Логопедическое обследование обучающихся с ЗПР (1-4 класс)

Дианостический материал

Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи

1. Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция: повторяй за мной слоги как можно точнее:

па - ба - па
ду - ту - ду
ко - го - ко

са - за - са
жу - шу - жу
жа - за - жа

фа - ва - фа
шо - со - шо
сы - зы - цы

Оценка:

  • 3 балла – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
  • 2 балла – первый член воспроизводится правильно, последующие уподобляются первому (па – па – па);
  • 1 балл – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;
  • 0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы

2. Исследование артикуляционной моторики

Инструкция: смотри внимательно и выполняй за мной движения.

Губы в улыбке
Губы "трубочкой"
Язык "лопаткой"

Язык "иголочкой"
Язык "чашечкой"
Щелканье языком

"Вкусное варенье"
"Качели"
"Маятник"
"Улыбка" - "трубочка"

Оценка:

  • 3 балла – правильное выполнение движения 3-5 сек, 4-5 раз;
  • 2 балла – замедленное и напряженное выполнение;
  • 1 балл – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем, неточность
  • 0 баллов – невыполнение движения.

3. Исследование звукопроизношения

Инструкция: назови картинки (или повторяй за мной слова).

С сумка - автобус - посуда
С’ сети - гусь - такси
З замок - коза
З’ зима - газета

Ц цепь - птенец - пуговица
Ш шапка - душ - машина
Ж жук - ножи - пожарная машина
Щ щетка - плащ - овощи

Ч чемодан - мяч - бабочка
Р рыба - топор - барабан
Р’ река – дверь - батарея
Л лодка - футбол - молоток

Л’ лимон - медаль - телефон
Х хобот - ухо - петух
Х’ духи - хитрая
К кот – свекла - венок

К’ кино - кепка - ботинки
Г губы - вагон
Г’ деньги - бегемот - книги.
j Йод - яйца - попугай

Оценка:

  • 3 балла - норма
  • 2 балла - верно изолировано, при речевой нагрузке - смазанность речи;
  • 1 балл - мономорфное нарушение (одной группы звуков)
  • 0 баллов - полиморфное нарушение (несколько групп звуков)

4. Звуко-слоговая структура слова

Инструкция: повтори за мной слова: конфета, гусеница, апельсиновый, сковорода, табуретка, капуста.

Мотоциклист догоняет велосипедиста.

Оценка:

  • 3 балла – правильное выполнение задания;
  • 2 балла – замедленное послоговое воспроизведение;
  • 1 балл – искажение звуко - слоговой структуры слова;
  • 0 баллов – невыполнение задания

Серия II. Исследование навыков языкового анализа

Инструкция: ответь на вопросы:

Сколько слов в предложении? День был теплый. Около дома росла высокая береза.

Сколько слогов в слове дом, карандаш?

Определи место звука в слове? Первый звук в слове "сумка"?

Последний звук в слове "замок"?

Сколько звуков в слове "рак", "сумка", "диктант"?

Оценка:

3 балла – правильный ответ с первой попытки;

2 балла – правильный ответ со второй попытки;

1 балл – неверный ответ с третьей попытки;

0 баллов – непонимание инструкции.

Серия III. Исследование грамматического строя речи

1. Повторение предложений

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее:

Птичка свила гнездо.
В саду было много красных яблок.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Петя сказал, что не пойдет сегодня гулять, потому что холодно.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

2. Верификация предложений

Инструкция: исправь ошибки.

Дом нарисован мальчик.
Собака вышла в будку.
По морю плывут корабль.

Хорошо спится медведь под снегом.
Над большим деревом была глубокая яма.

Сборник логопедического обследования обучающихся с ЗПР для 1-4 классов публикуется в сокращении. Скачать полную версию вы можете по ссылке ниже

Размер:
51.18 Kb
Скачали:
11