весенние воды". Появляется картинка с надписью: "К нам весна шагает", а последние строки стихотворения - картинка весны. Звучит музыка, выходит Весна.
Весна:
Здравствуйте, здравствуйте!
Я к вам опять пришла.
Вьюги и метели прочь я прогнала.
Принесла вам солнца, света и тепла.
Очень этой встречи с вами я ждала.
- Вы меня узнали? (Да!)
Весна: На сегодняшнем празднике гостьей буду я. А какие приметы прихода весны вы заметили? (Дети отвечают на вопрос Весны)
- Наши третьеклассники очень наблюдательные, послушайте, что они вам расскажут. (Дети 3 класса рассказывают собственные наблюдения)
Библиотекарь: Ребята, многие приметы в народе стали очень известными. По ним можно судить о наступлении весны. А какие это приметы вы отгадаете сами.
Раздаются разрезные карточки с приметами. Ребята собирают их в нужной последовательности, а затем зачитывают. На экране появляется надпись. После каждой приметы показывается изображение птицы.
Увидел скворца, знай, весна у крыльца.
Гуси высоко летят - будет много воды.
Ласточка прилетела - скоро гром загремит.
Ласточка весну начинает, а соловей лето кончает.
Ранний прилет журавлей - ранняя весна.
Кукушка кукует сильно и часто, тепло не за горами.
Пришел кулик из-за моря – вывел весну из затворья.
Трясогузка прилетит, через 12 дней река пойдет.
Чибис с вечера кричит - к ясной погоде.
Грачи сели на гнезда - через три недели выходи на посев.
Ведущая: Кто же является синоптиками прихода весны во всех этих примерах? (Птицы)
- Это наши пернатые друзья. А вы зимой подкармливали птиц. (Да)
- Вы им сделали добро, и они отплатят вам тем же. Большими любителями наблюдения за природой были Виталий Валентинович Бианки и Николай Иванович Сладков. (Появляются портреты писателей)
Библиотекарь: Николай Иванович Сладков создал множество книг. Самые его известные "Сорочьи тараторки", "Азбука леса", "В лес по загадке", "Загадочный зверь" и "Подводная газета" находятся на нашей выставке книг. (Показывает эти книги)
- Одну из них мы сейчас откроем и почитаем. (Берет книгу "Сорочьи тараторки")
- Послушайте, что говорится в одном из рассказов, который называется "Зимние долги". (Дети 1 классов инсценируют рассказ "Зимние долги")
Ведущая: Видите, птицы не остаются перед нами в долгу за ваши зимние заботы.
Библиотекарь рассказывает о Н.И. Сладкове
Николай Сладков родился в Москве, но вырос в Санкт-Петербурге. Там же он познакомился с Виталием Бианки, который шефствовал над кружком юннатов при Зоологическом институте, и связь свою с ним не утратил, став взрослым.
Николай Иванович всегда считал себя учеником В. Бианки, и даже посвятил ему книгу "Краешком глаза". Наблюдать природу Николай начал с детства, но тогда он не думал, что станет писателем, и все свои наблюдения записывал в дневник.
Только после знакомства с В. Бианки он понял, что нужно поделиться с другими своими наблюдениями. Читая его рассказы, удивляешься, в каких он только передрягах не был: тонул в двух шагах от дома, застревал на отвесном уступе скалы, тащился по раскаленному песку.
Книги отличаются жанровым разнообразием: сказка – диалог, небольшие новеллы, отрывки из дневников натуралиста, поэтические календари природы, охотничьи истории.
Ведущая: В. В. Бианки был не только любителем природы и писателем. Еще одну его профессию вы отгадаете сами. (Дети разгадывают кроссворд)
Ключевое слово: орнитолог.
Весна: Виталий Бианки – ученый и писатель. Родился в семье ученого орнитолога – знатока птиц, хранителя Зоологического музея в Санкт-Петербурге. Родители передали сыну свою любовь к природе, он поступил в Санкт-Петербургский университет на естественнонаучное отделение.
- Закончив его, он побывал с экспедициями во многих уголках нашей страны, где накапливал впечатления, наблюдая за природой. В 1927 году впервые была напечатана "Лесная газета на каждый год", и до 1949 года он ее переписывал, дополняя новыми сведениями.
- Каждый номер был посвящен своему месяцу. Книга переиздавалась 11 раз. Заглянем в нее. (Берет книгу с выставки и открывает ее)
Весна: На дворе у нас 21 марта. "Лесная газета" тоже начинается с этого дня. 21 марта очень заметный в календаре природы. Послушайте, что о нем рассказывается. (Читает из "Лесной газеты" про 21 марта)
Весна: 21 марта – день весеннего равноденствия, - день с ночью меряются, полсуток на небе солнышко, а полсуток – ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот. Утром по старинному русскому обычаю пекли жаворонков – булочки с носиками и изюминками на месте глаз.
- В этот день выпускали на волю певчих птиц. С этого дня по новому обычаю начинается месяц птиц. Все посвящают его нашим маленьким пернатым друзьям. Развешивают тысячи птичьих домиков.
- 1 апреля является международным днем птиц. А вы ребята знаете, кто в каком домике живет? Сейчас мы это проверим.
Показываются картинки разных домиков для птиц, дети отгадывают, какая птица в нем будет жить, появляется картинка птицы. (скворечник – скворец; домишки - горихвостки, мухоловки пеструшки; сарайчики - белые трясогузки, домик – особняк - стрижи; полудуплянки - зарянки; лежаки - сычи и галки)
Ведущая: А вы знаете, как разговаривают птицы? Сейчас мы это проверим. Поиграем в игру. Давайте полетаем немножко. Я буду петь песенку, а как остановлюсь, поднимайте руки, машите крыльями и приговаривайте: "Летят, летят". Но, чур, не ошибаться, летим только с птицами. Кто ошибся – больше не игрок.
Грачи летят, на всю Русь трубят: "Чу–чу–чу – мы несем весну". (Летят, летят!)
Журавли летят, на всю Русь кричат: "Гу–гу–гу – не догнать никому!" (Летят, летят!)
Поросята летят, полосаты визжат: "Хрю–хрю–хрю – надоело нам в хлеву!" (молчат)
Синицы летят, на всю Русь кричат: "Дзу–дзу–дзу – не поймать никому!" (Летят, летят!)
Медведи летят, толстопяты рычат, "Ру–ру–ру – надоело нам в лесу!" (молчат)
Дятлы сидят, на всю Русь стучат: "Тук–тук–тук - вот весенний перестук!" (Летят, летят!)
Теленок летит, рогатый мычит, "Му–му–му – скучно одному!" (молчат)
Весна: Ребята, многие поэты посвящали мне свои строки. Вы знаете стихи обо мне. (Дети 4 класса читают стихи, а на экране появляются портреты поэтов)
Ведущая: Ребята, ранней весной у нас зацветает много первых цветов. Сейчас мне хочется проверить, как вы их знаете. (Раздаются разрезные картинки цветов. Дети их собирают, а затем называют, что это за цветок. Подснежник, мать-и-мачеха, верба, прострел (сон-трава), медуница, фиалка)
- Ребята 2 классов знают эти цветы и сейчас вам расскажут о них. (Дети рассказывают об этих цветах небольшие стихи и рассказы. Цветы по ходу рассказа высвечиваются)
- Молодцы! Но некоторые из этих растений занесены в Красную книгу природы и рвать их никогда нельзя, потому что мы можем потерять эти растения навсегда, они исчезнут, и не будут радовать нас каждую весну.
Весна: А что же звери, они рады моему наступлению? Мне с нетерпением хочется узнать, что вы знаете о них. (Задает вопросы, а дети отвечают)
Почему весной не бьют пушных зверей?
Какой у нас самый маленький зверь?
Какой зверь спит всю зиму вниз головой?
Когда у лосей начинают расти рога?
Какие животные у нас спят всю зиму?
Почему белка часто перетаскивает бельчат в другие дупла?
Весна: Молодцы! Я рада, что вы многое знаете обо мне, а песенку про весну знаете.
Дети 3 класса исполняют песню
Появляется картинка весны. Ученик читает стихотворение.
Земля оттаяла от снега и пропиталася водой.
Вода дала силу побегам, луга покрылися травой.
Зазеленели лес и нивы, и зацвели кругом сады –
Так пробуждается природа по мановению весны.
Библиотекарь: Это стихотворение написала учитель нашей школы Елизарова Л.А.
Библиотекарь рассказывает по выставке книг
- Ребята! На нашей выставке книг "Идет весна – красавица!" Представлены произведения разных писателей, которые писали о весне.
- Например, В. Бианки "Лесные домишки", Н. Сладков "Загадочный зверь".
- На выставке вы также видите сборник стихов "Родные поэты", журналы "Юный натуралист", в которых вы можете почитать стихи и разные статьи о весне.
- Я вас приглашаю в школьную и поселковую библиотеки. Приходите, читайте больше.
- Но красота природы описывается не только в произведениях литературы, ее можно увидеть и услышать в музыке. Послушайте песню Я. Дубравина, которая так и называется "Песня о земной красоте", которую исполнит учитель музыки и ученица 5 класса. (Выход детей из зала под музыку)