В памятке предлагается рассмотреть, как выполнять работу над ошибками учащимися начальных классов на уроках русского языка.
Пропуск или замена буквы
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Например: ученик, звонок.
Большая буква в начале предложения
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Например: Падают жёлтые листья. Пришла золотая осень.
Перенос слова
Раздели слово для переноса.
Например: Оси–на.
Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.
Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: дочка, речка, мощный.
Гласные после шипящих
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.
Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: малыши, карандаши, роща, туча.
Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением
Запиши слово правильно 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (А, О, И, Е, Я)
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную одной чертой. Подбери проверочное слово и запиши в скобках. Поставь ударение в проверочном слове. Выдели корень. Подчеркни ударную гласную двумя чертами.
Например: сады (сад), молодой (молодость, молоденький).
Двойные согласные в слове
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Например: группа, груп–па, групповой, подгруппа.
Правописание предлога со словами (пробел)
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.
Например: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому?) берегу.
Правописание приставки со словами
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Например: Заехал, уехал, поехал.
Гласные и согласные в приставках
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с той же приставкой.
Например: Полетели, посмотрели, потянули.
Большая буква в именах собственных
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с той же орфограммой.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Краснодар.
Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним.
Например: Ель, тень, коньки.
Разделительный мягкий знак ь
Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни мягкий знак и гласную букву.
Например: Вьюга, листья.
Разделительный твёрдый знак ъ
Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни орфограмму.
Например: Съезд, объём.
Парные звонкие и глухие согласные
Запиши слово правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму.
Например: мороз (морозы), ягодка (ягоды).
Непроизносимые согласные
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так: звезда, звёздочка – звёздный.
Соединительные гласные в сложных словах
Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.
Делай так: водовоз, самолёт.
Двойные согласные в слове
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.
Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Луч (м.р.), шалаш, товарищ.
Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
Не с глаголом (орфограмма пробел)
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Например: не пришёл, не выучил, не знал.
Однородные члены предложения
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.)
на полянке (на земле, 1 скл.)
Првописание безударных падежных окончаний имён прилагательных
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Делай так: к лесу (какому? дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.)
Предлог с местоимением (орфограмма – пробел)
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Например: у преднас, копредмне, спредтобой.
Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.
Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.)
Мягкий знак в неопределённой форме глагола (-ться, -чь)
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.
Например: пытаться (н.ф., что делать?)
беречь (что делать?)
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Делай так: пишешь - писать, гл, 1 спр., (-е, -ут, -ют)
ставит – ставить, гл., 2 спр., (-и, -ат, -ят)
Сложное предложение
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
Предложение с прямой речью
Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.